Бюджетное раздувательство
16:04, 20 октября 2010 Автор: Дмитрий Антипин
Сможет ли региональная казна стать профицитной?
Министр финансов Саратовской области Александр Ларионов питает надежды, что с 2012 года губернский бюджет наконец-то начнет набирать «жирок» и через пару-тройку лет власти покончат с многолетним дефицитом. В региональном парламенте в успех экономического блока облправительства не верят. И конец света, объявленный на 2012 году, тут ни при чем. Пессимизм народных избранников связан с куда более реальными факторами: экономика губернии не оправилась еще от кризиса, поэтому предпосылок к росту доходов казны, на что делает ставку исполнительная власть, не предвидится.
Чудаки
20 октября на думе парламентариям, похоже, предстоит жесткий и серьезный разговор с губернатором Павлом Ипатовым и его командой (если, конечно, он не состоялся раньше – на заседании фракции «Единой России»). Речь пойдет об использовании в течение девяти месяцев нынешней казны и о проекте бюджета следующего года. По крайней мере, на заседании профильного комитета законодательного органа страсти кипели нешуточные. Из-за проблем в сведении дебита с кредитом Ларионов явно нервничал, срываясь на самих депутатах: откровенно хамил и язвил им.
Плохое настроение министра вызвано вот чем. По предварительному подсчету народных избранников, в бюджет закралась незапланированная дыра почти в 3 млрд рублей. Это случилось, главным образом, из-за низкой собираемости налогов на прибыль организаций и доходы физических лиц. Так, первый пункт за три квартала исполнен на 63,3% (8,5 млрд рублей), а второй – на 71,2% (7,4 млрд). При хорошем раскладе собираемость налогов уже должна превышать 75%. Их низкое исполнение – яркий показатель проблем в экономике. И это, заметьте, при дефиците бюджета почти 9 млрд рублей.
Болит голова у Ларионова и по муниципалитетам. Те, как он выразился, «чудили целый год – раздували бюджеты, а мы теперь будем подтирать за ними». В результате озвученной чиновником политики местных властей исполнение налоговых и неналоговых доходов бюджетов районов губернии в среднем составляет 70,9%. Впрочем, тут министр лукавит: раздувательство, когда в расходные статьи в надежде на лучшее пишут, грубо говоря, все, что не лень,– симптом властей всех уровней.
Выход из тупика власти предстоит найти в максимально короткие сроки: глазом не моргнем, как уже будем поднимать фужеры под бой курантов, но прежде необходимо завершить финансовый год. Министр предлагает несколько вариантов, однако все они проблемные. Кредиты в банках не рассматриваются. Их уже набрали на 18,7 млрд рублей при общем государственном долге в 25 млрд, а на обслуживание в этом году уйдет около 2 млрд. Оптимизм Ларионова, что им удалось сэкономить 400 млн рублей, перекредитовавшись по дешевым процентным ставкам, выглядит неоправданным. Теоретически сумму долга можно догнать и до 35 млрд – 100% от собственных доходов. Бюджетный кодекс не запрещает.
То ли еще будет
Но вернемся к вариантам, предложенным правительством. Во-первых, чиновники не теряют надежду на протянутую из Москвы руку помощи. На упомянутом заседании бюджетного комитета Ларионов заявил, что «федералы пообещали поддержку». Правда, ее размеры еще неизвестны. Со сроками также ясности нет. Министр рассчитывает либо на конец октября, либо на начало ноября. Региональный парламентарий от «Справедливой России», заместитель председателя бюджетного комитета Владимир Пожаров, однако, подмечает:
- Почти все дотации из федерального центра мы уже выбрали.
Его коллега по законодательному органу и комитету, но коммунист Сергей Афанасьев говорит:
- Возможно, и выцарапают. Реально могут дать 1-1,2 млрд рублей. Это пойдет на зарплату бюджетникам и на оплату теплоэнергоресурсов.
- В марте крупные выборы - на это можно давить в столице губернатору и депутатам-лоббистам из Госдумы. А бюджетники, например – многочисленная и самая голосующая категория населения, - сказал Пожаров.
Второй вариант Ларионова - авансовые платежи крупных налогоплательщиков. Загвоздка вся в том, что этот ход аукнется в следующем году. Опять-таки нет ясности, что тогда будет с исполнением налоговых доходов. Впрочем, чиновник и сам признался: он не сторонник озвученного подхода.
Ну и в-третьих, самый основной вариант – резать по живому. Но не обитателей здания на Московской, 72, пытая таким образом их за финансово-экономическую политику, а статьи расходов бюджета. Однако тут будет куда сложнее, чем во всех вышеназванных случаях.
- Правительство штампует целевые программы одну за другой. И каждый раз в бюджете они не находят финансового отражения в том объеме, в котором принимаются, - замечает член бюджетного комитета, единоросс Олег Галкин. Афанасьев и Пожаров соглашаются: напринимав законов социальной направленности, власти губернии связали себя по рукам и ногам.
При ожидаемом неисполнении налоговых доходов в 3 млрд рублей и дефиците 9 млрд расходы надо урезать на 12 млрд (!).
- Это капитальное сокращение – 20% от всех расходных статей, - вскидывает в изумлении руки Пожаров. – Такое политическое решение должен принять губернатор, но вряд ли он это сделает.
