Трасса Саратов-Ивантеевка. Между кошмаром и мечтой
11:24, 12 августа 2016 Автор: Юрий Домбровский
- Марксовский район
- Марксовский район
- Марксовский район
- Марксовский район
- Марксовский район
- Марксовский район
- Марксовский район
- Балаковский район
- Балаковский район
- Балаковский район
- Балаковский район
- Балаковский район
- Балаковский район
- Балаковский район
- Балаковский район
- Балаковский район
- Балаковский район
- Пугачевский район
- Пугачевский район
- Пугачевский район
- Пугачевский район
- Пугачевский район
- Ивантеевский район
- Ивантеевский район
- Ивантеевский район
- Ивантеевский район
- Ивантеевский район
- Ивантеевский район
Во Всемирной сети эту дорогу не называют иначе, как «адской», и нещадно ругают. Огромное количество негативных оценок связано не столько с тем, что данная трасса - самая ужасная в Саратовской области (а это совсем не так), сколько с тем, что она очень оживленная, и чем больше людей ей пользуется, тем больше о ней откликов. Ее важность для региона сложно переоценить. А при желании трасса может стать важной уже в масштабе страны. Речь идет о трассе Саратов-Ивантеевка и о ее участке Саратов - Балаково, который не так давно ужаснул Вячеслава Володина. «Дорожный контроль» проехал по этой трассе с рулеткой и уровнем, дабы понять, что побудило нашего высокопоставленного земляка заговорить о необходимости реконструкции трассы и что еще могло его поразить, направься он дальше Балакова, до Ивантеевского района.
В ожидании реконструкции
Дорога Саратов - Ивантеевка (а если официально, то участок трассы «Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград» длиной около 300 км) очень удачно расположена, она идет в равнинном Левобережье Саратовской области, ровная, как стрела, без подъемов и спусков, она обходит почти все крупные города и является лучшим и кратчайшим выходом с северных и восточных регионов страны в южные регионы, включая Кавказ и Крым. Если бы сделать из нее скоростную магистраль, то она бы способствовала экономическому развитию России и, конечно же, Саратовской области. Трасса довольно загружена - до 20 тысяч автомобилей сутки, она чрезвычайно популярна и среди местных жителей.
В конце июля первый заместитель главы администрации президента РФ Вячеслав Володин проехал по важнейшему для региона участку этой дороги от Саратова до Балакова, оценил ее плачевное состояние и вышел с предложением сделать проезжую часть 4-х полосной с освещением.
То, что трассу нужно расширять, становится очевидным сразу. Даже наиболее широкого отрезка дороги, тянущегося до Маркса, не хватает, чтобы беспрепятственно, в обе стороны движения, совершать обгоны. Чтобы меньше мешать своим легковым собратьям, водители фур и грузовиков часто выезжают за обозначенный разметкой край проезжей части. Поток машин на этом направлении настолько плотный, что порою у сотрудников ДК не было возможности замерить колею или выбоину. Кстати, четкая и видимая разметка сейчас идет по всей трассе - вплоть до границы с Самарской областью, что немаловажно для безопасности движения, особенно ночью.
Лучший отрезок, что не удивительно, тянется от Энгельса до Маркса. И в этом заслуга еще советских дорожников. В 70-е годы было решено на этом участке заложить бетонное основание дороги. Дальше Маркса под дорогой нет ничего, кроме щебенки, которая со временем превратилась в «труху», как метко выразился бывший министр-председатель комитета дорожного хозяйства Саратовской области, ныне руководитель дорожно-строительной компании «Автогрейд», Владимир Илюшкин. Соответственно, до Маркса трасса еще на что-то похожа, после Маркса значительно ухудшается, снова местами начинает напоминать трассу в Балаковском районе, но после самого Балакова превращается в сплошные препятствия для автомобилей. Такое состояние асфальта ДК решил назвать «дергачевщиной», поскольку мы до сих пор находимся под впечатлением от трассы Саратов - Озинки на территории Дергачевского района. Отметим еще, что в пути, к сожалению, не встретилась ни одна бригада дорожников, поэтому поймать за руку нерадивых рабочих или, наоборот, отметить качественный труд по содержанию дороги не пришлось.
1. Энгельс - Маркс, или 50 оттенков серого
Участок трассы длиной более 40 км от Энгельса до Маркса пестрел латками всех размеров и оттенков. Сотрудники ДК так и назвали его: «50 оттенков серого». При этом дорога, хоть и нуждается в ремонте, но сейчас по ней можно ехать с предельно допустимой ПДД скоростью, не боясь остаться без зубов или колес. Бетонное основание из последних сил держит геометрию трассы, не давая ей «растечься» и слиться с окружающим ландшафтом. Было видно, что за дорогой ухаживают, словно за тяжело больным человеком, латки аккуратные, асфальт довольно качественный и не продавливается пальцем, хотя день был жарким. Мы уже было настроились на поездку с ветерком, но в Марксе нас ждал первый сюрприз.
