Предводители инвалидов смысла
09:00, 10 декабря 2012 Автор: Вадим Рогожин
Кто и как правит Саратовской губернией
К декабрю в Саратовской области завершилось переформирование нового расклада сил в губернской власти. В основном на него повлияли два процесса - распределение постов в облдуме нового созыва и формирование нового политсовета региональной организации «Единой России». В результате окончательно сформировались три основных группы влияния: радаевская, панковская и грищенковская.
Главным образом усилился Николай Панков, ближайший сподвижник того, кто за всех всё в области решает. Сначала этот депутат Госдумы был начальником предвыборного штаба «ЕдРа» на выборах в областную думу, что позволило ему сильно влиять на определение состава кандидатов от партии власти. Затем его назначили секретарем саратовской «ЕР». Что в совокупности позволило ему влиять на распределение должностей и обязанностей в облдуме и контролировать фракцию «ЕР». Также Панков подмял под себя политсовет реготделения «ЕР». Большинство членов президиума и всех заместителей можно назвать его людьми. В результате он стал формальным партийным лидером и взял на себя кураторство политической сферы губернии.
За Радаевым осталась преимущественно исполнительная власть: социальная сфера, бюджет и экономика. Произошло как бы двоевластие: один отвечает за богатство области, другой за ее славу. Дуумвират этот условен, поскольку всем хорошо известно, что настоящим хозяином губернии окончательно стал неназываемый кремлевский сиделец.
Совет пажей секретаря
Итак, Панков подобрал под себя политсовет местной «ЕР» и поставил в нем на ключевые места управляемых людей, с которыми ему лучше будет ладить. Главная особенность нового состава президиума политсовета - засилье людей молодых. За омоложение партии можно было бы порадоваться. Но вот только незадача - в политсовет пришли малоопытные, ничем выдающимся себя не проявившие, но истинные володинцы, готовые прислуживать руководству партии во всех его прихотях. Проявившие свои главные способности в провокационных уличных акциях, в организации троллинга на форумах в интернет-СМИ и редактировании гнусных статеек об оппонентах своих шефов на проедросовских ресурсах. Панков словно подбирал людей в политсовет под свой интеллектуальный уровень и опыт ассистентской работы. Главное, чтобы среди ключевых партфункционеров не было людей, которые бы казались умнее и образованнее его. Таких видных и авторитетных людей, как, скажем, Александр Стрелюхин, бывший зампред председателя ипатовского правительства, в политсовете не так уж много. Они вытеснены на партийную периферию.
В нынешнем составе политсовета серость доминирует. Это главная тенденция в развитии местного отделения «ЕР» - заметные и авторитетные фигуры оттесняются на второй план, они не играют ключевой роли в партийной жизни. Затерли или вытеснили даже проедросовских ректоров (Суровов, Кузнецов, Попков), федеральных начальников (Наумов, Овсянников и т.д.) и опытных, компетентных депутатов. Этим едроссовским авторитетам словно щелкнули по носу, посадив в заместители секретаря четырех молодых людей, только-только начинающих набираться ума-разума. Но они уже партийные комиссары, которые смеют советовать начальству и указывать своим старшим товарищам, что тем нужно делать для процветания партии.
Это, может быть, тоже неплохо, что от партийных дел отошли так называемые ортодоксы, но в то же время партия как-то обмельчала. Партийных динозавров заменили люди с теми же самыми моральными принципами, только молодняк. А по-настоящему признанные общественностью деятели по-прежнему находятся в загоне. И в этом, глядя в будущее партии, видится колоссальный провал, совершенный новым партсекретарем под опекой своего рулевого.
Нынешнему руководству не нужны возле себя старые соратники, которые могут запросто панибратски обратиться к губернскому лидеру партии: «Колян, пойдем жахнем вискаря». Нужны только те, которые обращаются почтительно с поклоном и придыханием: «Николай Васильевич, не изволите ли рюмочку с устатку, я мигом сгоняю». Саратовскую партию власти заполонило поколение гайдуков и запяточников. Обратите внимание на красноречивую этимологию фамилий этих младоедроссов, которые ныне формируют новую элиту партии: Гайдук, Писарюк, Хаценко (от «хохотать, ржать») и т.д. И это может быть и к лучшему - «ЕР» стала смешна и ничтожна - и у народа появилась отдушина: если партию, вгрызшуюся во власть, нельзя сменить, над ней можно потешаться.
