25 ноября 00:09 в Саратове +1°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Год Краснощековой: Обескультуривание области

А знаете ли вы, сколько за этот год закрылось Домов культуры, сколько деревень и поселков осталось без библиотек, сколько людей, посвятивших свою жизнь искусству, оказались выброшенными на улицу?

10:00, 10 марта 2015 Автор: Сергей Щукин

Чем запомнится в Саратовской области Год культуры? Отремонтированной филармонией, скажете вы. А знаете ли вы, сколько за этот год закрылось Домов культуры, сколько деревень и поселков осталось без библиотек, сколько людей, посвятивших свою жизнь искусству, оказались выброшенными на улицу? Попробуйте объяснить им, как важна для них филармония и как много полезного делает для них министерство культуры со Светланой Краснощековой во главе.   

Если в предыдущих статьях «Четвертая власть» изучала деятельность Краснощековой на посту директора филармонии, ее принципы управления областным минкультом, то на этот раз речь пойдет о сегодняшнем состоянии региона, пережившего Год культуры. Скажем сразу, в 2014 году произошло немало знаковых явлений, но событием года стало вовсе не открытие филармонии и даже не провал с ремонтом сгоревшего здания ТЮЗа.

Культурное событие года

Что касается ремонта филармонии, то, как мы уже писали в статье «На руинах ТЮЗа» , он был закончен благодаря губернатору Валерию Радаеву, который как мог подгонял рабочих и устраивал разносы ответственным чиновникам. Да и вообще, можно ли назвать достижением ввод в эксплуатацию здания, сгоревшего еще 6 лет назад?! Скорее уж это событие могло стать позором года, если б не было истории с ТЮЗом. Вот и сами деятели культуры не склонны переоценивать произошедшее.

«За три года она (Светлана Краснощекова, - от ред.) не сделала ни одного публичного заявления, чем она хочет заниматься. Когда человек встает на новое место, он делает какое-то программное заявление: я хочу вот это и это. Отремонтировать филармонию - это не главная задача, ее надо просто отремонтировать, -  говорит руководитель ансамбля «Балаган» Александр Куреленко. - Вот Год культуры прошел - ничего не изменилось. Абсолютно. Концерты как были, так они и есть, или как их не было, так их и нет. Визуально в Саратове ничего не изменилось».

Действительно, и визуально в городе и области ничего не изменилось, да и по числу концертов, фестивалей и выставок год мало чем отличался от прежних. Можно попытаться понять состояние культуры, посмотрев на итоговую статистику 2014 года, выпущенную минкультом. Однако документ прошлого года отличается от такой же бумаги за 2013 год, и потому проследить какие-то тенденции сложно. Одни показатели округлены, другие и вовсе позабыты. Количество мероприятий и гастролей театров особенно не меняется, наблюдается тренд сокращения числа выпускников ССУЗов культуры и искусства: в 2014 году - 257 молодых специалистов, в 2013-м - 271, в 2012-м - 302 человека. Серьезно сократилось количество киноустановок: с 296 до 208.

Однако самой интересной статистики в итоговом отчете не оказалось, поэтому «Четвертой власти» пришлось запрашивать ее отдельно. Итак, по данным минкульта, в 2014 году число библиотек в Саратовской области сократилось с 968 до 937 единиц. А по данным областного профсоюза работников культуры, в 2014 году было ликвидировано 74 сельских клуба, без работы остались 300 работников этих учреждений. Так вот он главный тренд Года культуры в регионе - постепенное обескультуривание сел, поселков и небольших городов. Что будет иметь большие последствия для нашей культуры: открытие одной филармонии в городе Саратове или закрытие 74 клубов в селах?! Ведь за последние несколько лет регион потерял 270 подобных учреждений.

«Библиотечной сети в районе больше нет»

Директор саратовского цирка Иван Кузьмин в интервью «Четвертой власти» с горечью рассказывал о сокращении сети учреждений культуры, о том, что губернатор Валерий Радаев собирал глав районах и давал им четкие указания: не допустить ухудшения ситуации на подведомственных им территориях. Дело в том, что согласно законодательству полномочия по культуре спустились на уровень поселений, и на местах началась настоящая вакханалия под названием «оптимизация».

«Оптимизация - это улучшение структуры, а она у нас сводится к механическому сокращению учреждений или штата, - говорит председатель профсоюза работников культуры Вера Дмитриева. - Мы много лет этот процесс сдерживали благодаря Брызгалову (бывший глава минкульта, - ред.), он в этом смысле помог сохранить централизованную клубно-библиотечную систему. Это очень правильно, потому что, если раньше клубом распоряжалась районная администрация, потом полномочия по культуре отдали на поселения, в какую-то Козловку или Петровку и теперь глава поселения определяет, нужен клуб или не нужен, какие кадры нужны, какие нет. Вот в чем опасность».

Естественно, что районным и местным властям куда проще сократить тройку другую клубов и пустить сэкономленные деньги на дороги или ЖКХ. Министр Краснощекова заверила корреспондента «Четвертой власти», что учреждения культуры закрываются лишь в тех селах, где не осталось жителей. Да и уменьшение числа библиотек вовсе не означает, что все их ликвидировали - какие-то могли перевести в другие здания, какие-то объединить. Вот только данные профсоюза работников культуры показывают совсем другую картину.

Также в районах идет массовый процесс увольнения работников культуры, опять же в рамках оптимизации. В дорожной карте Саратовской области предусмотрено сокращение этой категории бюджетников на 2%, однако, на местах эти цифры не соблюдаются. Работница культуры из Новобурасского района рассказала «4В», что у них сократили по одному человеку в библиотеках и по два человека в Домах культуры, художественных руководителей уволили почти всех, оставив лишь директоров. 