Вот он.
На магазине рядом с АЗС висит объявление, предлагающее доставку запчастей на такси. На выезде из города стало понятно, почему подобные услуги могут пользоваться в Марксовском районе спросом. Это достойно отдельной главы.
2. Замарксье-Балаковский район. Да здравствует «дергачевщина»
За Марксом (или в Замарксье) дорога теряет не только в ширине, но и покрывается многочисленными колеями, волнами и трещинами и, по сути, остается такой на протяжении сотни километров.
Вот, например, состояние трассы в районе села Орловское.
Сетки трещин столь живописны, что им бы позавидовал любой художник-абстракционист. Жаль только, что свидетельствуют они о полном разрушении полотна, и единственным способом борьбы за живучесть подобных отрезков является нанесение сверху защитного слоя асфальта. Колеи местами превышают 10 сантиметров, на обочинах дорога рассыпается в пух и прах, асфальт порою выдавливается из дороги, как начинка из пирожка.
При этом все равно дорога ровнее, чем трасса до Озинок. За ней опять же ухаживают, но в данном случае уже как за умирающим человеком.
В районе села Воротаевка ДК наткнулся на выпор высотой до 13 см прямо посреди дороги. По отметинам на его вершине стало ясно, что автомобили регулярно контактируют с ним и далеко не одними колесами.
Но повреждение автомобиля - это еще полбеды. Представьте себе, что на этом участке автомобилист решает совершить обгон, и в ходе этого маневра он натыкается на наплыв - поведение машины становится непредсказуемым. Например, ее выбрасывает на встречную полосу, где происходит столкновение с идущим там транспортом. Напомним, что транспортные потоки на этом отрезке интенсивные. Почему подобная деформация осталась дорожниками незамеченной - вопрос открытый.
3. Забалаковье. «Пупочная» неожиданность и разметка, завязанная в узлы
В Балаковском районе тенденция повторилась: до райцентра дорога относительно эксплуатационна. У села Маянга на продолжительном участке кинули тонкий выравнивающий слой асфальта. На фоне ровной дороги совсем неуместно смотрится одинокий выпор посередине полотна. Такой «нежданчик» на ровной дороге, слившийся с гаммой свежего асфальта может очень сильно подвести расслабившегося автолюбителя. Сверху «пупок» заботливо промазали битумом, чтобы на какое-то время приостановить интенсивное разрушение свежеположенного слоя.
После Маянги встречалась легкая колея, выпоры, проседания.
Интересным испытанием для автомобиля стал мост через Б. Иргиз, на котором каждый стыковочный шов передавал основательный «привет» подвеске.
И как-то совсем не удивил съезд к автозаправке «Лукойла» перед Балаковом. Собственно съезда как такового там уже и не осталось, из него получился неплохой трамплин, чтобы уж окончательно добить выжившее на непростой дороге авто. Тут сами собой в голову пробрались неутешительные мысли, что уж если у «Лукойла» нет денег, чтоб содержать в хорошем состоянии съезд к заправке, то откуда в дырявом бюджете области найдутся средства на содержание всей полосы препятствий, по привычке до сих пор именуемой трассой... Оказалось, то, что было до Балакова, еще можно назвать цветочками. Вообще на протяжении всей поездки складывалось впечатление, что районы намеренно пытаются хорошо встречать гостей со стороны Саратова, потому что участки после райцентров содержатся явно хуже отрезков дороги, ведущих в столицу региона.
После Балакова дороги становились хуже, наплывы выше, колея глубже, скорость ниже, обочина пошла войной на асфальтовое покрытие и местами успешно продвигалась в тыл «врага».
У села Кормежка дорога потеряла всякую геометрию, линии разметки из-за наплывов и бугров образовывали причудливые узоры, и разве что не завязывались в узлы. Сложилось впечатление, что для дорожников этот участок может быть хорошей «кормежкой», поскольку в приведение его в нормальное состояние нужно вложить кругленькую сумму.
Покрытие у села Перекопная Лука является настолько же ненормативным, как эпитет, который приходит на ум при виде этого участка дороги.
4. Пугачевский район. Бассейны для лягушек
Заехав в Пугачевский район не то, чтобы кто-то ждал, что дорога внезапно «выздоровеет» и выпрямится, скорее, наоборот, боялись, что она там вовсе сгинет. Ничего подобного - район встретил трассой средней паршивости с тонким намеком на то, что за ней серьезно ухаживают. Но это была «обманка», которая тянулась несколько километров до села Березово, а затем снова началось тотальное разрушение полотна.
В пространства между колеями местная власть вполне могла бы налить воды и разводить в таком бассейне рыбу или лягушек, а заработанные деньги пускать на ремонт дороги.
