22 ноября 04:01 в Саратове +3°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Экспорт саратовских предприятий вырос в 3 раза при поддержке экспертов

В числе наиболее актуальных тем развития экономики и инвестиций Саратовской области вопрос наращивания экспортного потенциала бизнеса играет одну из ведущих ролей

10:20, 8 октября 2019

В числе наиболее актуальных тем развития экономики и инвестиций Саратовской области вопрос наращивания и реализации экспортного потенциала бизнеса играет одну из ведущих ролей. О том, как сегодня обстоят дела в сфере государственной поддержки экспортно-ориентированных предприятий области, мы поговорили с директором Центра поддержки экспорта Саратовской области Натальей Корниенко.

Сегодня возглавляемая Корниенко организация оказывает широкий спектр услуг экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства. В планах Центра на этот год – поддержать свыше 300 предприятий-экспортеров. Ряд саратовских компаний получат выход на новые иностранные рынки и увеличат свой экономический потенциал под контролем профильных экспертов. Помимо этого 10-11 октября состоится II-й Саратовский экономический форум «Движение только вперед», участниками которого также станут сотрудники Центра.

- Наталья Александровна, сколько уже существует ваш Центр?

«Центр поддержки экспорта Саратовской области» существует уже два года. Он был создан в феврале 2017 года, активная деятельность началась ближе к осени 2017-го. Я являюсь его руководителем с 4 октября 2017 года.

У нас есть ежеквартальная отчетность за полученные федеральные средства на проведение мероприятий и оказание услуг.  Ранее она была ежегодная, в этом году ввели ежеквартальную. Исходя из данных этой отчетности, в Саратовской области наблюдается рост новых экспортеров, значительно выросла сумма привлечения денег от иностранных партнеров. Каждый год проводится рейтинг региональных Центров, в котором мы занимаем хорошую позицию. Рейтинг учитывает количество стран, с которыми у предприятий заключены договоры, объем поддержанного экспорта, число проведенных мероприятий и количество оказанных бизнесу услуг.

Как предприятию или фирме, которые захотели стать экспортоориентированными, попасть в число ваших клиентов?

В первую очередь, у организации должен быть продукт, товар, который она производит. Мы работаем и с дилерами – экспортерами могут быть и такие компании. К нам может прийти любое предприятие – мы пока еще не отказали никому, кто к нам обращался. В число наших требований входит, чтобы клиент относился именно к категории малого и среднего бизнеса. Предприятие должно быть не на стадии банкротства, у него не должно быть большой задолженности перед налоговыми органами и различными структурами – все эти требования у нас прописаны. 

Среди наших клиентов есть предприятия, которые получают услуги систематически, есть и разовые экспортеры.

Сколько сейчас в Центре обслуживается таких предприятий?

В этом году на сегодняшний день у нас получили услуги по экспорту товара порядка 200 предприятий.  В прошлом году к нам пришло 300 предприятий, все они получили от нас поддержку.

Расскажите про механизм поддержки потенциальных предприятий-экспортеров.

Наша основная задача – провести аналитику и определить: куда, в какие страны может быть экспортирован предлагаемый товар в том состоянии, в котором он в настоящее время представлен фирмой. Мы рекомендуем им рынки путем аналитического исследования с привлечением профильных экспертов. Сотрудники нашего Центра являются аналитиками, у нас есть профильное образование, опыт, база данных и т.д. Мы ежегодно проходим повышение квалификации и имеем навыки, чтобы определить, какой товар в какую страну может быть успешно предложен.

Мы проводим консультацию по таможенному законодательству - как в нашей стране, так и в стране ввоза товара, по разрешительным документам, требованиям к продукции (упаковка, цветовая гамма и т.д.). 