«У нас там есть один такой депутат, он прилюдно распылялся, что культура нам не нужна, что нам надо ее позакрывать. В общем, там прессинг такой идет», - поделилась женщина.

Оставшихся «в живых» работников библиотеки переводят на полставки, если они уже были на полставки - то на 0,25 или 0,75. Кто пойдет работать на такие деньги?

«Вот в Балаково передали библиотеки на поселения, сразу всех их ликвидировали как библиотеки,  - возмущается Дмитриева. - Включили в так называемые социально-культурные комплексы, и тут же перевели всех с 0,5 ставки на 0,25 ставки. Все, библиотечной сети в районе больше нет».

В селах с населением свыше 300 человек зачастую оставляют лишь одного работника библиотеки или одного работника клуба, урезают ему ставку, в итоге заведения фактически перестают работать. Да и эти копейки выплачиваются с трудом. С осени прошлого года в Балашовском районе накопилась 50-миллпионная задолженность перед внебюджетными фондами, в результате этого в 8 учреждениях культуры района были закрыты расчетные счета. В течение 5 лет люди не получали вовремя заработную плату. Проблему вроде бы удалось разрешить, но надолго ли?

Как верно подметила Вера Дмитриева, даже во времена Гражданской войны и Великой Отечественной войны власти СССР поддерживали рабочие клубы, поскольку осознавали их роль в воспитании и объединении людей. Сегодня такого осознания нет ни в районах, ни в областном минкульте. Поэтому сегодняшняя молодежь объединяется и воспитывается в подворотнях или у телевизоров и компьютеров.

Что же может сделать министерство для того, чтобы затормозить разрушение культуры? Во-первых, как говорил директор цирка, идти «по горячим следам» губернатора и контролировать, как в районах выполняются его поручения.

«Да, муниципальные образования имеют широкие права по 131 ФЗ, но на то она и власть, что должна жить не сегодняшним днем, а видеть перспективу и прогнозировать свои действия. Что будет завтра, послезавтра, после того, как закроются клуб и библиотека? Такие прогнозы есть? Такие выводы есть, их кто-то делал? Надо понять, что если мы пытаемся сэкономить на культуре, мы не экономим, а губим человечество», - уверен Иван Кузьмин.

Глава профсоюза работников культуры указывает на рекомендации Министерства культуры РФ, выпущенные региональным властям. «Уже листов 700 вышло этих рекомендаций, - говорит она. - И в 2013 году минкульт уже обратил внимание региональных органов власти: осторожно относитесь к проблемам, дальнейшее сокращение сетевых единиц считается нецелесообразным, потому что есть критический уровень, ниже которого уже нельзя опускаться». По мнению председателя профсоюза, Светлане Краснощековой следовало бы немедленно создать в министерстве специальный отдел, который бы занялся изучением оптимизации сети учреждений культуры в районах. «Мне кажется, нам не хватает планомерности в урегулировании этих проблем», - осторожно говорит она.

Сегодня министру следовало бы не затыкать главу профсоюза работников культуры, как это она сделала на коллегии министерства, а бить в набат, на каждом углу кричать об этой проблеме и ездить по районам. С другой стороны, если Валерия Радаева устраивает все, что происходит с областью, то зачем Светлане Владимировне напрягаться?! Можно долгие годы ударными темпами ремонтировать старый ТЮЗ и вообще никуда не выезжать из Саратова.

Обманутые ожидания

Работники культуры ждали много от 2014 года. Например, ТЮЗ ждал, что для его артистов, наконец, построят общежитие, которого у театра нет с советских времен. Поэтому некоторые артисты вынуждены обитать в студенческих «общагах». Народная артистка России, руководитель Союза театральных деятелей Римма Белякова надеялась, что ее организация получит помещение. Им выделили комнату в Доме офицеров, сейчас в здании ремонтируют две небольшие сцены и ко Дню Победы обещают закончить работы. А вот уникальная библиотека Союза - это 14 тысяч томов, находится в одной из саратовских коммуналок. «В этой коммуналке, где живут люди, где нашим сотрудникам дают ключи от туалета, где газовое отопление, льет потолок, жуткое дело. Десятилетия мы звоним в колокола», - рассказывает артистка.

Здание, в котором расположен театральный факультет консерватории, много десятилетий находится в аварийном состоянии, Театр оперы и балета покрылся трещинами, и его руководство, по данным СМИ, ищет 50 млн руб. для начала реконструкции.

Худрук ансамбля «Балаган» Александр Куриленко ждал, что в Год культуры в регионе состоится хотя бы один фестиваль народной музыки. «По России фестивали всевозможные все города проводят, у нас - нет. Саратов - это вообще глушь, глушь, и с каждым годом все хуже», - отмечает он.

Думается, что Год литературы в Саратовской области пройдет так же «ударно»: библиотеки и музеи станут по разнарядке проводить различные концерты и фестивали, артисты станут читать на улицах стихи Пушкина и Лермонтова, а прохожие будут шарахаться от них, как от прокаженных. Ведь у них в поселке или селе нет ни клуба, ни библиотеки, а только пивные да магазины. Спасибо Светлане Владимировне и минкульту за это.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

год культуры, минкультуры, Светлана Краснощекова

В Марксе водитель «Лэнд Крузера» на дороге застрелил мужчину и ранил его друга

В Марксе водитель «Лэнд Крузера» на дороге застрелил мужчину и ранил его друга

Губернатор Роман Бусаргин стал секретарем «Единой России» в Саратовской области

Губернатор Роман Бусаргин стал секретарем «Единой России» в Саратовской области

В Саратовский регполитсовет «Единой России» введены новые ведущие партийцы

В Саратовский регполитсовет «Единой России» введены новые ведущие партийцы

Популярное
наверх