После Пугачева дорога поначалу была достаточно эксплуатационной, но вскоре снова начались старые проблемы с колеей и выпорами, которые встречались перманентно.
5. Ивантеевский район. Честные знаки и дорожный рекордсмен
Ивантеевский район приветствует автолюбителей честно и не обещает им хорошей жизни. Сразу после стелы района установлены дорожные знаки, указывающие на неровную дорогу и советующие продолжать движение по трассе со скоростью 40 км/ч. Подобные предупреждения встречаются по всему Ивантеевскому участку.
Вероятно, эти предупреждения в первую очередь установлены для грузовиков с высокими бортами, которые могут перевернуться на дорожных «волнах», очень высоких в этих местах. В итоге они еле тащатся по району, переваливаясь с боку на бок, как суда в неспокойном море, а за ними выстраиваются длинные хвосты легковушек.
В районе поселка Знаменский за Ивантеевкой ДК наткнулся на колею-рекордсменку для саратовских участков трассы Самара - Волгоград, ее глубина достигала 14 см.
Добавим, что в Ивантеевском районе расположен карьер, и тоннары с щебнем продолжают безжалостно расправляться с дорогой.
Безденежье и бездорожье, или Слово минтрансу
Переполненные впечатлениями и вооруженные толстой пачкой фотографий сотрудники ДК отправились к Сергею Плешакову, заместителю министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, чтобы узнать, как автотрасса докатилась до такого состояния. Оказалось, что собеседник прекрасно осведомлен обо всех проблемах дороги от Саратова до Ивантеевки, да и других дорог тоже. Главной причиной разрушения трассы чиновник назвал нарушение межремонтных сроков по причине недофинансирования.
«На этой дороге надо было уже пять раз переложить асфальт, тогда бы ямочный ремонт был нормальным», - отметил он, добавив, что по нормативам дорога должна ремонтироваться каждые 5 лет, капитально ремонтироваться каждые 10-15 лет.
По его словам, через несколько лет и часть дороги Энгельс - Балаково с бетонным основанием также начнет рассыпаться. Глядя на фотографии с дорожными безобразиями, чиновник давал им один и тот же «диагноз»: необходим капитальный ремонт. Вот только этот капитальный ремонт делать не на что. Сегодня дорожная отрасль финансируется лишь на 17% от необходимой суммы - менее 2 млрд рублей на содержание дорог.
«Сколько бы нас ни ругали, ни хаяли, все понимают, что без финансирования состояние дорожной сети области не изменится, - сказал он. - Сегодня возможности областного бюджета не позволяют охватить всю эту огромную сеть и выполнить ремонт».
Впрочем, Плешаков добавил, что теоритически часть дорожных дефектов можно устранить и в рамках содержания: сетку на полотне накрыть новым слоем асфальта, «пупок» срезать и укрепить основание щебнем, колею можно засыпать крупнозернистым асфальтом. Но с разбитым основанием дороги большого смысла в этом нет - стоимость работ вырастет в разы, а эффекта от них будет немного и ненадолго. Остается только реконструкция, причем сделать ее нужно как можно раньше.
Напомним, что, по подсчетам экс-министра Илюшкина, капремонт участка трассы от Саратова до Балакова обойдется в сумму свыше 7 млрд рублей, соответственно, реконструкция с расширением полотна и освещением будет стоить в разы дороже. Денег у региона на это нет, но все-таки надежда на лучшее появилась во время визита Вячеслава Володина в Балаково. Он обсудил вопрос реконструкции трассы с губернатором Саратовской области Валерием Радаевым, после чего минтрансу поручили подготовить проект по ремонту участка трассы Саратов - Балаково. Как известно, Володин подключался ко всем масштабным дорожным проектам, реализованным в Саратовской области за последние годы. Это и мост через судоходный канал в Балакове, и развязка у Гусельского моста в Саратове, и ремонт Вольского тракта. В этом свете кажутся не такими уж и несбыточными мечты о новой жизни трассы Саратов-Ивантеевка.
- 1 Панков: Нужно провести проверку глав диаспор в Саратовской области
- 2 Фасад высотки на Лунной приведут в первоначальный вид по решению суда
- 3 Армянская община потребовала отставки главы «Урарту» после скандала в Балакове
- 4 Жители более 20 улиц Саратова из-за аварии остались без воды
- 5 Саратовские депутаты обратятся в прокуратуру для проверки качества новых дворов
- 1 Саратовцы добровольно передали на нужды СВО более 50 единиц оружия
- 2 В Саратове мужчина «кошмарил» женщин и дрался с охраной. Глава СК требует доклад
- 3 Старушка в центре Саратова остается на улице 6-й месяц: власти пока бессильны
- 4 Дело об убийстве в клубе в Дергачах обрастает новыми подробностями
- 5 На территории старого аэропорта Саратова будет 3 парка и пешеходная улица