Капкаев и мучные черви
09:00, 28 августа 2013 Автор: Георгий Балаков
Первопричиной «Пугачевского бунта» стала неблагоприятная социальная обстановка в Пугачеве, вызванная упадком местной экономики. Анализируя ситуацию, «Четвертая власть» обратила внимание на то, что градообразующее предприятие «Пугачевский мукомольный завод» находится в стадии банкротства, работники распущены, а имущество распродается. Но самое интересное, что к этому отчасти или в основном приложил руку бывший директор, а ныне председатель Саратовской областной думы Владимир Капкаев, главный законотворец и второй человек в областной иерархии власти. Редакция провела журналистское расследование обстоятельств упадка завода, который странным образом был доведен до банкротства.
Политическую формулу Древнего Рима «разделяй и властвуй» председатель Саратовской областной думы Владимир Капкаев переложил в иную версию - «разоряй и властвуй». Наверное, таким принципом он руководствовался, когда был председателем совета директоров ОАО «Пугачевский мукомольный завод». Иначе как объяснить, что за годы его управления одно из крупнейших предприятий Пугачевского района стало банкротом, рабочие лишились своих мест, а остатки некогда процветающего акционерного общества вскоре будут пущены с молотка.
В облдуме Капкаев, несмотря на мнимое лидерство, всегда был одним из самых незаметных депутатов. Но в Пугачеве известен хорошо, и далеко не добрыми словами поминают там своего высокопоставленного земляка. Ведь именно под его руководством одно из основных предприятий района - «Пугачевский мукомольный завод», который Владимир Васильевич возглавлял еще с советских времен, было подведено к банкротству.
Переоценить роль «мукомолки» в местной экономике сложно. В районной администрации этот завод называют «градообразующим» по сравнению с другими здешними предприятиями. Тамошние экономисты уверены, что его закрытие очень негативно отразилось на и без того скудном рынке труда райцентра. «Он как завод больше не работает. Экономических доходов нам не приносит», - констатировала сегодняшнее состояние дел начальник отдела экономики администрации района Ольга Путина.
А ведь раньше производственные мощности мукомольных цехов позволяли не только обеспечивать местный рынок, но и в больших количества экспортировать ее за пределы района и области. Еще в 90-х, в эпоху «дикого капитализма», когда во всей стране заводы массово закрывались, пугачевская «мукомолка» работала в 3 смены. Численность рабочих составляла около 200 человек. В «нулевых» ситуация на предприятии значительно ухудшилось. Как следует из протоколов собрания акционеров, предприятие начало работать в одну смену, а объем продукции упал. К концу «правления» Капкаева в 2010 году предприятие прекратило свою работу.
«Кто вел завод к банкротству, я понятия не имею. Акционеры довели до такого состояния. Что может власть сделать? Земля у них в собственности. Мы помогали им, как могли, искали, куда реализовывать продукцию. Объемы были очень большими», - поделилась своими соображениями Путина.
Схожее мнение о причинах разорения завода высказал его акционер Сергей Шевцов. Главную причину сложившейся ситуации он видит в неграмотном управлении предприятием. Причем, с его слов, выходит, что «мукомолка» шла к банкротству с того самого дня, как председателем совета директоров стал Владимир Капкаев, который аккумулировал контрольный пакет акций. Вот как описывает его деловые качества собеседник «4В»: «Очень угодливый. Ни одного решения не примет без согласования. Никогда не возьмет на себя ответственность. Он же был ярый противник первое время приватизации, перемен перестроечных, был приверженцем коммунизма. А потом вдруг стал очень выгодным для саратовской власти, приспособился к новой системе, вписался в нее».
Своих подчиненных будущий спикер регионального заксобрания всегда сторонился. По мнению Шевцова, нужды рабочих и условия труда Капкаева интересовали мало, любые просьбы он выслушивал нарочито неохотно, словом руководил заводом «через пень колоду».
«К нему подходят, говорят о проблемах, он стоит, смотрит, куда-то вверх, в сторону, выслушает, молча развернется и уйдет. То, что сверху скажут, то он и будет делать. Ничего положительного о нем сказать не могу», - вспоминает Шевцов.
Чтобы не быть голословным, собеседник нашего издания зачитал данные из протокола собрания акционеров за 2002 год. Более поздних данных у него нет, поскольку, по его информации, последние несколько лет руководство завода игнорирует подобные собрания. Ни Капкаев, ни другие представителя топ-менеджмента на них не являлись. Из документа следует, что за 2000-2001 года по всем показателям производства продукции на предприятии был значительный спад. В частности объем выпущенной муки за год сократился на 37,6%. Производство макаронных изделий было вообще прекращено. Это время, когда директорство Капкаева близилось к финалу. В 2002 он официально сложил с себя полномочия гендиректора и ушел на профессиональную основу (т.е. на основное место работы с зарплатой) в облдуму, тогда еще простым депутатом. Видимо, он уже знал, что завод, благодаря его блистательному руководству, уже не спасти, и официально отошел от управления. Но стал председателем совета директоров, т.е. продолжал контролировать дела предприятия. Однако кризис продолжал усугубляться.
«В целом убытки предприятия за 2001 год 1,5 млн рублей. Предприятием было получено два кредита. Среди затрат гендиректор выделил строительство гаража (кому не понятно), переоборудование машины на газ, и оказание материальной помощи - расшифровку этой статьи так и не дали. Задолженность по налогам в 2001 году возросла на 1 млн рублей. Среднемесячная зарплата сократилась. Численность работников сократилась до 140 человек», - зачитал отрывок протокола акционер.
