21 ноября 22:50 в Саратове +5°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Жирность сливок общества определяет качество власти

«Четвертая Власть» представляет традиционный рейтинг влиятельности Саратовской области по итогам года

10:09, 25 декабря 2017

За 2017 год в политической жизни Саратовской области произошли судьбоносные события, которые перетасовали расклад сил во власти. Это главным образом двойные выборы — губернатора и областной думы, что отразилось и на ранжировании мест в рейтинге «4В». Кто-то выбыл из него, причем люди, которые были в первой десятке (В. Сараев). Многие в первый раз в него попали. Это новые зампреды областного правительства и новые депутаты областной думы. Новые главы прорвались в первую пятнашку самых влиятельных людей.

Кому-то могут показаться спорными места, отданные каким-то персонам. Но следует учитывать, что в методике применялся критерий самостоятельности принятия решений. Он и вытягивал людей, которые находятся не в иерархии власти, и наоборот опускал высокопоставленных чиновников, которые выполняют волю губернатора. Лично я не по всеми позициям, данными экспертами, согласен. Место некоторых персон я вижу иначе. Потому в целом можно говорить о том, что рейтинг получился объективным и непредвзятым. Спасибо за это нашим экспертам, которые провели серьезную работу (см. методику рейтинга).

Надежный

Первым в рейтинге, по праву, стоит губернатор Валерий Радаев. За год он значительно укрепился. Отчасти из-за того, что с февраля ослабло влияние депутатов Госдумы на внутреннюю политику губернии. Но во многом из-за активности самого губернатора. Он провел интенсивную предвыборную кампанию. Не стал отсиживаться в кабинете, надеясь на административный ресурс и полагаясь на то, что победит в любом случае. Радаев ездил на встречи с избирателями, на объекты каждый день. На некоторые ключевые объекты приезжал по нескольку раз. Он доказал свое лидерство в регионе и за то получил заслуженную награду в день выборов. Не просто так Вячеслав Володин давал ему отменную рекомендацию и выразил публичную поддержку. Валерий Васильевич подтвердил свою надежность. В итоге вся вертикаль реальной власти региона выстроена под него. А наш выдающийся земляк является как бы гарантом этого.

Смотрящий

На втором месте, как и в рейтинге-2016, с небольшим отрывом от лидера расположился Николай Панков. Как я уже заметил, в феврале депутатов Госдумы попросили сильно не вмешиваться в политические дела. Губернатору была дана полнота власти. Поэтому позиции Панкова несколько ослабли. Летом он был поглощен предвыборной кампанией. Но осенью Панков отчасти выправил свое положение. Считается, что он приложил руку к отставке мэра Саратова Валерия Сараева. Участвовал в формировании арьергарда списка депутатов облдумы от «Единой России» из числа кандидатов-аутсайдеров. В результате в думу все-таки прошли ориентированные на него люди: Иван Дзюбан, Гагик Киракосян и др. Также он продолжает точечно оказывать влияние на принятие некоторых кадровых и политических решений.

В ноябре Панков занялся публицистической деятельностью и открыл свой телеграм-канал «Пара слов», который произвел фурор в политтусовке. За полтора месяца он набрал 500 подписчиков, его посты обсуждают и цитируют. Тем самым он изменил свой имидж теневого политика. Теперь Панков открыто, иногда искрометно выражает свою позицию по многим случаям повестки дня.

Бондар II

Прокурор области Сергей Филипенко за короткий срок после своего назначения набрал политический вес и авторитет. Если год назад он в рейтинге был на 9 месте, то теперь оказался на 3-м.

Филипенко ведет активную прокурорскую деятельность. Во многом оживил прокуратуру, усилил надзор за ключевыми сферами, например, за коммунальной. Его сравнивают с далеким предшественником Анатолием Бондарем. Только Филипенко не ведет открытой политической деятельности, как тот прокурор. Политическая ситуация в губернии иная. Но то, что прокуратура стала еще более влиятельной, особенно по сравнению со степановской, — однозначно. Влияние Филипенко будет и дальше усиливаться. Тем более, что ведутся разговоры о возможном обратном вливании в прокуратору следственного комитета.

В группе с очень сильным влиянием оказались еще два ключевых правоохранителя: Игорь Завозяев, начальник УФСБ, (8 место, рост на 5 пунктов), и Николай Никитин, начальник Следственного управления СКР, (11 место, рост на 5 пунктов). Это и понятно, 5 власть силовиков порой бывает сильнее первой.