Иногда компании сами озвучивают, куда хотели бы экспортировать свой товар. Скажем, на китайский рынок, в Иран или Европу. Однако такого клиента мы не везем сразу же на бизнес-миссию или выставку. Сначала мы сообщаем, какие у данной страны существуют требования, чтобы начать в нее экспортировать продукцию. У разных стран свои подходы и взгляды на то, каким должен быть товар. У азиатских стран свой менталитет, у европейцев - другой. В той же Европе от экспортеров требуются определенные разрешительные документы, которых нет в ряде других стран. Поэтому мы сначала помогаем предприятию привести продукт в такой вид, чтобы оно смогло его реализовать на экспорт. А дальше мы применяем  различные методы: выставки, бизнес-миссии. У нас есть такой инструмент, как удаленный поиск партнера. Есть реверсные бизнес-миссии - когда мы приглашаем предприятия посетить компании нашего региона.

Для участия потенциальных экпортеров в форумах и бизнес-миссиях проводится жесткий отбор?

На сегодняшний день участие в таких мероприятиях, как бизнес-миссии, носит заявительный характер. Хотя есть и определенные требования к их проведению: от региона должно быть представлено не менее трех предприятий. В этом году пока больше семи участников у нас не заявлялось - нам хватает средств, чтобы обеспечить поездку такого числа компаний. Хотя в 2017 году у нас получалось обеспечить участие и до 20 предприятий в одной бизнес-встрече.

Сейчас мы согласовываем протокол на выставочно-ярмарочные мероприятия, здесь у нас будет конкурсная основа. Мы пришли к тому, что участников заявляется больше, чем мы в состоянии организовать. Отмечу, что пока никаких спорных моментов или конфликтных ситуаций с участниками у нас не возникало – мы старались угодить всем.

Мы также, когда поступает заявка, поясняем предприятиям, участие в каком мероприятии для них будет эффективным, а в каком – нет. Бывает, что кто-то уже на этапе начальных переговоров понимает, что не готов: отсутствует разработанная техническая документация, презентации, брошюры. А с пустыми руками ехать на выставку смысла нет. В таком случае мы дорабатываем с ними подготовку и откладываем участие на другой период.

А за чей счет предприятия участвуют в выставках? 

Если мы говорим о выставках на территории России, мы оплачиваем выставочный стенд, его оформление, раздаточный материал. Если мероприятие проходит за рубежом, то мы оплачиваем также доставку выставочных экспонатов - по России их участники доставляют самостоятельно.

Командировочные расходы: перелет, проживание, личные траты представителей – это уже за счет самих предприятий. Все, что связано с проведением бизнес-встреч, мы оплачиваем.

Какие еще услуги оказывает ваш Центр? Они платные?

Если речь идет о консультациях, участии в биснес-миссиях, организации выставочно-ярморочных мероприятий (то есть все, что предполагает дальнейший выход на экспорт), то они бесплатны. Но мы предоставляем и такие услуги, как создание сайта, получение дорогостоящих разрешительных документов (сертификация). Такие услуги мы оказываем на условиях софинансирования: не более 80% средств выделяет центр, 20% - само предприятие.     

Что дает компаниям участие в форумах и подобных мероприятиях? Может быть, назовете наиболее показательные примеры?

Мы помогли компании, которая занимается экспортными поставками, выйти в ходе участия в бизнес-миссии на конечных заказчиков. Ранее они работали в основном с посредниками, у них были мелкие заказы. Мы организовывали встречи с крупными партнерами в сфере строительства госучреждений, где у них благодаря нашей поддержке появились серьезные объемы заказов.

Есть среди наших клиентов маленькие предприятия с 2-3 сотрудниками. Например, в сфере агропромышленного комплекса. Мы помогли им, начиная от создания сайта (путем софинансирования) вплоть до заключения контрактов на поставки продукции в три-четыре страны. Компанию заказчики стали находить в Интернете, заявки начали поступать им через сайт. Создание сайта с переводом текста на иностранный язык для этой фирмы представляло серьезные расходы – у них микробизнес. Сейчас они поддерживают свой ресурс самостоятельно, наполняют своим контентом.     

Можете ли выделить самое серьезное достижение в работе Центра?

У нас много предприятий-клиентов, отношение ко всем одинаковое. Это крупный бизнес в основном себя сам обеспечивает и уже известен на рынке, а малый и средний бизнес гораздо больше нуждаются в поддержке. Было бы неправильно выделять какое-то одно предприятие как достижение – повторюсь, все, кто к нам приходят, получают поддержку.

