Михаил Андреев: «В новом году в Саратовской области заработает единая система обращения с ТКО»
14:10, 24 декабря 2019
Саратовская область одна из первых вступила в так называемую «мусорную реформу». В августе 2018 года региональный оператор приступил к работе в Левобережье, Саратове и двух районах Правобережья. Спустя полтора года региональный оператор готовится к началу работы в оставшихся районах области. Об итогах, перспективах и сложностях состоялся разговор с руководителем Регионального оператора по обращению с ТКО Михаилом Андреевым.
- Михаил Васильевич, прежде всего об итогах «мусорной реформы». Чем ознаменовался этот год?
- Мы работаем уже почти 1,5 года в районах Левобережья и были одним из первых регоператоров в России. Конечно, «набивали шишки», как любой первопроходец. К началу нашей работы в Саратовской области уже было построено два современных объекта: Экотехнопарк в Энгельсском районе и мусоросортировочный комплекс в Балаковском районе. Но только с началом работы регоператора они получили оптимальную загрузку производственных мощностей.
Главным и общезначимым достижением мы считаем рост объема ТКО в 6 раз в первые же три месяца работы. Эта цифра наглядно показывает, сколько мусора у нас в регионе попадало на экологически опасные полигоны и свалки, выбрасывалось в оврагах и лесах, фактически отравляя окружающую среду. Работа Регионального оператора «вывела из тени», обелила эти потоки и обеспечила легализацию отрасли. Теперь отходы, образованные в зоне нашей работы, идут на легальные мусороперерабатывающие заводы, сортируются, обрабатываются и экологически безопасно захораниваются. Процент обработки ТКО в Саратовской области сейчас составляет 86%. Таким образом наш показатель уже превышает целевой ориентир нацпроекта «Экология» 2024 года.
Не менее значимая цифра – сумма инвестиций в отрасль. Они превысили 600 млн рублей. Была закуплена новая спецтехника, обновлен контейнерный парк в населенных пунктах, находящихся в зоне нашего обслуживания. Для этого подрядчиками закуплено более 20 тысяч контейнеров различной вместимости. Все мусоровозы оснащены системой ГЛОНАСС для онлайн контроля процесса вывоза отходов.
Сейчас можно сказать, что Регоператор работает в плановом режиме: соблюдаются транспортные схемы, работает система контроля мусоровывозящих компаний. Сформированная коммунальная инфраструктура позволяет обеспечивать практически 2 млн жителей качественной услугой и экологически безопасную обработку отходов.
- И все-таки, какие реальные объемы мусора производят в год жители области?
- По зоне деятельности 1 поступления за год составили 3,7 млн кубометров отходов. Это выше на 3% объемов, указанных в территориальной схеме. Т.е. изначально определенные областным минприроды нормативы оказались практически точными, несмотря на множество заявлений об их завышенности. Но остается вопрос, справедливо ли распределись эти объемы по мусорообразователям? Какие должны быть нормативы накопления для населения и бизнеса? Сейчас областное Минприроды совместно с учеными и общественниками проводит очередное исследование реального объема накопления отходов. По итогам расчетов оно либо внесет корректировки в нормативы, либо оставит всё как есть. Региональный оператор на этот процесс не влияет.
Много споров возникало в этом году как раз из-за нормативов. Камнем преткновения и весной, и осенью были ветки. И все-таки, почему они не включены в норматив?
Этот вопрос следует адресовать минприроды как уполномоченному ведомству. Но все понимают, что включение веток или еще какого-либо вида отходов, кроме ТКО, увеличит норматив. Поэтому если некий гражданин или чиновник активно продвигает идею включения веток и всего возможного мусора в норматив, то надо понимать, что это автоматически поднимет плату для жителей. Разумеется, для муниципалитетов это в какой-то части даже выгодно – снизить затраты на благоустройство за счет регоператора и жителей. Со своей стороны мы готовы вывозить всё, при необходимости, закупим дополнительную технику и будем обеспечивать услугу. Но готовы ли жители взять на себя дополнительную финансовую нагрузку от муниципалитетов? Региональный оператор работает в соответствии с законодательством и выполнит все, что им предписано. Изменится законодательство и нужно будет возить ботву, навоз, разобранные дома, ветки – будем. Но стоимость регулирующие органы установят уже другую.
- Т.е. говорить о том, что регоператор несправедливо начисляет, по собственному желанию поднимает цены, неправильно?
- Более чем. Тариф устанавливается, исходя из стоимости услуг полигонов и затрат на транспортировку. В зоне деятельности 1 построены два современных концессионных МПК, поэтому там учтена еще инвестиционная составляющая. По мере возврата первоначальных инвестиций тариф снижается. По итогам этого года он снижен на 5,4%, по итогам 2018 года – на 4%.
- Вы подробно рассказали о работе в так называемой Зоны 1. Со следующего года вы начинаете работу в Зоне 2. Население уже знает, какие нововведения у них появятся?
- Мы учли опыт начала работы на левом берегу, когда людям заранее не объяснили, почему у них происходят изменения и было недопонимание ситуации. Поэтому к Правобережью мы изменили подход. Разъяснительную работу мы ведем совместно с минприроды и районными администрациями с ноября. На встречах, помимо представителей администраций, присутствуют руководители бюджетных учреждений, бизнеса, местное население. Участники задают разные вопросы, на которые получают подробные и развернутые ответы.
