14 марта 10:51 в Саратове +9°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Брутто-контракты: Что принесла Саратову передовая модель пассажирских перевозок?

09:00, 13 марта 2025

Общественный транспорт в Саратовской области находится в стадии кардинальных преобразований. Год за годом постепенно закрываются насущные проблемы жителей, связанные с недовольством сложившейся за предыдущие десятилетия системой обслуживания пассажиров. Благодаря проектам, реализуемым при поддержке председателя Государственной думы Вячеслава Володина постепенно потрепанный парк заменяется на новый подвижной состав, в Саратове и Балакове курсируют новенькие комфортабельные троллейбусы, саратовский трамвай переживает свое второе рождение, вот-вот Саратов с Балаково по Волге свяжет быстроходное судно «Валдай».

Изменения также коснулись автобусных перевозок в Саратове. А именно - реализация по инициативе губернатора области Романа Бусаргина в рамках транспортной реформы пилотного проекта по переходу автопредприятий на работу по модели брутто-контрактов. Уже сейчас можно говорить о том, что новый для нашего региона подход позволяет «закрывать» наиболее раздражающие пассажиров недостатки в работе общественного транспорта и открывает перспективы вплотную подтянуться к московскому эталону пассажирских перевозок. О том, к каким результатам на территории Саратова уже привел переход на новые типы контрактов и какие новшества ожидают городские автобусные перевозки в ближайшее время, «Четвертая Власть» поинтересовалась у и.о. министра транспорта Саратовской области Николая Сергеева и Михаила Любарского, генерального директора АО «Межгородтранс» - компании новой системы контрактов.

Такого еще не было

Однако, начнем с матчасти. Брутто-контракт - это модель, по которой заказчик перевозок (город или регион)  оплачивает перевозчику фиксированную сумму за определенное количество рейсов, произведенное транспортными средствами определенного вида и качества по обозначенным в контракте маршрутам и расписанию. Оплата зависит не от количества перевезенных пассажиров, а от фактически выполненной перевозчиком транспортной работы (количества рейсов), за невыполнение которой перевозчику грозят крупные штрафы. Система расчета оплаты перевозчику за оказанную услугу едина для всей страны. Деньги же, собранные за проезд с пассажиров, в полном объеме передаются в бюджет заказчика (города или области). Саратов - не первый регион, где реализуется система брутто-контрактов.

В других регионах России она уже успешно применяется, например, в Москве, Казани, Санкт-Петербурге. В Саратове в прошлом году по новой системе начали работать 2 городских автобусных маршрута 6А и 90А, которые обслуживает госпредприятие АО «Межгородтранс».

Вот как оценивает Николай Сергеев эту систему: «Организация перевозок пассажиров на магистральных маршрутах Саратова № 6А «Пос. Комсомольский – ТЦ «Касторама» и № 90А «ТЦ «Леруа Мерлен» - Крекинг» по брутто-контрактам позволила улучшить качество перевозки пассажиров, повысить транспортную доступность населения, снизить количество нареканий граждан на работу общественного транспорта, обеспечить на маршрутах работу нового подвижного состава и соблюдение установленного интервала движения, в том числе в вечернее время».

Новый формат перевозок повлек за собой почти двукратное увеличение пассажиропотока, вдвое выросло количество рейсов (с 90 до 180 ежедневно), а также  сократился интервал движения. Естественно, новой организацией работы маршрутов остались довольны и пассажиры. Саратовцы отмечают период ожидания у маршрутов №6А и №90А 5 минут, кондиционер работает. Теперь в планах правительства на весну перевести на брутто-контракты еще 2 городских магистральных маршрута.

Обязательным условием для работы по брутто-контрактам является использование абсолютно новых автобусов. Чтобы выпустить на рейсы 6А и 90А новый подвижной состав, правительство региона закупило транспортные средства, которые отвечают всем современным требованиям комфорта и безопасности (кондиционеры, низкий пол, пандусы и т. д.).

«Сейчас доля новых автобусов у  нас в предприятии достигает 58% подвижного состава», — рассказывает Михаил Любарский. «Их срок эксплуатации составляет до одного года, всего 86 единиц. Я работаю на предприятии без малого 30 лет, такого на моей памяти никогда не было. Переход на брутто-контракты позволил предприятию не только взять у правительства в аренду новые автобусы, но и самостоятельно закупиться техникой. В прошлом году предприятием  были приобретены в лизинг 8 автобусов большой вместимости для города Саратов. Данное количество позволило полностью обновить подвижной состав на ряде пригородных маршрутов: 231-м, 233-м, 283-м, 291-м, 349-м, 350-м, 419-м, 464-м.

Тем не менее, парк новых автобусов большой вместимости, курсирующих по Саратову и между Саратовом и Энгельсом, составляет уже более 30%. По словам Николая Сергеева, в целях улучшения качества транспортного обслуживания населения области в рамках мер государственной поддержки в 2024 году было приобретено 82 единицы автобусов большого и среднего класса, которые сейчас работают на маршрутах регулярных перевозок. В рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» к 2030 году в регионах РФ планируется увеличение доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного до 85%.