Посланцы партии в думе
Та же самая картина написана рукой партийного мастера и в облдуме. И при ее формировании Панков постарался на славу (с маленькой буквы, хотя и на своего шефа тоже). В ее руководстве остались такие матерые ветераны «ЕдРа», как Семенец, Кузнецов и, конечно же, неповторимый Синичкин. Вдобавок вытащили из кадрового чулана позабытого Сундеева, бывшего главу Кировского района, да сделали сразу же вице-спикером. Остальные – это молодой панковский призыв, те же Писарюк, Линдигрин, Ерохина. Как-то нелепо среди них смотрится Леонид Писной, которого зачем-то вернули через пять лет в кресло председателя комитета ЖКХ и строительства. Он не вписывается в эту стаю медвежьей дремучести, так как является едва ли не единственным полноценно компетентным депутатом в той сфере, которой занимается в думе. Всем давно известно, что главное в саратовской партии власти не компетентность и профессионализм, а тупость и сучья преданность. Не надо уметь думать, в партии думает только один человек, остальные являются либо фигурами для игры, либо просто болванами, как деревянные солдаты Урфина Джюса. Все то, что журналистами и общественностью в думе осмеивалось, в партии и в думе стало лишь процветать.
Двор Панкова
Если светлейшего князя с вензельными магическими буквами «VVV» можно назвать властелином губернии, то все остальные толпящиеся у кормила областной власти – его вассалы. Тогда Панков - граф, а Гайдук - подграф, или эдакий… слово похоже на «вошь» … шевалье.
Когда-то Панков был верным оруже(портфеле)носцем великого Вячеслава Викторовича. И вот Николай Васильевич возмужал, обзавелся своим пажом. Его подручный помощник Александр Гайдук возглавил исполком, взял на себя всю рутинную, хлопотную завхозовскую работу в партии на себя. А заодно стал посланником для решения деликатных вопросов, которые занимают его шефа. И Гайдук на глазах преобразился. В нем стали замечать высокомерность, заносчивость, он стал позволять себе небрежность в общении с коллегами по думе, в которую он едва вошел. На него жалуются, что он требует выполнения неких желаний и запросов Панкова якобы во имя процветания партии, а не для него лично. Ведь если Панков говорит от имени вождя, то Гайдук вещает от имени Панкова. То есть он чувствует себя на второй ступени после августейшей по местным меркам особы. Только вот Гайдук все же умнее и наглее своего шефа, и если представится случай, то доберется до светлейшего, и как знать, чье положение он тогда поколеблет. Но может случиться иное - ошкуривать ему пока не всех с наскока удается, и вскоре он может нарваться на серьезные неприятности.
Но как настоящему предводителю обойтись без женского пола? А этот пол Николай Васильевич, ох, как любит. И вот откуда ни возьмись на политическом небосклоне появилась Татьяна Ерохина - новая фаворитка Панкова. Говорят, что их познакомил опять же услужливый Гайдук, который одно время суетился в волжской парторганизации, к которой Ерохина также была приписана. После знакомства с Панковым Ерохина не только удачно вошла в областную думу, но и, не имея опыта депутатской работы, тут же стала вице-спикером. Кто знает, на что она на самом деле способна. Глядишь, и через годик проявит себя как эдакая мадам Помпадур волжского пошиба.
Двор Радаева
Валерий Радаев – второй генеральный вассал суверена губернии. Он просто князь, без титульной приставки «светлейший». Валерий Васильевич тоже обзавелся своим пажом. Только он у него в более высоком статусе. Услужливость и пресмыкательство вице-губернатора Дениса Фадеева перед главой губернии часто замечают заседатели и посетители правительственных кабинетов. Дмитрий Лобанов - это, безусловно, барон, т.к. управляет обширными заволжскими землями, будучи главой администрации Энгельского района. У Радаева в его княжеском дворе есть и свои подбароны. И у всех своя миссия во власти. Мясопереработчик Подборонов делегирован Радаевым в областную думу, Лобанов же представляет его интересы в президиуме партии. Здесь же присматривает за всеми, и в частности за Писарюком, Денис Фадеев.