Причем парламентарии опасаются, что их просто не позовут, когда чиновники начнут секвестрировать расходы (в тех случаях, в которых приглашать не обязаны). Афанасьев и Пожаров рисуют следующий сценарий развития событий: федеральный центр дает перед Новым годом большие деньги, в правительстве их придерживают, не тратя, расходы сокращаются, а чиновники потом заверяют, что не успели провести конкурсы на работы. Дебит с кредитом сошелся на бумаге, и это главное. Почему народные избранники так уверены? Говорят, наблюдают эту картину каждый год.
- Возмущений опять будет… - морщится в предвкушении коммунист, но замечает, что подобным образом ведет себя и федеральная власть.
«И повторится все, как встарь»
Пожаров предупреждает, что и в бюджете следующего года, вероятнее всего, депутатам не покажут реальную картину. Прямо по Александру Блоку получается: «И повторится все, как встарь…»
Начнем с доходной части. Ее правительство запланировало почти 51,5 млрд рублей. Этот показатель в нынешнем бюджете при уточненных назначениях составляет 51,1 млрд. Откуда такой оптимистичный взгляд на будущее у чиновников, непонятно. Учитывая, что налоговые и неналоговые поступления, по их прогнозу, составят аж 41 млрд рублей – почти на 6 млрд больше, чем по их расчетам (как выяснилось, опрометчивым) в этом году, а реальные – на 9 млрд. Стало быть, ситуация с собираемостью налогов изменится? При этом куда более реальные безвозмездные поступления от федерального центра, как они подсчитали, сократятся на те же примерно 6 млрд рублей.
- Я не так давно ездил на публичные слушания в Совет Федерации, - говорит Пожаров. – И министр финансов страны Алексей Кудрин сказал всем четко: денег нет, стабфонд съели, всем будем урезать. Это касается и бюджетных кредитов (а он вообще хотел даже их не давать) – регионы получат только в аховых ситуациях. Рост планируется на уровне 4% ВРП. Это тяжелый прогноз. В сопоставимых ценах мы за ближайшие три года не выйдем на уровень 2008 года. Тех доходов не будет. Готовьтесь к тяжелым временам, сказал Кудрин, и прекратите раздувать расходы. Это позиция министра финансов, а он очень влиятельный человек: если Кудрин такие вещи озвучивает, значит, его поддерживает президент и премьер.
А теперь расходная часть. Минфин насчитал ее чуть более 52 млрд рублей при нынешних 59,8 млрд, плановом дефиците в 9 млрд и внеплановом – 12 млрд. Таким образом, расходы снижаются на 7 млрд, а дефицит - до 641 млн рублей. Резкий скачок, ничего не скажешь, но чем он так обоснован?
- Это все нереалистичные цифры, - отметил Пожаров. - Доходы завышены, а расходы занижены. Не так просто их срезать. Где у нас сокращения? Например, в статье «Национальная экономика» - 3,383 млрд рублей. Эти деньги идут на развитие доходной части бюджета, создание рабочих мест, на то же энергосбережение. Их нужно оставлять, согласен, что пересматривать, но не срезать так. Не поддерживая экономику, не развивая доходную базу, мы так и не будем ее собирать за счет собственных сил. Что произойдет в следующем году с расходами? Во-первых, с 1 июня на 6,5% вырастет зарплата бюджетников. Во-вторых, уже с 1 января отчисления с фонда зарплаты будем платить не 26%, а 34,2%. Это законодательные расходы. Теперь ТЭРы. Тут проглядывается рост минимум на 14%. В общем, надо реально сокращать не 7 млрд рублей расходов, а куда больше. Тратить надо только на самое необходимое и на то, что приведет в дальнейшем к уменьшению расходов, – на энергоэффективность, инфраструктуру, поддержку бизнеса. Необходимо уже развивать государственно-частное партнерство, привлекать инвестиции, а не болтать об этом.
- Надежды министра Ларионова на профицитный бюджет в перспективе – популизм, - заключает коммунист Афанасьев. - На что надежда-то? На повышение цены на нефть? Она еще не скоро достигнет 160 долларов за баррель, как раньше. Хотя и при такой цене жили с дефицитной казной.
Впрочем, единоросс Галкин считает: «В будущее надо смотреть с оптимизмом, иначе, может, и жить не стоит, но с оптимизмом осторожным». Который пока сводится к тому, что депутаты надеются вразумить экономический блок правительства на совместных слушаниях.
- 1 Жители более 20 улиц Саратова из-за аварии остались без воды
- 2 В «Единой России» обсуждают кандидатуру Бусаргина на пост главы реготделения
- 3 В Саратове остановочный павильон опрокинулся на женщину: она погибла
- 4 Сквер под прессом. Жители Пролетарки недовольны благоустройством
- 5 Саратовская прокуратура: Рухнувшую на женщину остановку поставили 10 лет назад
- 1 Саратовцы добровольно передали на нужды СВО более 50 единиц оружия
- 2 В Саратове мужчина «кошмарил» женщин и дрался с охраной. Глава СК требует доклад
- 3 Старушка в центре Саратова остается на улице 6-й месяц: власти пока бессильны
- 4 Дело об убийстве в клубе в Дергачах обрастает новыми подробностями
- 5 На территории старого аэропорта Саратова будет 3 парка и пешеходная улица