Вездесущий

Влияние председателя общественной палаты области Александра Ландо за год заметно выросло (с 11 до 4 места). Усиление связано с тем, что он был ключевым членом избирательного штаба «Единой России» и оказывал влияние на ход предвыборной кампании. Принял активное участие в снятии с выборов кандидатов от «Единой России», которые якобы себя плохо проявили. С ним на постоянной связи находится наш главный земляк в Москве. Это придает Ландо особенную степень влиятельности.

Он опять сформировал будущую ОПу под себя, проведя почти всех лояльных ему общественников. Но вот сможет ли он удержаться в председателях ОПы? У него в следующем году юбилей. Внешне он сильно физически сдал. Соломоныч может попроситься или его могут попросить уйти на покой, вручив за заслуги перед гражданским обществом медальку. И все это было бы справедливо.

Последний олигарх

5 место досталось Сергею Курихину.

Не могу удержаться от лирического отступления. В прошлом рейтинге (влиятельности депутатов) он обиделся на меня за то, что «4В» назвала его «Мелким бизнесменом». После чего потекла на нас его нелюбовь. Пока не физическая, а публицистическая. Да простит он нам эту шалость, как мы прощаем ему. Конечно же, он не мелкий, а что ни на есть крупнейший бизнесменище губернии. Не побоюсь этого слова – Олигарх Земли Саратовской. Патриот, благотворитель и меценат. Петропавловский храм отстроил, дворцы с атлантами возвел, памятники поставил. Недаром он финансирует монумент Засекину и Турову – основателям Саратова. Намек понятен. Потомки не забудут.

Но поговорим о его нынешнем положении. За год Курихин скатился с 3 места в рейтинге-2016 на 5-е. Вроде бы падение небольшое. Но в первой десятке очень важна каждая ступенька, она многое значит. За последний год Сергей Георгиевич потерял несколько ключевых позиций и проиграл несколько важных битв.

Во-первых, он так и не сумел добиться расположения губернатора Радаева, не сумел подчинить себе значительную часть правительства, над чем он работал многие годы. Но все же пару министров он сумел закадрить. По нашим наблюдениям, это министр имущества Олег Галкин и министр строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин. Для него это ключевые сферы и тут он, похоже, находит среди чиновников понимание своих назойливых желаний.

Во-вторых, СГК так и не сумел приручить прокуратуру. Жертва его информационных орудий — прокурор области Владимир Степанов, как тихо работал, так тихо и ушел с должности доболевать свою «русскую хандру», не сдавшись. На его место пришел человек с прямо противоположной харизмой — Сергей Филипенко. С таким не повоюешь словом, такого не замотивируешь эстетными вещицами. Он сам себе голова и знает цель своего служения.

В-третьих, разрушается союз с милицией. Сергей Георгиевич так долго выстраивал свои отношения с Сергеем Арениным! И только дошло дело от вражды до дружбы, и на тебе, грузного и грозного полицейского спровадили в Сенат. Кто придет ему на смену, пока не ясно, но выстаивать отношения с ГУВД придется с нуля.

У нашего олигарха есть несколько прирученных правоохранцов младшего и среднего звена. От них он получает инсайдерскую информацию, которую использует при вербовке других чуваков.

В-четвертых, Курихин так и не сумел одолеть цитадель областного суда и его председателя Василия Тарасова. А атака была жесткой. Последний ушел в соседний регион не побежденным, а в Саратове оставил свою команду, обиженную на олигарха. Нет, с отдельными судьями наш влиятельный бизнесмен находит взаимопонимание. Но вот всю третью власть подмять не получается.

Следствием или нет, и это в-пятых, стал его проигрыш в суде по клевете. За процессом «Курихин против Вилкова» следили все. Для важного бизнесмена это было принципиально — доказать в суде, что он не тот, о ком злословят. А задиристый Вилков, сотрудник «Общественного мнения», распространял оперативные материалы о якобы его преступном прошлом в 90-х. Суд журналиста оправдал. Таким образом, формально подтвердил, что все, что опровергал Курихин о себе — правда. Но дело не закончено. Сейчас идет процесс апелляции приговора. Только вот Курихин не ходит на заседания. Оттягивает, как будто чего-то ждет. Победа для него жизненно важна. Это репутация, престиж, власть. Хотя многие говорили: не надо, Сергей, судиться, не надо поднимать врага до своего уровня, а опускаться до его. Но упрямый не послушал. И теперь в общественном сознании Курихин и Вилков равны. А если обидчик еще и выиграет апелляцию, то страшно представить, каковы будут потери обиженного.