Многие единороссы находятся под двойным присмотром: и Панкова, и Радаева, и потому имеют двойную ориентацию, бегая между двух Василичей. Тот же Фадеев, частенько консультируется с Панковым и любезничает с ним, но при этом не забывает, прорываясь сквозь заслоны рамок металлоискателей, добежать до трапа самолета и облобызать, точнее пожамкать ручку своего непосредственного начальника.
Радаев, как говорят очевидцы, прочувствовал прелесть княжеской власти и ведет себя подобающим своему статусу образом - в нем проявляется высокомерие, желание всех своих вельмож построить и поучать. Правда, порой он не может выразить свою мысль классической русской речью, здесь проявляются остатки социального атавизма, когда Радаев был охотоведом и мало с кем, кроме птиц и зверей общался. Он и до сих пор охоту и рыбалку ставит выше многих дел. Разве не княжеское дело охотиться? Ведь именно это подчеркивает его статус, а не умение правильно говорить. Для этого есть златоуст Чуйченко или тот же учитель истории Фадеев. А суверен должен ходить и командовать, раздавать пинки, хаять за плохую работу подчиненных. И устав от многочасовых, но высокоэффективных ПДС и изнурительных рейдов по рынкам и школам, уехать в очередное охотничье угодье, организованное одним из близких вассалов Анатолием Морсиным - тихим, незаметным на политической сцене чиновником, председателем областного комитета охотничьего хозяйства и рыболовства. Хотя это, может быть, для саратовского люда и лучше. Русское барство Радаева понятнее, чем средиземноморское сибаритство Ипатова.
Говорят, что добиться близости к губернатору и стать его фаворитом можно через фауну, то есть через любовь (или отстрел) животных. Вот, к примеру, его фавориткой называют директора саратовского ипподрома Екатерину Соболеву. Но она тоже, как и главный охотовед губернии, находится в политической тиши, не каждый единоросс ее знает в лицо и по имени.
Губернатор явно проиграл борьбу за контроль над местной «ЕР» и думой. В областном заксобрании положение у Радаева несколько лучше, чем в президиуме политсовета. Безусловно, все депутаты-единороссы лояльны Радаеву. Но это признание не его авторитета, а его положения, определенного опять же не им. В думе он добился выбора одним из вице-спикеров своего соседа по коттеджу Александра Сундеева. К последнему примкнул скандально избранный как бы депутат Альберт Старенко, у которого есть один, но веский ресурс - говорят о его дружбе с председателем областного суда Василием Тарасовым. Это Олег Грищенко, на свою голову, познакомил их друг с другом. Старенко встраивается по линии поддержки губернатора, хотя за него, как кандидата в депутаты, хлопотал Панков.
Остальные в совете думы Радаеву особо ничем и не обязаны. Ну не Линдигрин же будет его ухом и глазами после того, как он вместо нее поставил министром информации едрожура Чуйченко? Разве что Писарюк, связанный с Фадеевым круговой порукой в делах, что они творили в МГЕР? Но за старые грехи сегодня в партии спроса нет. Старожилы думы, конечно же, тоже не будут строить козней Радаеву, однако выстраиваться в его приемной, в которой, как говорят очевидцы, губернатор держит просителей и докладчиков часами, не будут. Только представьте Кузнецова или Суровова, коротающих рабочее время под дверью у Радаева. Сидеть долго и терпеливо они, как самостийные вассалы, могут только в приемной светлейшего князя.
Губернатор даже в своем правительстве не всем беспрекословный начальник. Многих не он назначал, потому не ему их снимать. А значит, с них тяжело будет и спрашивать. В этом положении Валерия Васильевича даже жалко. Хотя недавно он сыграл в свою пользу, усилив своего вассала Сергея Канчера, протеже Лобанова, сделав его зампредом по индустриальному комплексу. Юрий Моисеев потеснен. Но убрать его из правительства так и не получилось. Есть информация, что за него вступился перед Панковым Гайдук, которого Моисеев протащил в своей Марксовской вотчине в облдуму по списку. У Моисеева теперь полномочий и сферы влияния как бы меньше, но его оставили курировать самый лакомый и дорогой правительственный проект - строительство международного аэропорта. И он пройдет мимо радаевских. Здесь Радаев показал свою слабость. Включившись в игру, губернатор не провел ее до конца, оставив внутри правительства обиженного. Это наверняка спровоцирует волну внутриправительственных интриг. Так, Алексей Данилов не прочь вернуться на прежнее место зампреда по социалке и выдавить оттуда Андрея Россошанского. Хотя Данилов, как редкий компетентный вип-чиновник в правительстве Радаева, лучше смотрится на месте министра здравоохранения, где нужно и самому вкалывать, а не только командовать. К тому же за Россошанского опять может заступиться Панков. У зампреда большие виды на старое здание ТЮЗа, да и ремонт его после пожара недалек. Поэтому для партсекретаря лучше, чтобы этот проект курировал опять же человек, который ему лично будет обязан. Так что никакой отставки Россошанского не предвидится.
