Саратов не должен быть разрушен
11:26, 10 июня 2010 Автор: Сергей Щукин
Саратов не должен быть разрушен
Опубликованная в конце мая в журнале «Русский репортер» статья «Саратов должен быть разрушен» всколыхнула местную общественность. Не то чтобы там содержались какие-то новые сведения о городе - нет, скорее задело, что нашу жизнь так резко критикует кто-то со стороны, претендующий на объективность. Вот и собравшийся 3 июня в ресторане «Славянский рай» круглый стол казался «нашим ответом» заезжему московскому журналисту.
Практически каждый выступающий так или иначе касался скандальной публикации. Заявленными темами встречи стали генплан региональной столицы в целом и развитие Ленинского района в частности. Организаторами круглого стола, который объединил чиновников и экспертов, выступили депутат гордумы Олег Комаров и некоммерческое партнерство «Ворота в Саратов», созданное при Центре стратегического планирования области.
«Пробка 50 лет Октября»
Некоторые из приглашенных, прежде всего из гильдии слуг народа, на встречу так и не явились. Пошли разговоры, что их отсутствие не случайно, что властям Саратова не нравится, когда у них за спинами устраиваются такие «междусобойчики». Законодательную власть на круглом столе представляли лишь двое: региональный парламентарий Зинаида Самсонова и городской депутат, «хозяин территории» Олег Комаров.
Олег Константинович же и задал тон беседе, пожаловавшись на дорожные пробки:
- Вчера я в семь вечера возвращался домой, и проспект 50 лет Октября был забит. Машины стояли в два-три ряда, машины «Скорой» пытались организовать четвертый ряд. Все стояли в пробке и вспоминали власть, депутатов, и... их близких родственников…
Судьба проспекта 50 лет Октября была одной из основных тем встречи. Ведь эта улица - типичный пример развития дорожной сети Саратова, вернее «неразвития». Изначально предполагалось, что со временем магистраль будет меняться, ее станут расширять, строить дороги-дублеры, транспортные развязки. Но, как видно, и в советский период власть находила городским деньгам более полезное применение. И потому «дорожные» проекты оставались на бумаге. Наконец, на исходе 80-х годов был предложен радикальный способ «разгрузки» проспекта – метро из Ленинского района в центр. Было бы оно построено, если бы СССР не развалился, остается только гадать. В 1994 году «Саратовгражданпроект» разработал генплан развития 3-й Дачной. Об этом на круглом столе вспомнил Олег Комаров. План одобрили и положили на полочку. Где-то там он, видимо, пылится до сих пор. К 2010-му проспект 50 лет Октября (или «пробка 50 лет Октября») стал настоящим испытанием для автомобилистов и пассажиров общественного транспорта. Впрочем, как и другие центральные улицы. По статистике, сегодня в Саратове на один погонный километр дороги приходится 300 единиц легкового транспорта.
Единственный положительный эффект от транспортного коллапса отметил участник круглого стола, заместитель начальника ГИБДД города Юрий Носов:
- Как это ни парадоксально, дорожные заторы имеют положительное влияние на безопасность дорожного движения, аварийность с начала этого года снижается. Дело в том, что средняя скорость движения по городу снизилась до 15-20 км/ ч, а при такой скорости люди в ДТП не получают серьезных травм. Выходит, количество ДТП растет, но человеческие жертвы уменьшаются. Здесь, конечно, есть и заслуга ГИБДД. По итогам четырех месяцев 2010 года общее число ДТП у нас снизилось примерно на 40% по сравнению с прошлым годом. Особенно мало жертв было в конце зимы, когда транспорт в городе практически не ехал.
По словам Юрия Носова, из-за пробок большую часть рабочего времени инспектора ДПС вынуждены тратить на ручную регулировку дорожного движения. Это ведомство не устраивает. Ежегодно оно направляет в различные инстанции письма с предложениями по реконструкции дорожной сети, многие из них в точности повторяют инициативы еще середины прошлого века.
Рассказал замглавы ГИБДД и о другой насущной проблеме: незаконных парковках на обочинах. Саратовские автовладельцы уже давно перестали обращать внимание на знаки запрета стоянки, оставляют транспорт, где придется. Инспекторам ГИБДД, чтобы оштрафовать их, порой приходится дежурить у машины несколько часов. Решить проблему, по мнению Носова, могут эвакуаторы и штрафные стоянки. Да вот беда, с тех пор как по закону эвакуация и первый день содержания авто на штрафстоянке стали бесплатными, никто из саратовцев не хочет заниматься этим бизнесом.
Саратов – не Мадрид
За автомобилистов вступился специалист комитета дорожного хозяйства города Вячеслав Хорохорин.
- Саратову нужны не штрафстоянки, а просто стоянки. Сегодня саратовцы оказались в безвыходном положении – им просто некуда ставить машины. А стоянки не строят, потому что вдоль дорог землю отдали под магазины и АЗС. По этой же причине мы и дороги расширять не можем. Например, на некоторых участках 50 лет Октября расширение дороги невозможно из-за торговых комплексов.
По словам Хорохорина, из-за расставленных повсюду ларьков и павильонов расширять магистрали и организовывать парковки остается за счет зеленых насаждений. Это высказывание прозвучало очень актуально на фоне «ларечных войн», которые прокатились по Саратову в мае.
Профессор СГСЭУ Юрий Гусаров предложил европейский подход к проблеме. Он отметил, что (хотя «Саратов не Мадрид») в Мадриде на обочинах совсем нет машин. И это связано не только со штрафами (впрочем, и они там в разы больше российских). В свое время испанский король Хуан Карлос I обязал предпринимателей создавать под своими офисными зданиями и торговыми комплексами подземные стоянки. Испанцы были страшно недовольны, зато теперь практически все автомобили паркуются под землей. Так, может быть, и саратовским властям применить административный ресурс в этом вопросе?
