Дух Духовницкого района живёт в молодежи
21:18, 6 марта 2025 Автор: Вадим Рогожин
Уедет молодежь, изойдет дух, не будет района, останутся дома-заброшенки. Чтобы этого не произошло, чтобы это предотвратить, мы, депутаты областной думы, навестили Духовницкий район, чтобы обсудить стратегию его развития. Рабочий визит думы прошел в рамках кампании по изучению ситуации в удаленных районах Саратовской области. Это стало третьим визитом – до этого депутаты исследовали Самойловский и Романовский районы.
Целевое и профильное обучение
Перед большим совещанием депутатов с активом района я, как заместитель председателя комитета по образованию и культуре, провел совещание с представителями преподавательского сообщества по перспективам развития системы образования Духовницкого района. Главная задача – прекратить отток молодежи и оставить ее после завершения школы, техникумов, вузов работать на малой родине.
Были определены два стратегических направления. Во-первых, необходимо усилить работу по убеждению школьников заключать договоры о целевом обучении, чтобы выпускники возвращались в родной район. Сейчас в здесь работают два класса подготовки – педагогический, где лишь 1 ученик желает пойти целевиком, и медицинский, где 4 ученика желают обучаться в медуниверситете по целевому направлению. Конечно, этого недостаточно. Мало того, что есть много вакансий, так и все больше специалистов уходит на пенсию, а заполнить их некем. О каком сохранении сельских школ можно говорить, если никто даже из местных не возвращается после учебы? Здесь нужно более глубоко подходить к отбору школьников для целевого обучения.
Во-вторых, необходимо ввести начальное профессиональное образование. В этом году планируется в школе Духовницкого создать класс по обучению швей. Эта профессия востребована. Особенно удобно обучать этой профессии учеников с отклонениями, из них при школе существует спецкласс. В Дмитриевской школе при поддержке местных фермеров будут готовить механизаторов, так как район испытывает нехватку трактористов и комбайнеров.
Начальная профессиональная подготовка при районных школах – это новое направление, инициированное Вячеславом Володиным. В этом году оно начнет реализовываться в нескольких школах райцентров. В моем округе – в балтайской и новобурасской. Это будет что-то вроде предтехникума. Даже планируется создавать интернаты для учеников, которые будут приезжать учиться из сел районов.
Также на совещании мы обсудили то, что учеников, особенно с низкой успеваемостью или которые боятся ЕГЭ, нужно стимулировать поступать в колледжи и техникумы. Высококвалифицированные рабочие специальности сегодня хорошо оплачиваются. Госдума только что приняла закон о сокращении выпускных экзаменов после 9 класса до русского языка и математики. Чтобы ученикам легче было получить аттестат и поступить в среднее специальное учебное заведение. Это пока в рамках эксперимента, в который вошла наша область.
Но учителя на совещании подняли такую проблему. Не во всех колледжах и техникумах есть общежития. А где есть, нет воспитателей, которые следили бы за порядком и поведением учащихся. Из-за этого родителям приходится отправлять своих детей-подростков в другой город и снимать квартиру, что и накладно, и небезопасно. Над этой проблемой должно подумать министерство образования.
Будет комфортная среда – останется молодежь
Убедить выпускников остаться в районе без материальной мотивации практически невозможно. Требуется создавать комфортную среду обитания. В первую очередь, решить жилищный вопрос. Нужно районным администрациям строить социальное жилье. Это можно делать, участвуя в федеральной программе комплексного развития села. По инициативе Вячеслава Володина в Петровске, Базарном Карабулаке, Хвалынске и ещё в нескольких райцентрах строятся или уже построены дома для врачей. Возможно, такие дома необходимо построить и для учителей. Можно продумать вопрос, чтобы поделить квартиры в таких домах между приехавшими учителями и врачами. Особенно если под заселение типового 20 квартирного дома в районе не наберётся вновь прибывших докторов. Как это может произойти в Балтае.
В рамках программы развития удаленных районов нужно создавать социальную инфраструктуру. В сельских школах создавать точки роста, поставлять современное оборудование. В сёлах ремонтировать ФАПы и амбулатории с медтехнической начинкой. Местные дома культуры насыщать современным мультимедийным оборудованием с возможностью транслировать на экране кинофильмы. Нужно создавать иные объекты досуга и развлечения молодежи. В Духовницком районе нет даже ФОКа. Не во всех поселениях есть интернет. А без интернета уж точно молодежь в селе не удержишь.
А начать нужно с опорных поселений, что предусмотрено программой пространственного развития.
Без развития нет жизни района
Позже, на совещании глава района предоставил печальную статистику: за год в районе родилось 30 детей, а умерло 200. Район ежегодно теряет 170 человек (2% от населения района) и это без учета миграционных оттоков. Уверен, что из официально прописанных 9000 человек в районе как минимум треть там не проживает. Через 20-25 лет при такой динамике район вымрет. Поэтому обсуждаемую программу по развитию удаленных районов необходимо было запустить несколько лет назад. Хорошо, что теперь до цели сбережения сельского населения дошли «государственные» руки.
Совокупность районных проблем (образование, медицина, сельское хозяйство и т.д.) обсуждалось уже на расширенном совещании депутатов и местных чиновников и активистов. Была поставлена задача по выработке администрацией плана комплексного развития района с последующим представлением его в областные правительство и думу, чтобы было понятно, на что пойдет финансирование.
Зоосад и музей школы Духовницкого
К дополнение к отчету о моем визите в Духовницкое рассказу об экскурсии, которую провела мне директор школы Татьяна Анатольевна Фролова. Школа славится своими выпускниками: два академика и несколько генералов, герои ВОВ, герои СВО. Воочию видны традиции школы. Меня приятно впечатлил большой музей с двумя залами, где хранится вся история школы. На почетном месте – экспозиция самого почитаемого воспитанника школы – академика-ядерщика Гурия Марчука. Генералы, выпускники школы, подарили ей свои генеральские мундиры. Здесь же объемные панорамы сражений, которые сделали своими руками ученики.
А еще впечатлил меня живой уголок. Даже не уголок, а мини-зверинец, в котором есть попугайчики и другие птички, шиншиллы, аквариумы с рыбками и черепашками. И все это обставлено растениями. Ученики на переменах могут подойти к клеткам и аквариумам, пообщаться с животными. Например, попугай корелла очень любит, когда ему чешут шейку, в чем я лично убедился. Это прекрасная форма и обучения, и воспитания. Такого зоосада внутри школы я нигде больше не видел. Музей и зоосад – это фишки духовницкой школы. И образец для подражания. Подобного рода традиции положительно влияют на воспитание подрастающего поколения. Быть может, в этом причина выпускников с громкими именами.
Вадим Рогожин
- 1 Волонтеры из Саратовской области нашли без вести пропавшего участника СВО
- 2 В Саратове зоозащитники за идею приютов для животных. Но боятся их убийства там
- 3 В Саратовской области и.о. министра образования станет Александр Пажитнев
- 4 Футбольного хулигана из Узбекистана экстрадируют из Саратовской области
- 5 Жительница Саратова 2 года притворялась мужчиной и обманывала доверчивых женщин
- 1 В Энгельс из Казахстана в рамках госпрограммы переехала многодетная семья
- 2 Опрос «Четвертой Власти»: Что делать с бродячими собаками в Саратовской области?
- 3 В Ленинском районе новую школу хотят построить в парке «Территория детства»
- 4 Февраль. Кадровые торосы и полыньи
- 5 Силовики оцепили аэропорт Гагарин для проверки безопасности