В-шестых, Курихин, которого элита боялась за его информационные ресурсы, подрастерял и на этом поле. Кроме своего «Взгляда», где он не может откровенно делать информационные вбросы и нападать на противников, остается только недавно испеченная смишка «Медиафейкс», рассчитанная исключительно на элитарную аудиторию. Да еще, похоже (по почерку и стилю – творческому отпечатку личности), он является вдохновителем и регулятором, по крайней мере, четырех широко известных в очень узких кругах телеграм-каналов, вещающих слухи, сплетни, фейки о политической жизни губернии. Этот новомодный и еще до конца не апробированный информационный ресурс может забавлять политтусовку, нервировать чиновников и политиков, но не портить им жизнь, не может заставить подчиниться воле заказчика этих каналов. Таким образом, Курихин уходит в информационное дно и там пытается баламутить политическую атмосферу.

В-седьмых, неудачей закончилась его игра с мэром Саратова. В результате была выбрана неожиданная фигура, ориентированная на губернатора. И у Исаева своя команда (см. ниже).

Понятно, что череда неудач делает Курихина нервозным и неуравновешенным. Он даже стал нападать на своих идейных товарищей, спровоцировав конфликт с некоторыми изданиями. Он как лев, который не одолел носорога, бросается от обиды на волка, наблюдающего схватку со стороны.

Единственно кем СГК может безраздельно манипулировать из влиятельных фигурантов политгвардии — это тот, кого в политтусовке прозвали Крошкой Цахесом.

Но нужно знать Сергея Георгиевича — он может откатиться, выждать время и опять выступать агрессором. Он упрямо добивается своего, чего бы ему и другим этого не стоило. Поэтому он еще долго останется в плеяде ведущих политиков губернии. (Если Вилков будет осужден).

Визирь

Игорь Пивоваров за год с небольшим, как стал вице-губернатором, значительно усилил свое влияние. Он курирует внутреннюю политику губернии.

Заголовок этой главки выбран не случайно. Визирь с арабского переводится как «носильщик тяжестей», в переносном значении — помогающий нести своему государю тяжесть правления. Пока губернатор сосредоточен на решении хозяйственных проблем, Пивоваров его разгружает в политических делах.

Поначалу саратовская элита скептически отнеслась к назначению Пивоварова, провинциального чиновника, главы Вольского района. Но он быстро смог показать свою хватку. Своей политической игры он не ведет, всецело встраиваясь в повестку, заданную губернатором. А в рамках нее оказывает на процессы серьезное влияние. Здесь и его участие в организации предвыборной кампании губернатора и «Единой России», и выстраивание отношений с оппозицией, со СМИ. Контакты с руководителями правоохранительных органов.

То, что его роль в политике высока, косвенно подтверждает то, что в телеграм-каналах в отношении него вбрасывают фэйки, и даже на днях создали фэйковый канал «Саратовский вице-губернатор», где постят от его имени всякую чушь. Это может заказать только тот, который хочет подчинить себе всех и ведет свою игру. А фэйки говорят о том, что Пивоваров не хочет играть в эту игру.

Двуглавая агломерация

Три главы трех крупнейших городов Саратовской области попали в группу с очень сильным влиянием. С большим отрывом от двух других на 11 месте стоит глава Энгельсского района Александр Стрелюхин. На 13-м — мэр Саратова Михаил Исаев. Следом за ним с минимальным отрывом на 14 месте — глава Балаковского района Александр Соловьев.

О роли и значении Александра Стрелюхина мы уже неоднократно писали. Его вес и авторитет значительны. Позиции за год выросли (с 15 по 11 место). В августе ему доверили управление Энгельсом и окрестностями, с чем он неплохо справляется. Возможно, на этом карьера его не закончится. Для этого ему нужно ориентироваться только на губернатора и не слушать советчиков, которые пытаются им манипулировать в своих своекорыстных интересах.