Пассажир — не средство заработка

Применение модели брутто-контрактов, помимо обновления автопарка, позволяет избавиться и от целого ряда застарелых проблем общественного транспорта. Перевозчик на брутто-контрактах не гонится за пассажиром, у него нет необходимости во что бы то ни стало забить под завязку салон, играя в догонялки с конкурентами или, наоборот, ехать с низкой скоростью. Чтобы получить прибыль, ему необходимо только осуществить определенное контрактом количество рейсов с оговоренным интервалом движения и с комфортными для пассажира условиями. При такой модели нет никакого резона не доехать до конечной остановки или  не выйти на линию, например, в поздние часы, когда пассажиропоток резко падает. За подобную «самодеятельность» предусмотрены серьезные штрафы.

«На сегодняшний день все автобусы без исключения оборудованы системой ГЛОНАСС, — рассказывает Михаил Любарский, — и эта система ГЛОНАСС заведена в «Умный Город», в «Яндекс. Карты» и так далее, есть приложение, и не то что диспетчер, самое главное - пассажиры могут посмотреть в телефоне, где находятся автобусы. И если вдруг автобус задерживается, можно удостоверится, что где-то образовалась пробка, придет транспорт не через 10 минут, а через 15. Да, это задержка, но человек понимает, по какой причине, и может планировать свое время».

Грядущие изменения

В апреле 2025 году в автобусах, работающих по маршрутам 6А и 90А, ожидается ряд новшеств. Во-первых, автобусы будут оснащены бескондукторной системой оплаты каждой двери (валидаторами). Это позволит производить посадку-высадку пассажиров через все двери автобуса, что сократит время пребывания транспорта на остановках и избавит пассажиров от раздражающей необходимости пробираться через «забитый» в час пик автобус к передней двери для оплаты проезда. Во-вторых, уже в апреле планируется ввести для водителей дресс-код. «У нас уже есть эскизы формы, ориентируемся на культурный внешний вид и удобство управления транспортным средством, начнем с брутто-маршрутов.  Я считаю, что эта модель перевозок передовая и, соответственно, данные маршруты должны быть идеальными, самыми лучшими во всем. Новый подвижный состав, новые системы оплаты и контроля, новая форма одежды, вежливое обслуживание пассажиров, забота об инвалидах - важно все. Мы со своими водителями ведем постоянную работу в данном направлении. Система брутто-контрактов как раз позволяет перевозчику уделять больше внимания сервису», - подчеркнул гендиректор.

Каждый автобус 6А и 90А оснащен системой мониторинга пассажиропотока. С введением бескондукторной системы оплаты проезда роль сознательности пассажира выйдет на первый план. Организацией контроля за оплатой проезда будет заниматься муниципальная служба совместно с полицией. Пассажир должен понимать, что реформирование системы перевозок в регионе зависит, в том числе, и от него, и, если он хочет дальнейшей модернизации работы общественного транспорта, то сознательная оплата проезда как раз является залогом дальнейшего развития. Понимает это и перевозчик. У «Межгородтранса» на маршрутах работают системы видеонаблюдения, позволяющие отслеживать действия водителей, которые в настоящий момент принимают оплату за проезд. Из 112 водителей с 15-ю предприятию пришлось расстаться из-за финансовых вопросов к ним.

«Брутто-контракты дали возможность предприятию модернизироваться, расширили горизонты планирования, открыли новые возможности. Мы кровно заинтересованы в их развитии, поэтому для нас важно, чтобы вся выручка, собранная за проезд, пополняла бюджет, иначе все прекратится.  В настоящий момент доля наличной оплаты проезда составляет порядка 20%. Она снижается, и это тенденция по всей России. Я везде об этом говорю, и в очередной раз обращаюсь к пассажирам, призываю их  использовать при оплате проезда безналичную форму оплаты. На сегодняшний день во всех автобусах для этого имеется техническая возможность» - подчеркнул Михаил Любарский.

Не сглазить бы...

По словам и.о. министра транспорта Сергеева, «приоритетными задачами при реализации транспортной реформы в Саратовской области являются повышение качества транспортного обслуживания населения, удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, повышение эффективности транспортного комплекса области и обновление подвижного состава, работающего по маршрутам регулярных перевозок».

Теперь приоритетом пассажирских перевозок ставится удобство и комфорт пассажиров. Появляется четкое понимание структуры работы общественного транспорта на основе открытых и контролируемых данных. Заранее просчитываются дальнейшие шаги модернизации, учитываются риски и принимаются меры по предотвращению негативных издержек. Наработанный опыт внедрения брутто-контрактов уже принес положительные результаты, на подходе новые.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

транспорт

Сотрудники ФСБ предотвратили теракт в отношении жителя Саратовской области

Сотрудники ФСБ предотвратили теракт в отношении жителя Саратовской области

В Пугачевском районе в опрокинувшемся автобусе было 12 детей. СК начал проверку

В Пугачевском районе в опрокинувшемся автобусе было 12 детей. СК начал проверку

Беспилотник атаковал Петровский район: есть разрушения

Беспилотник атаковал Петровский район: есть разрушения

Популярное
наверх