За 500 дней таможне есть чем похвалиться
08:59, 12 августа 2010 Автор: Беседовала Мария СИБИРЯКОВА
Прошли знаковые 500 дней с того момента, как Сергей Овсянников вступил в должность начальника Саратовской таможни. Мы попросили генерала рассказать читателям о первых итогах работы на этом посту и обозначить дальнейший вектор своей деятельности.
- Сергей Александрович, с момента вашего назначения начальником таможни прошли знаковые 100, а теперь уже и 500 дней позади. Можно, наверное, подвести некоторые итоги. Что удалось сделать за это время?
- Дату 100 дней можно отнести скорее к солдатам срочной службы. Помните, был фильм «100 дней до приказа»? Для меня ближе цифра 500 дней, уже можно провести анализ и подвести некоторые итоги.
Честно говоря, для меня ваш вопрос не неожиданный. Я его и сам себе задавал. Как-то я ехал в машине в одну из командировок и для себя отметил, что прошло уже 500 дней со дня моего назначения. Я начал анализировать, что удалось сделать. Такие командировки, как в Озинки, туда и обратно почти 700 километров, дают время для раздумий.
Во-первых, по итогам 2009 года в регион деятельности Саратовской таможни, несмотря на кризисные явления и сложные экономические показатели, пришло более 120 новых участников внешнеэкономической деятельности. Это говорит о том, что нам удалось создать для них привлекательные и комфортные условия.
Во-вторых, за этот период удалось создать совершенно новую инфраструктуру Саратовской таможни. Мы построили и ввели в эксплуатацию стационарный инспекционный досмотровый комплекс в Озинках. Реорганизация постов проходит четко в рамках новой таможенной концепции. Благодаря этим шагам крупнотоннажные, большегрузные автомобили не будут заходить в Саратов, разбивать дороги, создавать пробки и аварийные ситуации.
Таможенный пост – это не чемодан с ручкой: куда захотел, туда и перенес. Это достаточно сложная процедура. Решение об изменении инфраструктуры Саратовской таможни принималось в рамках той концепции, которую осуществляет Федеральная таможенная служба. Все изменения в структуре таможни в конечном итоге проводятся для создания максимально удобных условий для участников внешнеэкономической деятельности.
В районе расположения саратовского поста произошло несколько крупных дорожно-транспортных происшествий с участием большегрузных машин. На станции «Саратов-2», где будет размещен пост, открыт пункт временного хранения, который позволит справиться с любыми товаропотоками на железной дороге.
Саратовский таможенный пост будет функционально ориентирован на решение специфических задач, связанных с растаможкой товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, товаров, которые провозят физические лица (контейнеры и автомобили для личного пользования), кроме того, он будет обслуживать наш саратовский авиационный пункт пропуска, который является пограничным.
В Энгельсе мы создали принципиально новую современнейшую транспортно-логистическую структуру. Мы провели полную реконструкцию этого таможенного поста, отремонтировали все помещения, превратили его в самый современный таможенный пост. Мы увеличиваем функциональную нагрузку на Энгельсский таможенный пост как близлежащий к государственной границе Российской Федерации.
Балаково - это очень интересная экономическая зона. Это связано с очень крупными участниками внешнеэкономической деятельности, такими, как «Балаковорезинотехника», «Балаковские минеральные удобрения».
Вольский цементный завод тоже входит в регион деятельности Балаковского таможенного поста. И вы знаете, вольский цемент востребован как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.
А вообще товары, которые растамаживаются в Саратовской области, приходят более чем из 17 государств дальнего зарубежья: Бразилии, Чили, Испании, Ирландии, Голландии, Германии, Италии...
Я получил экспертные заключения через торгово-промышленную палату, участников ВЭД, общественно-консультативный совет, который действует при Саратовской таможне. Мы просто подключили логику жизни, и все срослось, все получилось.
- Расскажите, пожалуйста, подробней об уникальном стационарном досмотровом комплексе, построенном в Озинках.
- Мы там провели очень большую работу. Вот несколько характеристик этого комплекса: его пропускная способность – 23 грузовых автомобиля в час. Он способен досматривать автомобили до 20 метров длиной, до 5 метров высотой и до 3,5 метров шириной. Вот представьте: такой чемоданчик проходит через рентген, просвечивается, и на экране у сотрудников (аппарат обслуживают всего три человека) видна вся подноготная, все, что там лежит. Он способен видеть сквозь 400 миллиметров стали. Оборудование немецкое, производства компании Siemens.
В момент сканирования грузов личный состав не присутствует. Техника имеет несколько степеней защиты.