Молодой министр территорий и главный надзиратель за районными барончиками Сергей Нестеров также советуется с Панковым и прислушивается к нему. Ведь главный политический надзиратель имеет влияние на многих районных глав по линии партии. И здесь Радаев, опять же проигрывает.
Так можно продолжать и по некоторым другим зампредам и министрам, через которых проходят финансовые потоки. Власть губернатора ограничена даже в рамках его же правительства. Полноценно ему подчиняется социальная и индустриальная сферы. Да липовый комитет по информатизации, куда он пристроил бывшего при нем председателя исполкома «ЕР» Ларису Кузнецову.
Клановые войны
Вот такой получается феодальный разнобочик. Ну а как феодалы могут жить без захватнических войн и обороны своих вотчин? И в Саратовской области, где, по сути, создана неофеодальная система, постоянно идут политические столкновения.
Всем в политтусовке известно, что между Панковым и Радаевым обострилась межвидовая борьба. Все копошатся под покрывалом с эмблемой белого медведя и пока не вылезают наружу. И губернатор явно проигрывает в подковерной войне. Если бы не общий враг Аркадий Евстафьев, который топчется на их вотчине, они давно бы начали не на шутку терзать друг друга. Полноценной войне мешают еще и «не определившиеся». Это и независимые политики, такие, как Сергей Курихин и Леонид Писной, которые сами по себе. И председатель Общественной палаты области Александр Ландо, которому приходится заискивать с обоими командирами, так он хочет сформировать новую ОПу по своему усмотрению, а для этого нужно быть услужливым и Панкову, и Радаеву. Это не говоря о третьей группе влияния - Олега Грищенко. Ну и еще остается гнилая среда
беспринципных флюгеров, которые, формально примкнув к одной из групп, готовы перебежать к другой - в зависимости от меняющейся конъюнктуры и степени влияния главных фигур большой игры. Так что сложившиеся в областной власти политические группы подвижны, и между ними происходят перетекания кадров. Все это осложняет борьбу за власть.
Но как только процесс расстановки фигур по определенным им местам закончится, когда интересы и ореол соперничающих групп будут четко определены, начнется усиление этой борьбы. Поэтому к осени следующего года мы, может быть, увидим новый расклад сил, в котором в более выигрышном положении окажется Радаев. Это наверняка произойдет, если в Кремле действительно захотят провести в следующем году выборы губернаторов, о чем мы писали. И если Радаев пойдет на них и выиграет, это придаст ему и уверенности, и сторонников. Так что те, кто ныне отворачивается от него, в дальнейшем могут сильно пожалеть. Губернатор только почувствовал вкус власти и дальше будет вкушать ее со смаком.
- 1 Панков: Нужно провести проверку глав диаспор в Саратовской области
- 2 Жители более 20 улиц Саратова из-за аварии остались без воды
- 3 Фасад высотки на Лунной приведут в первоначальный вид по решению суда
- 4 Армянская община потребовала отставки главы «Урарту» после скандала в Балакове
- 5 В «Единой России» обсуждают кандидатуру Бусаргина на пост главы реготделения
- 1 Саратовцы добровольно передали на нужды СВО более 50 единиц оружия
- 2 В Саратове мужчина «кошмарил» женщин и дрался с охраной. Глава СК требует доклад
- 3 Старушка в центре Саратова остается на улице 6-й месяц: власти пока бессильны
- 4 Дело об убийстве в клубе в Дергачах обрастает новыми подробностями
- 5 На территории старого аэропорта Саратова будет 3 парка и пешеходная улица