Странная тарификация губернского масштаба
12:21, 23 марта 2015 Автор: Сергей Владин
С 15 марта подорожал проезд на пригородном железнодорожном сообщении в Саратовской области. Региональный комитет государственного регулирования тарифов утвердил новые расценки в электричках - 19 рублей за 10 километров пути, в пределах Саратова – 23 рубля. Но давайте попробуем разобраться, каким образом формируются эти тарифы…
«Сбежавшие» электрички
Сроки принятия решения областным комитетом регулирования тарифов (ОКТ) для ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» (СППК) на 2015 год истекли еще 5 марта. Перевозчики предупредили, что такая ситуация может привести к срыву заключения договора на транспортное обслуживание в преддверии дачного сезона.
Более того, решение по экономически обоснованным тарифам не выносилось для СППК на 2015 год областным комитетом с июня прошлого года! В связи с этим железнодорожники подали жалобу на незаконные действия ОКТ в Федеральную службу по тарифам 15 января нынешнего года. Откровенное затягивание процесса регулирования тарифов происходило на фоне вступивших в законную силу судебных решений, признавших незаконными действия ОКТ, который исключил часть затрат на услуги по аренде, ремонту, управлению и эксплуатации подвижного состава. Это затраты, которые подлежат возмещению в сумме 179 млн рублей из состава экономически обоснованных расходов СППК в 2014 году.
Напомним, что 4 февраля на заседании правительства РФ случился скандал. Владимир Путин, узнавший об отмене сотен рейсов региональными пригородными пассажирскими компаниями в десятках регионов страны, возмутился на этом заседании: «Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички. Вы что, с ума сошли что ли?».
Разумеется, уже на следующий день, железнодорожники начали возобновлять рейсы. ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» (СППК) не стала исключением. Но именно ситуация с СППК является ярким примером того, как региональные власти могут игнорировать финансовое и экономическое положение пригородных компаний. Саратовская область тут «вырвалась вперед» по сравнению со многими другими регионами.
По данным СППК за 2011 год долг региональной казны перед перевозчиком составил 130,6 млн рублей, годом спустя – 139,8 млн, за 2013 год -176,3 млн. По итогам прошлого года он также перевалил за 100 миллионов. А между тем, СППК в свою очередь, имеет кредиторскую задолженность перед ОАО «РЖД» на сумму более полумиллиарда рублей.
Проблема компенсации выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний до сих пор во многих регионах не решена. В прошлом году стало известно, что убытки ОАО «РЖД», которое сдает в аренду перевозчикам подвижной состав, достигли 9 млрд рублей.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что 3 марта прозвучала информация о том, что «РЖД» получит 8,8 млрд рублей из Антикризисного фонда на покрытие убытков в пригородном сообщении. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром страны Дмитрием Медведевым.
Финансовые «фокусы» чиновников
На фоне такой неутешительной картины, областной комитет по тарифам слышать не хочет ничего об экономически обоснованных тарифах для железнодорожников. Это, несмотря на то, что СППК с 2011 года передала в комитет тонны бумаг – расчетов, предложений, других необходимых документов.
Тарифы на проезд в пригородных поездах регулируются ОКТ каждый год. Причем срок принятия решения по новым тарифам – 5 марта. В нынешнем году областные власти эти сроки просто-напросто пропустили.
- Какой они назначат тариф? Неизвестно, - такой разговор состоялся в ОАО «СППК» накануне того, как стало известно о решении повысить плату за проезд в электричках с 15 марта. - Мы заявляли экономически обоснованный тариф в размере 36 рублей за 10 километров пути. В случае согласия с нашими расчетами – это окончание всяких споров, и тогда можно считать, что вопрос сдвинулся с места. Если же решение областного комитета будет не в соответствие с экономически обоснованным тарифом, или он будет установлен ниже чем необходимо, то это продолжение, в том числе, судебных тяжб с областной исполнительной властью. В комитете государственного регулирования тарифов так и поступают в последние четыре года: значительную часть расчетов по затратам СППК просто отбрасывают, как необоснованную. И получается, что бюджет должен компенсировать выпадающие доходы железнодорожников уже не в сумме 200 млн рублей, а только 70 миллионов. В последние несколько лет позиция чиновников была именно такой.
Добавим, что каждый год сумма не принятых к рассмотрению затрат СППК возрастала. То есть, начинали с суммы 80 миллионов, а теперь не принимают экономическое обоснование в размере 179 млн рублей. Так и получилось, что в 2014 году «Саратовской пригородной пассажирской компании» заплатили только 30% от необходимого. Впрочем, подобное происходило и в предыдущие три года.
«И я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привычке…»
Логика и архитектура ценового регулирования до банальности простая. Ежегодно за основу берется предыдущий год, как базовый. По известной только ОКТ методике, на будущий год расценки каким-то чудесным образом индексируются, причем, как мы уже заметили, без учета финансовых обоснований СППК.