Общая сметная стоимость этого стационарного комплекса обошлась налогоплательщику в 284 млн рублей. Мы нисколько ее не превысили, потому что закончили строительство в течение одного строительного сезона. СИДК возвели за полгода, хотя по нормативам на строительство такого комплекса отводится 11 месяцев. То есть все работы были выполнены в удобное климатическое время года.
- Чем еще может похвастаться Саратовская таможня?
- В здании таможни сегодня полностью завершен капитальный ремонт. Здесь прекрасный тир и спортзал. Мы создали музей, в котором представлена экспозиция, иллюстрирующая историю Саратовской таможни. А нам в прошлом году исполнилось 20 лет. В музее мы приводим личный состав к присяге. К 20-летию была издана книга и выпущен фильм. В здании таможни мы проводим и праздничные мероприятия. Музей пользуется популярностью у студентов-стажеров. Надо сказать, что авторитет профессии таможенника очень серьезен. На таможенные факультеты саратовских вузов традиционно самый большой конкурс.
В этом году впервые на параде, посвященном 65-летию Победы, по Театральной площади «коробочкой» прошел сводный отряд таможенников вместе со своими питомцами.
Отдельно хотелось бы затронуть социальную тему. Мы постоянно помогаем подшефным детским домам, не так давно мы подарили воспитанникам партию конфискованной одежды.
- Сергей Александрович, с чего вы начинали на посту начальника таможни? За что взялись в первую очередь?
- Начало было трудное и бурное, я бы сказал, с точки зрения политической ауры, которая сложилась вокруг моего назначения. Ну, я считаю так: дорогу осилит идущий.
На сегодняшний день я могу сказать, что результаты Саратовской таможни по первому полугодию одни из самых высоких в Приволжском таможенном управлении. 7 июля мне вручили благодарность руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Юрьевича Бельянинова «За большой личный вклад в выполнение задач по защите экономических интересов Российской Федерации». Я думаю, это достаточно высокая оценка моего руководства, моего труда.
- Сергей Александрович, мы наслышаны о ваших ноу-хау. «День дублера», например. Расскажите об этом.
- Я бы, вы знаете, эти вещи ноу-хау не называл. Они уже давно изобретены и использовались в различных структурных подразделениях, в вузах, в частности, проводится «День дублера». Но поскольку у нас здесь очень жесткое, рамочное законодательство, эту практику сложно было переложить на деятельность таможни.
Мы уже два года подряд проводим «День дублера». Я скажу, что лично для меня это очень интересно. Поскольку я вижу главную задачу в подготовке смены. Нужно дать молодежи возможность самореализоваться в будущем. Но им нужно указать направление. А когда, кроме слов, есть еще и возможность попрактиковаться, это замечательно.
«День дублера» - это не просто название. И вот сидит такой начальник таможни в моем кабинете. Я не могу отлучиться от управления, потому что юридически значимые документы я должен подписывать сам. Но он на каких-то корешках за меня пишет резолюции. Потом я смотрю, сличаю, какие управленческие решения он принял по тому или иному документу, правильно ли он его адресовал, правильно ли сформулировал задачу для своих дублеров-подчиненных, что те с этой резолюцией пошли делать и какие меры принимать: кого вызывать, кому ставить задачу, кого контролировать, на что обращать внимание…
По итогам «Дня дублера» мы создали протокол поручений, которые сделали дублеры. Они дают возможность нам, исполняющим эти обязанности, посмотреть на все проблемы по-новому, другим взглядом, понять, что нам уже в затылок дышат конкуренты и что нам самим надо развиваться и соответствовать современным требованиям. И им в то же время дается возможность почувствовать груз ответственности, который возлагается на руководителя. Мы составляем для тех, кто хорошо проявил себя и имеет амбиции на самореализацию и карьерный рост, персональный план этого роста, включая переподготовку, стажировку и т. д.
- А теперь хотелось бы подробнее услышать про электронное декларирование.
- Электронное декларирование сейчас только начинает развиваться. Это перспектива будущего. Сегодня такая задача ставится Правительством и президентом. Это очень сильный инструмент борьбы с коррупцией. Вы через систему Интернет подаете таможенную декларацию, я ее получаю, и мы с вами даже не видимся. А компьютер ведет учет, какие поступают документы. Имеются строгие нормативы по времени выпуска электронной декларации. Если она не выходит, то уже надзирающие органы предъявляют к инспекторам таможни соответствующие требования за нарушения.
Электронное декларирование осуществляется двумя методами. По выделенным каналам связи, так называемый ЭД1. Но для этого требуется брокер, который имеет нужное оборудование. Дальше мы с ним разговариваем на одном языке по нашим выделенным каналам связи. Брокеры получают для этого доступ к ним, электронно-цифровые подписи, соответствующие ключи.
Но более перспективным является электронное декларирование ЭД2. Через систему Интернет. Когда любой участник ВЭД, пользователь Интернета, может найти соответствующие программы и через них подать декларацию, находясь в любой точке Российской Федерации.