У нас есть оценка эффективности Центра – в ней, в том числе, учитывается, сколько предприятий вышло на экспорт, заключив контракты с нашей поддержкой. По отчету за первый квартал 2019 года таких компаний было 9 (2 стали экспортерами впервые), во втором квартале - 16 компаний (10 впервые), за третий квартал - 10 (5 впервые).

У тех предприятий, которые вышли на экспорт ранее, отмечена положительная динамика развития экспорта. У кого-то появились партнеры в новых странах, у других вырос объем поставки.

За три квартала 2019 года общая сумма экспортных контрактов саратовских предприятий составила 36,11 млн долларов США. Это в 3 раза больше, чем в 2018 году – тогда этот показатель равнялся 10,05 млн долларов США. Увеличение произошло в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», по которому мы стали работать с начала 2019 года. Выросла сумма финансирования Центра, поэтому теперь мы проводим больше выездных бизнес-миссий, выставочно-ярмарочных мероприятий. В этом году возникло больше возможностей в плане поддержки предприятий, у нас появились новые инструменты, такие как акселерация, электронные площадки. Как результат увеличилась и сумма поддержанного экспорта.

Ну, а все же – чем особенно гордитесь в своей деятельности?

В числе достижений Центра не могу не упомянуть деловой визит в Саратовскую область делегации из Армении (с 20 по 22 мая 2019 года), после которого три областные компании, впервые пришедшие на встречу, уже даже отгрузили при нашей поддержке в эту страну свой товар.  Мы помогали им, в том числе, с составлением и заключением контрактов.

Буквально на днях ко мне на прием пришли представители предприятия, которые только еще планируют открыть производство. Они у нас консультировались – говорят, что хотят себя сориентировать в первую очередь на экспорт, поскольку сейчас в этой сфере есть очень серьезная поддержка. Они сказали: «Давайте мы начнем планировать наше производство с вашей помощью. Вы нас будете консультировать, какие существуют требования, потому что когда мы будем получать сертификаты, наше производство будет проходить необходимую проверку». Это, наверное, будет первое открытие, когда с нашей поддержкой, с нашей консультацией создается производство.

Гордостью для меня является и то, что мы в первый – 2017-й – год работы попали в десятку лучших центров поддержки экспорта, заняв 9 место среди 50 регионов России. В 2018 году среди 61 региона мы стали 17-ми.

Российский экспортный центр (это федеральный государственный институт поддержки экспорта) проводит с нашей поддержкой всероссийский конкурс – он проходил сначала по округам. Мы давали консультации, помогали собирать документы и информацию, подсчитывать объем экспорта предприятий, полностью заполняли базу. Лично я участвовала в конкурсной комиссии, где присутствовали члены министерства экономического развития РФ, Российского экспортного центра. Нас, руководителей центров, опрашивали, почему именно эти предприятия должны победить, и мы за них ходатайствовали.    

20 сентября 2019 года саратовские компании стали победителями окружного этапа по Всероссийской премии в области международной кооперации и экспорта «Экспортер года» в Приволжском федеральном округе. В номинации «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса» победило ООО «Волга Грейн», в номинации «Экспортер года в сфере услуг» второе место заняло ООО «Научно-производственное предприятие «Газэнергохим». У еще у нас из ПФО компания «Торэкс» дошла до финала. Мы считаем, что это серьезная наша победа.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

малый бизнес, наталия корниенко, центр поддержки экспорта саратовской области, экономика, экспорт

В Саратове остановочный павильон опрокинулся на женщину: она погибла

В Саратове остановочный павильон опрокинулся на женщину: она погибла

Саратовцы заражались мышиной лихорадкой чаще всего при уборке дома

Саратовцы заражались мышиной лихорадкой чаще всего при уборке дома

Саратовские депутаты обратятся в прокуратуру для проверки качества новых дворов

Саратовские депутаты обратятся в прокуратуру для проверки качества новых дворов

Популярное
наверх