На данный момент на предприятии остались одни сторожа, а долги перевалили за 27 млн рублей, сообщил нашему изданию конкурсный управляющий Константин Марков. «Дело о несостоятельности и банкротстве было возбуждено 12 января 2012 года по заявлению кредитора ООО «Самарахлебрезерв». Кредитор заявил свои требования, порядка 10 млн рублей. Далее был составлен анализ финансового состояния, были сделаны выводы, что восстановить платежеспособность предприятия невозможно. Всего в кредиторах числятся 5 организаций. Общая задолженность предприятия составляет 27,5 млн рублей. Также имеется задолженность по заработной плате в размере 200 тысяч рублей. Причины, почему завод не работал, мне не известны. Так велась работа, такой был менеджмент, такие были управленцы. Почему не загружали работой - не понятно», - рассказал он.
Об умышленном банкротстве завода говорить нельзя, уверен управляющий. Ведь за предприятием сохранились все его активы, львиная доля которых, правда, не была оформлена надлежащим образом. В то же время вину в развале предприятия, пусть и не преднамеренном, Марков в большей степени относит к акционерам (иначе говоря - Капкаеву), нежели к директору. Несмотря на простой в работе «мукомолка» остается весьма ценным объектом. Со слов Маркова - подключи к заводу электричество, и он начнет работать в полную мощность чуть ли не завтра.
Уже сейчас, до начала торгов, желание приобрести его выразили несколько инвесторов. По сведениям «Четвертой власти», среди них могут находиться лица, аффилированные к бывшему председателю совета директоров Капкаеву. В таком случае «непреднамеренное банкротство» очень выгодно политику. С его помощью глава облдумы получает возможность не только списать все долги, но и увеличить свою долю акций предприятия. Причем если по бумагам все активы завода остались не тронутыми, то на деле ситуация может быть иной. Шевцов рассказал, что за предприятием было закреплено подсобное хозяйство в поселке Чурены, в котором насчитывались тысячи овец, крупный рогатый скот. «Но Владимир Капкаев довел до того, что все это исчезло, куда пропали тысячи голов скота, никто не знает», - делится подробностями акционер.
Выводил ли на самом деле Капкаев активы предприятиями, целенаправленно ли вел его к банкротству - вопрос сложный, и адресовать его следует правоохранительным органам. Пусть они дают оценку действиям главы областной думы.
Вникнуть в подоплеку банкротства следует и областному правительству. По мнению губернатора Валерия Радаева, недавний «Пугачевский бунт» напрямую связан с тяжелой социально-экономической ситуацией в районе. Получается, что одной из причин социального напряжения опосредованно стало банкротство завода, который контролировал спикер облдумы. Не его ли имел в виду глава региона, обещая на партконференции «Единой России» назвать организаторов народных волнений? «И вы ужаснетесь (узнав имена зачинщиков)», - сказал тогда Радаев. Действительно ужасаться есть чему. Ведь во главе областной думы стоит человек, который не то что за областью, за одним заводом - и тем уследить не смог. Можно ли доверять ему пост председателя заксобрания региона, госдолг которого приближается к размеру бюджета? Не приведет ли это к новому банкротству, но уже в масштабах не одного предприятия, а всей области?
По словам генерального директора завода Георгия Пержо, контрольного пакета не было ни у одного акционера. Максимальная доля, которой когда либо владел Капкаев, составляла около 26%. В 2002-2003 годах народный избранник продал часть своих акций. Предположительно самарским организациям, которые на тот момент вошли в совет директоров. Всего численность самарцев в совете составляла 3-4 организации, которые владели пакетами акций от 13% до 28%. По словам Пержо, Капкаев на тот момент уже не хотел быть председателем совета, но самарские предприниматели уговорили его остаться на своем посту, по всей видимости, в расчете на то, что депутат региональной думы будет лоббировать их интересы. В 2008 году ситуация резко изменилась. Новая самарская компания, через аффилированные организации начала скупать акции завода. Отношения у Капкаева с новым акционером с самого начала сложились, по словам Пержо, «мягко говоря, враждебные». Итогом этой конфронтации стала разгромная победа самарцев, которым сейчас принадлежит более 75% акций. Капкаев же не нашел ничего лучше, как покинуть ряды акционеров, причем, собеседник «4В», предполагает что свою долю он продал новому хозяину завода.
И тут наступает самый интересный момент. По мнению Пержо, активы предприятия через подставных фирм скупала та самая организация, которая в январе 2012 года подала иск о банкротстве завода - ООО «Самарахлебрезерв». Гендиректор считает, что таким образом фирма попросту решила избавиться от долгов, которые накопились у завода за время правления Капкаева.
Здесь можно говорить о неразборчивости Капкаева в выборе инвестора, которому он передал завод. И о том, что он сам предварил развал и упадок завода, приведший в последствии к его банкротству.
- 1 Панков: Нужно провести проверку глав диаспор в Саратовской области
- 2 Жители более 20 улиц Саратова из-за аварии остались без воды
- 3 Фасад высотки на Лунной приведут в первоначальный вид по решению суда
- 4 Армянская община потребовала отставки главы «Урарту» после скандала в Балакове
- 5 В «Единой России» обсуждают кандидатуру Бусаргина на пост главы реготделения
- 1 Саратовцы добровольно передали на нужды СВО более 50 единиц оружия
- 2 В Саратове мужчина «кошмарил» женщин и дрался с охраной. Глава СК требует доклад
- 3 Старушка в центре Саратова остается на улице 6-й месяц: власти пока бессильны
- 4 Дело об убийстве в клубе в Дергачах обрастает новыми подробностями
- 5 На территории старого аэропорта Саратова будет 3 парка и пешеходная улица