- Вам за это время присвоили звание генерала. Много ли в таможне присвоений досрочных званий?
- Ну, мне генерала не досрочно присвоили. Для присвоения такого звания срок пребывания в должности должен составлять не менее одного года. У меня как раз прошел ровно год, поэтому мне звание генерал-майора таможенной службы присвоено не досрочно.
А вообще, такие случаи у нас есть. Причем по памяти я вам назову присвоение досрочного звания полковника таможенной службы начальникам Энгельсского поста Алексею Курохтину и Озинского поста Алексею Тарасову. Они получили звания за высокую самоотдачу в решении поставленных задач.
- Часто вы поощряете своих сотрудников?
- Вы знаете, стараюсь. Вообще-то, мне доставляет радость поощрять людей. Но поощрение не должно быть огульным, поощрять надо за конкретные заслуги. Я даже объявил на подведении итогов за прошлый год, что 2010-й будет годом поощрений, годом развития инициативы, творчества, решительности в работе.
Надо сказать, что в таможне достаточно слаженный и профессиональный, дружный коллектив. Без поддержки и помощи моих подчиненных таможня вряд ли бы добилась таких высоких результатов. Хотелось бы отметить моих заместителей Владимира Васильевича Кащеева, Олега Владимировича Назарова, Игоря Михайловича Зуева.
А поощряю достаточно часто. У нас очень хорошая система мотиваций, связанная с единовременным денежным поощрением, премиальными, которые мы выдаем по итогам работы за месяц, полугодие… Вручаем благодарственные письма. А проявить себя можно в чем угодно, это и участие в художественной самодеятельности, и выполнение непосредственно своих прямых обязанностей, и участие в спортивных соревнованиях, и хорошие показатели по стрельбе, выполнение заданий в командировке…
Совсем недавно получил приятную весть о том, что четыре сотрудника СОБР Саратовской таможни при выполнении задач по охране одного из объектов таможни Федеральной таможенной службы в городе Москве ночью задержали семерых бандитов. Ребята свою задачу выполнили, за что, естественно, я с большим удовольствием представлю их и к досрочным званиям и наградам.
- В прессе очень много муссировалась тема проверок в таможне. Чем в итоге они закончились?
- А проверки всегда будут заканчиваться следующими проверками. Потому что мы как федеральная структура, находящаяся на острие взаимодействия власти и бизнеса, имеем довольно много предпосылок к некоторой коррупционной составляющей. Если об этом не говорить, этого не видеть, может создаться почва, на которой обязательно вырастет зернышко коррупции. Поэтому мы к такому вопросу относимся очень внимательно. За нами надзирает транспортная прокуратура, а у нас существует комиссия и группа по рассмотрению конфликтов интересов. У меня в должностных обязанностях тоже прописана задача осуществлять противодействие коррупционным проявлениям.
Главное – что пишут в актах этих проверок. Расскажу о последних проверках, которые мы уже прошли в этом году. Была целевая инспекторская проверка Приволжского таможенного управления. Недостатки все сводились к неким рекомендациям, которые давались, для того чтобы усовершенствовать работу. Как таковых прямых недостатков не указано.
Закончилась работа комиссии отдела документационного обеспечения и комиссии Росфиннадзора по Саратовской области. Практически никаких недостатков не указано. Ну, и последняя проверка закончилась только что. Роскомнадзор проверял выполнение мероприятий по защите конфиденциальных данных. В этом акте вообще написано: «Недостатков нет». Одна строчка.
- По вашему мнению, на каком счету Саратовская таможня в Приволжском таможенном управлении и Федеральной таможенной службе?
- Ну, это не мне считать. Это считать нашему руководству. Некоторые цифры я вам привел. По итогам июля план Саратовской таможни по перечислению денежных средств в федеральный бюджет выполнен на 198%. По итогам третьего квартала мы уже 87% выполнили, несмотря на то что прошел только один июль. А оценивать эти цифры не в моей компетенции. Это задача моего руководства. Как оценят, так и будем воспринимать эти оценки.
- Какие сейчас наиболее актуальные проблемы для Саратовской таможни?
- Самая главная проблема – это, прежде всего, реализация положений Кодекса таможенного союза Россия - Белоруссия - Казахстан. Во-первых, это огромный объем нормативно-правовой базы, которую нужно очень четко знать и понимать. Во-вторых, это реализация этих законов. И в то же время нужно выполнить политическую волю, которую ставит руководство и которая состоит в том, чтобы соседствующие и экономической пуповиной связанные территории были доступны, прозрачны и свободны для передвижения товаров, которые создаются на этих территориях.
