Транспортные карты. Что происходит с внедрением современной системы оплаты проезда?
09:00, 16 ноября 2022
С 1 ноября 2022 года на территории Саратовской области окончательно прекратилось использование бумажных проездных билетов и уже в 1398 транспортных средствах заработала новая цифровая система оплаты с удобным сервисом для льготных категорий граждан. Ее работа обеспечивается Процессинговым центром, которым выступает компания «СберТройка», расчетным банком и банком эквайером в лице ПАО «Сбербанк», оператором системы - региональной IT-компанией с 20-ти летним опытом - «Сервис М».
Две недели работы нового механизма оплаты проезда по разным причинам выдались напряженными и оставили ряд вопросов. О том, как функционирует система на данный момент и какие шаги предпринимаются для скорейшей адаптации местного рынка перевозок под современные системы обслуживания пассажиров, поговорим с заместителем директора ООО «Сервис М» Сергеем Бровкиным.
Сергей Владимирович, транспортный проект стартовал. Каковы итоги первых недель его реализации, каких показателей удалось достичь, с какими проблемами столкнулись?
Действительно стартовал. Количество зарегистрированных поездок льготников уже более 1 млн. В день обеспечивается регистрация около 80 000 поездок. «Сервис М» как оператор системы создал сеть выдачи льготных карт и сеть пополнения, которая состоит из онлайн сервисов и мобильных приложений СберОнлайн, ОнлайнЖКХ и более чем 1000 пунктов для личного обслуживания. На данный момент выдано уже более 150 тысяч льготных карт, из них на ноябрь пополнено 135 тысяч.
Обязательно стоит отметить, что проект, реализуемый в Саратовской области, - самый масштабный из региональных транспортных проектов в России по количеству вовлеченных транспортных средств и объему задач. Терминалы для установки на транспорте предоставлены ПАО «Сбербанк», они отечественного производства. Программное обеспечение для учета льготников разработано, адаптировано для наших требований и поддерживается в режиме реального времени компанией «СберТройка». Система отлажена и работоспособна. Учёт проезда пассажиров льготных категорий и предоставление терминалов для транспортных предприятий система обеспечивает без взимания платы.
С какими-то глобальными и неразрешимыми проблемами в работе самой системы в первые дни мы не столкнулись. Пожалуй, главной проблемой в процессе внедрения инновации можно считать нежелание перевозчиков своевременно присоединиться к системе. Некоторые из них подключились в последний день, а кто-то позже.
Какое количество транспортных предприятий на данным момент заключили договора и установили терминалы?
На сегодняшний день 61 предприятие заключило соглашение о присоединении к системе. Терминальное оборудование имеется в достаточном количестве, для того чтобы оснастить все транспортные средства присоединившихся предприятий.
А сколько времени требуется на подключение данной системы и отладку ее работы?
После получения всех необходимых технических данных от перевозчика процесс заведения их в систему, проверка корректности данных, внесение изменений, если требуется, тестирование и прошивка оборудования занимает не менее 1,5 недель. При этом все перевозчики были об этом уведомлены, этот вопрос неоднократно поднимался на совещаниях, проводившихся на различных площадках.
То есть перевозчики знали, что на отладку системы потребуется время, располагали им, но все равно начали присоединяться к системе в последний момент?
Работу по оповещению перевозчиков, рассылке соглашений мы начали еще в апреле текущего года. Так что, как видите, у перевозчиков было достаточно времени, чтобы принять решение о подключении к системе. Но все равно оказалось немало предприятий, отложивших это решение на 31 октября, буквально за один день до отмены бумажных проездных. Часть приняли решение уже после 1 ноября. Сейчас активно продолжается подключение транспортных предприятий и установка терминалов в транспортных средствах Саратовской области.
Мы могли подключить транспортные предприятия к системе еще в мае и установить терминальное оборудование.
В этом случае внедрение системы прошло более комфортно, так как параллельно можно было бы использовать как бумажный проездной, так и транспортную карту, что и предусматривалось Госконтрактом. При прекращении обращения бумажных проездных с 1 ноября работа системы была бы стабильна за счет наработанного опыта сотрудников транспортных предприятий, опыта эксплуатации оборудования и т.п. На отладку любого, даже самого передового программного продукта, и обучение работе с ним нужно некоторое время. Посмотрите на ваши смартфоны, программное обеспечение постоянно обновляется для устранения тех или иных неудобств использования, вы учитесь использовать оборудование так, чтобы зарядки хватало на весь день и т.п.