Что касается стоимости услуг для зоны 2. Она действительно будет отличаться от зоны 1. В Правобережье тариф будет ниже, чем в Левобережье как раз за счет отсутствия инвестсоставляющей. В подавляющем большинстве районов с началом работы Регоператора произойдет снижение реальной платы за услугу по обращению с ТКО. Цифра колеблется, потому что и текущие платежи различаются в зависимости от района. Есть два-три района, где будет небольшой рост. И даже там, где он будет, жители позитивно воспринимают готовящиеся нововведения.
Что касается самой схемы в Правобережье. Для 18 районов и ЗАТО Светлый будет действовать 8 лицензированных полигонов, отвечающих всем требованиям законодательства и принимающих в рамках нашей услуги только экологически безопасные фракции ТКО. Министерство сейчас контролирует процесс подготовки полигонов – они должны быть оснащены весовым оборудованием, сортировочными лентами для извлечения из общего потока отходов ВМР. Районные власти завершают процесс согласования с населением мест расстановки контейнеров. Уже понятна общая потребность в них – почти 7 тысяч. Многие районы закупили контейнеры, оборудуют контейнерные площадки.
- Говоря о контейнерах и извлечении вторсырья, возникает вопрос: почему вы не закупаете контейнеры за счет реализации ВМР?
- Это довольно глубокий и важный вопрос, который нам задают на встречах с населением. В настоящий момент это невозможно исходя из принципов тарифного регулирования предоставляемой нами услуги. В тарифе заложено извлечение нами ВМР в определенном объеме на определенную сумму. За счет отбора и реализации вторсырья мы, прежде всего, обеспечиваем исполнение тарифа. Поэтому исполнение плана по отбору ВМР – это не просто обязанность, но и снижение экономических рисков.
А как учитывается отбор ВМР сторонними компаниями? Ведь во многих городах области установлены сетки для ПЭТ-бутылок, забирают макулатуру, картон, металл и т.д.
Нами эти объемы никак не учитываются. Мы проводим эксперимент в Волжском районе Саратова, где установлены три типа контейнеров. Пластиковые бутылки жители действительно отбирают хорошо, но мы столкнулись с тем, что рядом с нашими сетками некие люди выставляют свои. В части экологического просвещения и развития – это безусловно хорошо. Но в рамках эксперимента это создает ряд сложностей. Мы не можем оценить реальный объем вторсырья, который нужно отправить на глубокую переработку. Этим вопросом уже занимается городская администрация, но «чужие» сетки пока не убрали и, к сожалению, с каждым днем появляются новые.
Кроме того, надзора за этими организациями практически нет. Очень часто бывает, что сетки сторонних организаций переполнены месяцами, нас просят вывезти, но мы не имеем на это право. Известны случаи нелегальной сортировки во дворах жилых домов. Всё это существенно влияет на экономическую модель внедрения раздельного сбора, снижая объем отобранного ВМР. Как следствие, затраты на его внедрение не окупаются так, как могли бы. Мы прорабатываем механизмы дальнейшего взаимодействия с администрацией и минприроды по данному вопросу.
- По поводу эксперимента. Речь шла о его реализации до конца 2019 года. Подведены ли итоги? Какие перспективы у раздельного сбора в Саратовской области?
- Основной итог я уже назвал – оценить реальный объем отходов, подлежащих переработке, мы не можем. Только приблизительно. По истечении уже первого месяца стало понятно, что основная масса населения не готова заниматься сортировкой отходов дома. Проводя анализ морфологии отходов, мы видим, что люди не делят их и по-прежнему все выносят в одном пакете. Были случаи, когда в сетку для ПЭТ умудрялись сунуть пакет с пищевыми отходами. Сейчас мы завершаем подсчет экономического эффекта от эксперимента. В начале следующего года мы сможем представить результаты в минприроды и администрацию Саратова.
- Буквально на днях Российский экологический оператор назвал Саратовскую область в десятке лучших практик региональных операторов страны. Чем Саратов заслужил такую высокую оценку?
- Прежде всего, нам очень приятно, и мы гордимся профессиональной экспертной оценкой со стороны Российского экологического оператора. Перед нами стоит сложная задача – создание новой отрасли. Совместно с правительством области, муниципальными властями, общественными организациями уже почти два года проводится огромная работа. Именно легализация потоков ТКО поставлена в заслугу региону. Отмечено также наше активное взаимодействие с общественными организациями и образовательная программа саратовского филиала АО «Управление отходами».
Ее, кстати, не в первый раз признают одной из лучших в сфере экопросвещения. Она стала победителем в номинации «Экологическое воспитание и просвещение» Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие», была представлена на VI Всероссийская конференция по экологическому образованию «От экологического образования к экологии будущего» в Москве. В ближайшее время мы объявим о получении еще двух наград, так что следите за нашими сообщениями.
- 1 Панков: Нужно провести проверку глав диаспор в Саратовской области
- 2 Жители более 20 улиц Саратова из-за аварии остались без воды
- 3 Фасад высотки на Лунной приведут в первоначальный вид по решению суда
- 4 Армянская община потребовала отставки главы «Урарту» после скандала в Балакове
- 5 В «Единой России» обсуждают кандидатуру Бусаргина на пост главы реготделения
- 1 Саратовцы добровольно передали на нужды СВО более 50 единиц оружия
- 2 В Саратове мужчина «кошмарил» женщин и дрался с охраной. Глава СК требует доклад
- 3 Старушка в центре Саратова остается на улице 6-й месяц: власти пока бессильны
- 4 Дело об убийстве в клубе в Дергачах обрастает новыми подробностями
- 5 На территории старого аэропорта Саратова будет 3 парка и пешеходная улица