13-е место Михаила Исаева дано ему, скорее, авансом, по должностному положению, как руководителю областного центра. Он только приноравливается к этой непростой роли. Опыта хозяйственной работы у него маловато. Поэтому он постоянно советуется с Радаевым по кадровым вопросам и с другой стороны опирается на прежнюю команду Олега Грищенко, в которую сам входил. Теперь он людей из нее выдвигает на ключевые места в городской администрации. Поэтому сейчас можно говорить о феномене коллективного Исаева, городом управляет не он единолично, а команда. Это, может быть, и не плохо. Зима покажет, удастся ли эксперимент.

Александр Соловьев из областного правительства, где он был зампредом по АПК, вернулся в свою стихию — родное Балаково. До этого он был влиятельным бизнесменом, потом чиновником, вместе со своим братом являлся сдерживающим элементом, противовесом прежних глав. Теперь ему доверили самому порулить городом. Поэтому влияние его на принятие решений по району высоко, что и отразили эксперты в своих оценках.

Женский корпус

Депутат Госдумы Ольга Баталина за год опустилась с 7 до 15 места. Она, и вправду, стала оказывать минимальное влияние на внутреннюю политику и кадровые решения области. Но так как она входит в ближайшее саратовское окружение Вячеслава Володина, это позволяет ей оставаться в группе очень сильного влияния.

Марина Алешина, ГФИ, удерживается в группе сильного влияния (17 место) по статусу. Хотя ее не слышно и не видно. Она явно не ведет политической деятельности, не влияет ни на какие процессы. История с уголовным делом в отношении ее ставленницы и приятельницы Марины Епифановой, экс-министра образования области, сильно ударила и по ее репутации. Опять пошла волна компроматов против Алешиной за семейные земельные дела. Говорят, что она засиделась на своем месте, что ее скоро уберут. Но, возможно, она пять тихо отсидится и останется дальше инспектировать.

Несмотря на то, что чуть ли не половину областного правительства составляют женщины, их роль во внутренней политике невелика. Самая влиятельная из них — Олеся Горячева, руководитель аппарата губернатора (41 место), наиболее близкое лицо из окружения Радаева.

Приветствующие Ку

Два думских руководителя Иван Кузьмин и Николай Кузнецов идут друг за другом — 26 и 27 места. Положение их в рейтинге влиятельности не очень завидное. Казалось бы, председатель облдумы, второй человек по уставу области, должен занимать соответствующее положение и в рейтинге. Но, увы, депутатский корпус в нашей губернии почти ничего не решает, что и отражается на влиятельности его руководства. 

Иван Кузьмин полностью встроен в конфигурацию власти во главе с Радаевым. Не самостоятелен в принятии решений. Полноценно управляет только аппаратом думы. И все же, если сравнивать с рейтингом его предшественника Владимира Капкаева в прошлогоднем рейтинге — 53 место, виден значительный подъем нового спикера. Может быть, потому, что этой думе назначено быть более влиятельным органом власти, под чего и формировался новый состав депутатов? И эксперты дали Кузьмину авансом это место?

В думе ему негласно противостоит руководитель фракции «ЕР» Николай Кузнецов. Внимательный депутат это заметит на заседаниях фракции. Кузнецов имеет больше самостоятельности как ректор аграрного университета, он более опытен как политик и депутат. Но он так же мало что решает, так как фракция не ведет законотворческой деятельности, а является утвердителем законопроектов, которые скидываются в думу губернатором. За два месяца только две закинициативы депутатов были приняты, остальное — законотворчество областного правительства. Поэтому Кузнецову в большей степени приходится следить за фракционной дисциплиной, а не вести политическую деятельность.

Кузьмину же нужно выстраивать отношения с коллегами, формировать свою депутатскую группу поддержки (конечно же, лояльную губернатору), нарабатывать авторитет, а не быть просто спикером.

Сложившийся на конец 2017 года расклад сил продержится, как минимум, полгода, а то и несколько лет. Какие-то передвижки могут происходить, но незначительные. Саратовская область окончательно входит в политическую стагнацию, которую поколебать никто не в силах. Главное, чтобы власть не впала в анабиоз.

Вадим Рогожин, с почтением

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

влиятельность, рейтинг

В Саратове остановочный павильон опрокинулся на женщину: она погибла

В Саратове остановочный павильон опрокинулся на женщину: она погибла

Саратовцы заражались мышиной лихорадкой чаще всего при уборке дома

Саратовцы заражались мышиной лихорадкой чаще всего при уборке дома

Саратовские депутаты обратятся в прокуратуру для проверки качества новых дворов

Саратовские депутаты обратятся в прокуратуру для проверки качества новых дворов

Популярное
наверх