Не секрет, что сейчас наблюдается ситуация, при которой жители жалуются на то, что не могут воспользоваться льготной транспортной картой. Вы уже провели анализ, в чем причины возникающих проблем?
Прежде всего, необходимо отметить, что все обращения жителей, поступающие на горячую линию, сайт и электронную почту нашей компании обрабатываются в режиме реального времени. В день поступает порядка 140 обращений граждан. С каждым днём количество звонков и сообщений сокращается. Основные темы обращений: как пополнить карту, где оформить и на каких маршрутах можно использовать, почему нет нашего терминала, водитель хамит и т.п. Ежедневно ведётся аналитика поступающих обращений, разрабатываются меры разъяснительной работы. Кроме того, специалисты «Сервис М» в ежедневном режиме осуществляют тестовые поездки во всех видах транспорта.
На сегодняшний день проблемы, связанные с отказом терминала принимать оплату льготной картой, связаны только с тем, что на самой карте либо закончились поездки, либо же пассажир их вовсе не приобретал на текущий месяц. Много случаев, когда в транспортном средстве вообще нет терминала системы, водитель прикладывает льготную карту к терминалу другого банка и таким образом демонстрирует льготнику, что система якобы не работает. Бывают случаи, когда в транспортном средстве используют 2 терминала: нашей системы и другого банка - и водитель ошибается, прикладывая льготную карту не к тому терминалу. Также одной из причин отказа оборудования принять транспортную карту является то, что категория льготы у пассажира не распространяется на данный маршрут. Так, например, в соответствии с постановлением правительства Саратовской области №678-П, льготная категория «У», что означает учащиеся, не обладает правом проезда на маршрутах пригородного сообщения. Кроме того, в соответствии с техническим заданием к государственному контракту установлено ограничение на совершение более 1 поездки по одному маршруту в одном транспортном средстве в течение 30 мин. То есть имеется определенная неосведомленность как пассажиров, так и водителей в этом вопросе.
Сама система работает, а благодаря грамотно разработанному министерством соцразвития области техническому заданию она максимально адаптирована для использования на территории Саратовского региона. К тому же она не требует от перевозчиков каких-то вложений, пользование системой и оборудованием для учета проезда льготников абсолютно бесплатно.
Вы сказали, что водители путаются в терминалах, а для чего перевозчикам использовать одновременно несколько валидаторов, вашей системы недостаточно?
Это, видимо, для того, чтобы проводить оплату проезда банковской картой через терминал другого банка. Мы всегда подчеркивали и отразили это в соглашениях для перевозчиков, что наши терминалы могут использоваться как для учета льготных поездок, так и дополнительно, при желании перевозчика, для оплаты проезда с помощью банковской карты. Вопрос удобства и количества используемых терминалов целиком в зоне ответственности перевозчиков. Могу сказать, что условия, которые мы предоставляем для оплаты банковской картой, конкурентные и зачастую значительно дешевле чем у других систем.
Какие сервисы реализованы вашей компанией для удобства пассажиров, для их информирования, получения консультаций при возникающих проблемах?
На сегодняшний день функционирует горячая линия 39-03-53, куда может обратиться каждый пассажир льготной категории. Все вопросы тщательно анализируются, и на все даётся ответ. Кроме того, любую информацию о том, как получить льготную транспортную карту, как ее активировать (пополнять), на каких маршрутах ей можно оплатить проезд и многое другое можно увидеть на нашем сайте SaratovTK.ru. Каждый желающий может задать свой вопрос, и он не останется без ответа. Там же доступен личный кабинет пассажира, где можно узнать историю поездок, остаток поездок, вывести банковскую карту из стоплиста и тп.
Выдача транспортных карт будет продолжена в заявленном режиме в Учреждениях социальной поддержки населения и в пунктах сети ООО «Платеж Центр».
В случае возникновения вопросов по льготной транспортной карте, обращайтесь по номеру (8452) 39-03-53 или на почту tk@servicem.ru Подробная информация доступна на сайте.
- 1 Саратовцы добровольно передали на нужды СВО более 50 единиц оружия
- 2 В Саратове мужчина «кошмарил» женщин и дрался с охраной. Глава СК требует доклад
- 3 Старушка в центре Саратова остается на улице 6-й месяц: власти пока бессильны
- 4 Дело об убийстве в клубе в Дергачах обрастает новыми подробностями
- 5 На территории старого аэропорта Саратова будет 3 парка и пешеходная улица