Дайте денег
Начальник отдела генплана комитета по архитектуре Саратова Алексей Шушарин подтвердил, что часть предложений из ГИБДД приходит к нему:
- Мы подтверждаем все эти проблемы. Более того, решение их заложено в генплане Саратова, принятом два года назад. Есть проект превращения проспекта 50 лет Октября во второй проспект строителей. Но эти проекты не реализуются по экономическим причинам - нет средств. Часть запланированных денег все же удалось выделить из бюджета, и они были освоены в основном на проектную документацию. В результате проектировщики прилежно перерисовывают одни и те же схемы из одного генплана в другой.
Вообще же, выступления городских чиновников на круглом столе оказались традиционно жалостливыми. Шушарин напомнил, что генплан Саратова принят до начала кризиса, когда финансовые возможности губернской столицы были куда больше. В том же 2008-м появился и еще один не менее «эпохальный» документ: муниципальная программа развития уличной дорожной сети и пассажирского транспорта на территории города. Она худо-бедно реализовывалась до мая этого года, затем ее действие приостановили из-за недостаточного финансирования. Региональные же чиновники не спешат вкладывать деньги в дороги Саратова. Кроме того, законодательство о разграничении полномочий между муниципальными и губернскими властями серьезно усложнило это.
- Мы, наивные албанцы, пытались взаимодействовать с областной властью, готовили проектные постановления на заседания областного правительства, - рассказал Алексей Шушарин. - Мы говорили: давайте выделим из областного бюджета сумму в рамках распределения межбюджетных отношений. Но когда эти документы доходили до правительства, город начинал выступать в роли мальчика для битья: нам говорили, какие мы плохие, что требуем у них денег, потому что сами не можем решить свои проблемы. После этого мы перестали выдвигать инициативы на уровне области - не видим смысла.
Вячеслав Хорохорин пожаловался, что из-за недостатка денег в городе давно нет нормального ремонта дорог, чинят лишь верхний слой полотна. При этом число таких слоев может доходить до 10. Единственная магистраль города, качеством которой Хорохорин доволен, расположена между КП ГАИ и поселком Юбилейный.
- Здесь можно с уверенностью сказать, что дорога простоит и пять, и 10 лет. Она строится по новейшим технологиям, соблюдаются все необходимые нормативы, - сказал сотрудник комитета дорожного хозяйства. - А то, что мы сегодня делаем в городе, - всего лишь «припарки».
- То есть дорога ремонтируется лишь тогда, когда в этом заинтересованы верхние эшелоны чиновников, - подытожил кто-то из участников стола, намекая на роскошные дачи на берегу Волги.
У остальных участников «круглого стола» чиновничьи жалобы на нехватку денег вызвали лишь раздражение. Зинаида Самсонова (которая, кстати, согласилась со многими пунктами статьи московского журналиста) напомнила, что бюджет Саратова 2007-2008 годов был максимальным, но и тогда серьезной реконструкции дорожной сети не проводилось. Профессор Поволжской академии госслужбы Александр Степанов (он же экс-министр экономического развития и инвестиций) задал чиновникам другой вопрос:
- Ответьте мне: что можно сделать в рамках реализации генплана без денег? Давайте сначала сделаем это, а потом уже перейдем к денежным вопросам. Вот вам вопрос: почему при наличии генплана и четко определенных зон застройки в Саратове активно идет точечное строительство? Давайте соблюдать установленные вами же правила. В конце концов, разве у нас на деньгах все держится? С деньгами, как говорил Аяцков, и дурак сумеет.
Рассказал Степанов, и почему Саратову вечно не хватает средств. По его мнению, в стране так и не научились соотносить планы с бюджетами. Архитекторы, финансисты и экономисты часто говорят на разных языках и смотрят на одну и ту же проблему совершенно различно. Потому и получается, что хотя все они «тянут воз», он и ныне там. Как решить эту «крыловскую» проблему? Участники круглого стола предложили создать экспертный совет, который разрабатывал бы конкретные программы развития Саратова и области. Ведь у нас столько умных голов. Вот только находятся они все время не там, где надо.
С другой стороны, в Саратове уже есть опыт объединения «умных людей», например, экологический совет при губернаторе, экспертный совет по аграрным вопросам при областной думе. Говорить об их реальном влиянии на ситуацию в регионе сегодня не приходится. Профессор Юрий Гусаров вспомнил про так называемую «комиссию по оформлению города Саратова», которая существовала при прежнем правительстве. Хотя она «ни разу и не заседала», но тоже имела самые правильные цели и задачи. Быть может, в конце концов в этом вопросе количество перерастет в качество и наших властителей научат соотносить планы с бюджетами. И они не допустят разрушения Саратова.
- 1 Сквер под прессом. Жители Пролетарки недовольны благоустройством
- 2 Саратов атакован сильным ветром: снесены остановки, повреждены крыши
- 3 В Балакове задержан сын главы армянской диаспоры за хулиганство в баре
- 4 Саратовская прокуратура: Рухнувшую на женщину остановку поставили 10 лет назад
- 5 Вновь авария на Батавина: 70 тысяч человек остались без воды
- 1 Саратовцы добровольно передали на нужды СВО более 50 единиц оружия
- 2 В Саратове мужчина «кошмарил» женщин и дрался с охраной. Глава СК требует доклад
- 3 Старушка в центре Саратова остается на улице 6-й месяц: власти пока бессильны
- 4 Дело об убийстве в клубе в Дергачах обрастает новыми подробностями
- 5 На территории старого аэропорта Саратова будет 3 парка и пешеходная улица