Сергей Грачев о МУСПП «Ритуал»: «Главные принципы работы - доступность, качество, прозрачность»
09:17, 28 января 2021
В начале года стало известно о грядущих изменениях в одном из самых закрытых муниципальных предприятий МУСПП «Ритуал». Похоронное дело всегда считалось одним из самых непрозрачных. Результаты проверок в течение прошлого года выявили ряд нарушений, в числе которых и отсутствие четких регламентов, и использование «теневых схем» в ведении финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому решения городской власти спровоцировали широкий резонанс и обсуждение.
Чтобы получить ответы на конкретные и острые вопросы, разобраться в «траурном» бизнесе, мы поговорили с первым заместителем главы администрации МО «Города Саратов» Сергеем Грачевым.
– Сергей Евгеньевич, почему, по Вашему мнению, вокруг «Ритуала» сложилось столько «темных» историй и какие нарушения были выявлены в ходе анализа?
– В начале двухтысячных годов отменили лицензирование похоронной деятельности, приняли закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», передавший все полномочия по регулированию сектора ритуальных услуг в муниципалитет. Соответственно, организация похоронного дела как самостоятельного вида деятельности полностью перешла в МУСПП «Ритуал». Самостоятельность подразумевает определённую долю ответственности, глубокие знания отрасли и наличие желания развиваться и совершенствоваться. Но не всегда эти три качества встречаются в совокупности. К сожалению, иногда руководителями двигают совершенно другие интересы. С этим мы столкнулись при проверке деятельности «Ритуала». Были выявлены нарушения требований к содержанию мест захоронения и земельного законодательства при их использовании. «Задвоение» сотрудников при трудоустройстве, необоснованное премирование – всё это уводило потенциальные доходы из муниципальной казны и приносило неудобства людям в самый непростой период. Эти замечания были выявлены контрольно-счётной палатой Саратова ещё по итогам работы предприятия в прошлые годы. Поэтому потребность изменений и повышения прозрачности в финансово-хозяйственной деятельности «Ритуала» назрела давно.
– Кто выиграет от этих изменений? Меняются руководители, вносят свои правила, но в тяжелый момент человеку не до этих бумажно-бюрократических «новшеств».
– Вы совершенно правильно отметили бюрократические моменты. Именно поэтому для максимальной прозрачности мы хотим создать гарантированный перечень бесплатных услуг по погребению, доступный по принципу «одного окна». Сейчас готовится проект документа о порядке предоставления услуг по выдаче разрешений на захоронения, включая родственные. Информация о тарифах на услуги будет в обязательном порядке размещена на всех информационных стендах МКУ «Администрация кладбищ». Также запущена многоканальная телефонная линия для обращений и вопросов граждан.
Перед новым руководством «Ритуала» поставлена задача разработать и внедрить единые правила и стандарт оказания ритуальных услуг. Создать систему общественного контроля.
Это повысит конкурентоспособность предприятия на рынке, а значит, будет способствовать снижению цен на услуги. Необходимо стремиться повышать качество обслуживания населения. Я говорю о простых вещах – обустроенных беседках, лавочках, высаженных деревьях. В переломные моменты человеку важно чувствовать, что он не один, что все вокруг направлено на поддержку. Это и есть системная работа, которая будет выстроена на основе прозрачности и обратной связи с гражданами.
– Несколько лет назад «Ритуал» кредитовался для строительства школы в Саратове. Предприятие имеет репутацию добросовестного заемщика, значит, финансовое состояние достаточно устойчиво. Есть ли риск, что эти перемены могут как-то дестабилизировать эту ситуацию?
– Вы правы, «Ритуал» - стабильно работающее предприятие. По итогам прошлого года объём выручки превысил 123 млн руб. Причём только 5% приходятся на субсидии и муниципальные контракты, а большая часть - это проданные товары собственного производства и услуги. Однако это, к сожалению, отчасти объясняется спецификой отрасли. Чистая прибыль по итогам 2020 года ожидается не менее 10 млн рублей, 25% из которых будут направлены в городскую казну.
А теперь посмотрите, если провести инвентаризацию земельных участков, муниципального имущества и соблюдения договорных обязательств по ним, ликвидировать «серые» схемы финансовых потоков и «кадровой чехарды», насколько мог бы выиграть муниципалитет? По моим прогнозам - почти в два раза.
– На чём основан такой прогноз?
– Во-первых, уже проведён осмотр объектов участков и зданий, закреплённых за предприятием. По части не ясна законность и обоснованность их передачи частным лицам, есть факты нарушения вида разрешенного использования и санитарных норм. У предприятия есть земельные участки, свободные от прав третьих лиц. Сейчас проводится анализ технической и экономической возможности для расширения услуг предприятия. Например, организация залов прощаний, поминальных обедов и пр.
Во-вторых, есть резервы для финансового развития за счёт собственного производства и расширения ассортимента услуг. Например, изготовленные металлоконструкции для погребений можно в последующем реализовывать не только в розницу, но и оптом. И такая потребность есть. На территории транспортного цеха в этом году запланировано открытие медицинского кабинета, где будут проходить медицинское освидетельствование наши водители. Почему бы в дальнейшем не проработать эту возможность на коммерческой основе? Это позволит проводить «Ритуалу» данные работы хозспособом и дополнительно зарабатывать.
– У Вас не совсем чиновничий подход к работе муниципального предприятия. Всё-таки, что, на Ваш взгляд, приоритетнее – реализация местных полномочий или бизнес, коммерческий результат?
– Работа муниципальных предприятий - всегда совокупность задач. Во-первых, это возможность эффективно решать вопросы, связанные с улучшением условий и качества жизни граждан. Во-вторых, это важный механизм повышения доходной части бюджета. В-третьих, это определённые рычаги власти для создания здоровой конкуренции в конкретной отрасли. Таким образом, муниципальное управление приобретает новый облик, население – социальные гарантии и стабильность, а бизнес - предсказуемые условия. Собственно, эти основные принципы считаю главными в реализации финансово-производственной стратегии предприятия.
Беседовал Антон Леонидов.
- 1 Панков: Нужно провести проверку глав диаспор в Саратовской области
- 2 Жители более 20 улиц Саратова из-за аварии остались без воды
- 3 Фасад высотки на Лунной приведут в первоначальный вид по решению суда
- 4 Армянская община потребовала отставки главы «Урарту» после скандала в Балакове
- 5 В «Единой России» обсуждают кандидатуру Бусаргина на пост главы реготделения
- 1 Саратовцы добровольно передали на нужды СВО более 50 единиц оружия
- 2 В Саратове мужчина «кошмарил» женщин и дрался с охраной. Глава СК требует доклад
- 3 Старушка в центре Саратова остается на улице 6-й месяц: власти пока бессильны
- 4 Дело об убийстве в клубе в Дергачах обрастает новыми подробностями
- 5 На территории старого аэропорта Саратова будет 3 парка и пешеходная улица