Традиционно еще во времена Советского Союза интеграция у нас была настолько прочной, что гайку делали в Казахстане, а болт в России, а потом эту гайку с болтом соединяли. Сейчас, представьте, этой гайке с болтом нужно пересекать границу. В результате или гайка, или болт становятся как минимум на 40% дороже. У нас некоторые товары из Белоруссии в Россию по нескольку раз переходят.
Продолжают оставаться риски, связанные с провозом запрещенных грузов, незадекларированных товаров и наркотиков. Товары, идущие через пост в Озинках из Казахстана, находятся на наркоопасном направлении из Афганистана.
У нас голова болит днем и ночью о том, чтобы в ходе этих упрощенных процедур не притупилась бдительность. Недавно в рамках нашего таможенного управления одна цистерна с соляной кислотой гуляла. Соляная кислота – это прекурсор, без которого нельзя сделать героин. Она ехала из России на юг, якобы в Казахстан. А куда дальше она пойдет?
И вот эта цистерна дошла до границы в Оренбург, там ее остановили, отправили на выяснение дополнительных требований по предназначению. После чего цистерна ни с того ни с сего ночью ушла. Появилась в Самаре. Там ее тоже остановили. Вот я жду теперь, когда она появится у нас в Озинках.
Вот такие проблемы. Главное – видеть их, понимать и принимать соответствующие меры.
- Помимо начальника таможни, вы являетесь руководителем Саратовского регионального отделения Ассоциации юристов России и несете другие общественные нагрузки. Как все успеваете?
- Вообще, мне моя работа нравится, и как отмечают другие, я пока с ней справляюсь. Я хочу сказать, что я не один. Вы спрашиваете, как я успеваю? Создается команда единомышленников, решающих одни и те же задачи. И каждый выкладывается по полной программе. Я благодарен тем людям, которые работают со мной и в Ассоциации юристов России, тем, кто меня поддерживает, помогает. Это плод коллективного труда, не мой личный.
- В случае радикальной реорганизации Саратовской таможни в рамках новой таможенной концепции кем вы себя видите?
- Честно говоря, я на эту тему не задумывался. Нельзя сказать, что я живу одним днем, перспективу себе никакую не строю. Я, конечно, думаю и о карьерном росте, и о своих задачах, и о своей внутренней самореализации, и о достижениях. Любой мужчина должен покорить свой Эверест.
- А вы уже покорили?
- Я думаю, что я свой Эверест еще не покорил.
- Очертите круг ваших интересов. Остается ли у вас свободное время? Есть ли что-то, помогающее вам напряжение сбросить?
- Есть вещи, которые я люблю: рыбалку, охоту, грибы собирать, путешествовать на автомобиле. Я люблю заниматься «самодельным» творчеством, мастерок умею в руках держать, гвозди забивать, строгать. В свое время занимался фотографией. Люблю бывать в гостях и сам принимать друзей. Круг интересов такой – на что хватает времени, тем и занимаюсь.
Зимой мы часто выезжаем в Хвалынск, катаемся на горных лыжах. А летом люблю отдыхать на Волге.
- Вы сказали, что каждый мужчина должен покорить свой Эверест. Какие требования вы к себе для этого предъявляете?
- Во-первых, человек должен быть порядочным. Прежде чем сделать какой-то поступок, касающийся другого человека, представь, сможешь ли ты потом посмотреть ему в глаза. Если почувствуешь, что не сможешь, не делай. На мой взгляд, это главное. Мужик сказал – мужик сделал, как говорится.
Еще я считаю основным необходимым качеством для достижения успеха простое желание работать. И все, что человек делает, он должен делать хорошо, этому меня научил мой отец.
Беседовала Мария СИБИРЯКОВА
P.S. В Приволжском таможенном управлении 9 августа подведены итоги выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможен. Саратовская таможня заняла первое место по управлению. Редакция «Резонанса» поздравляет с этим событием Сергея Овсянникова и весь коллектив нашей таможни.
- 1 Сквер под прессом. Жители Пролетарки недовольны благоустройством
- 2 Саратов атакован сильным ветром: снесены остановки, повреждены крыши
- 3 В Балакове задержан сын главы армянской диаспоры за хулиганство в баре
- 4 Саратовская прокуратура: Рухнувшую на женщину остановку поставили 10 лет назад
- 5 Вновь авария на Батавина: 70 тысяч человек остались без воды
- 1 Саратовцы добровольно передали на нужды СВО более 50 единиц оружия
- 2 В Саратове мужчина «кошмарил» женщин и дрался с охраной. Глава СК требует доклад
- 3 Старушка в центре Саратова остается на улице 6-й месяц: власти пока бессильны
- 4 Дело об убийстве в клубе в Дергачах обрастает новыми подробностями
- 5 На территории старого аэропорта Саратова будет 3 парка и пешеходная улица