Интересно, что комитет рассматривал документы и материалы, которые им саратовский перевозчик направил заблаговременно, с июня по декабрь 2014 года. А в декабре прошлого года данное ведомство вдруг прекратило рассмотрение этого вопроса, ссылаясь на отсутствие заказанного министерством транспорта и дорожного хозяйства объема транспортной работы на 2015 год и документов, подтверждающих владение перевозчиком подвижным составом.
Иначе говоря, СППК ежегодно заключает договор аренды на подвижной состав с РЖД. И почему-то до этого комитету такие договора были не нужны. А тут вдруг понадобились. Перевозчики предложили: возьмите за образец договор на аренду состава за 2014 год, произведите индексацию. И опять конфуз: надобность в договорах снова отпала.
В итоге комитет 29 января 2015 года открыл новое тарифное дело по установлению для перевозчиков «экономически обоснованного» тарифа на нынешний год.
Кроме того, областной минтранс в декабре прошлого года наконец-то разродился графиком движения поездов. То есть, сделал заказ на необходимое для губернии количество пригородных поездов. Итого получился 21 рейс зимой и 25 в летний период. А затем, министерство «вдогонку» дополнительно попросило железнодорожников включить в график еще 9 рейсов. СППК пошла областному ведомству навстречу. Несмотря на региональные долги перед компанией.
Заметим, что расписание с минтрансом было согласовано за неделю до истечения срока рассмотрения тарифного дела комитетом. В министерстве признали, что губерния не потянет такой же график, как в начале 2014 года. Ведь денег больше не стало. А потому и количество пригородных поездов уменьшилось вдвое. Но почему самое «ценное» ведомство исполнительной власти в губернии затянуло с новыми тарифами? Это остается загадкой.
Когда молчание – не золото
- Долги регионального бюджета копятся перед железнодорожниками не первый год, - пояснили в СППК.- Но ведь речь идет о деньгах, которые в итоге остаются в губернии. Ведь средства помимо всего прочего, уходят на работу железнодорожного депо, что находится в Анисовке. А это сотни сотрудников, и с зарплаты каждого из них идут отчисления в социальные фонды, в пенсионный фонд. В итоге деньги остаются в Саратовской губернии. А пригородная компания всего лишь пытается получить от Заказчика перевозок финансовые гарантии за ежедневно выполняемую работу и почувствовать стремление областных органов власти к конструктивным переговорам по решению данной проблемы.
Увы, 17 марта на собрании акционеров ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» глава регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства Николай Чуриков воздержался от голосования. На собрании рассматривался очень серьезный вопрос – об аренде подвижного состава. Схема здесь следующая: СППК арендует технику у РЖД. При этом 51% акций ОАО «СППК» принадлежит ОАО «РЖД» и 49% областному правительству в лице регионального минтранса. Но тут есть один важный аспект: железнодорожники не могут голосовать сами за себя, и таким образом устанавливать арендные ставки. Вот и получается, что чиновники превращаются в хозяев ситуации, причем в одностороннем порядке. Достаточно было просто воздержаться вообще от голосования и те самым поставить СППК в очень сложное положение.
Как пояснили в самой компании, отсутствие собственного подвижного состава у ОАО «СППК» не позволит ей исполнить договор на транспортное обслуживание населения Саратовской области, представленный региональным минтрансом на нынешний год. Как следствие, перевозчик будет вынужден уйти с рынка пригородных железнодорожных перевозок. А это повлечет волну увольнений в компании и приведет к приостановке пригородного сообщения в регионе. Такая ситуация однозначно спровоцирует социальную напряженность в губернии.
Как тут не вспомнить о том, что в облправительстве некоторые чиновники уже озвучивали идею – отказаться от услуг СППК и пригласить для пригородных перевозок иногороднюю компанию. Правда, в минувшем феврале информационное агентство «Интерфакс» распространило очень интересную информацию о том, что «создание в Саратове конкурентной пригородной компании обойдется дороже услуг «дочки» РЖД – ПривЖД». И что это вовсе не приведет к снижению бюджетных затрат региона. Более того, по оценкам экспертов, инвестиции в создание компании пригородных перевозок на принципах государственно-частного партнерства превысят 5 млрд. рублей. Так может быть, все-таки лучше принимать более обоснованные тарифы? В данном случае рассчитывать только на помощь федерального центра уже не приходится.
- 1 Саратовцы добровольно передали на нужды СВО более 50 единиц оружия
- 2 В Саратове мужчина «кошмарил» женщин и дрался с охраной. Глава СК требует доклад
- 3 Старушка в центре Саратова остается на улице 6-й месяц: власти пока бессильны
- 4 Дело об убийстве в клубе в Дергачах обрастает новыми подробностями
- 5 На территории старого аэропорта Саратова будет 3 парка и пешеходная улица