Чиновничье недопонимание или привычка разбазаривать дорожные деньги?
09:14, 27 ноября 2017
О том, как безобразно делают новые тротуары и дворовые проезды в Ершове, после своих многочисленных командировок «Дорожный контроль» писал не один раз. И в этой связи было бы не справедливо проигнорировать ответы ершовских властей на наши публикации. Правда, в них создается впечатление, что общаемся мы на разных языках, при этом местные власти как-будто пытаются оправдать нерадивых подрядчиков, которым собственноручно оплатили брак.
Начнем с нашего любимого тротуара к ершовскому автовокзалу по улице Мелиоративной. Его построили в этом году за 1,2 млн рублей. Сейчас он находится в стадии активного разрушения. Бордюры вываливаются, асфальт в буквальном смысле разваливается под ногами. Наибольшие, но лишь одни из многочисленных разрушений, расположились рядом с пересечением с улицей Телеграфной. Со стороны автодороги покорежен бордюр и продавлено покрытие тротуара. В остальных местах разрушения идут с противоположной от дороги стороны.
Вот как это прокомментировала администрация: «Что касается тротуара по ул. Мелиоративной, то подавляющая часть выявленных разрушений обусловлена наездом на него большегрузного транспорта (проводится поиск виновных и решается вопрос об устранении разрушения). По факту дефектов кромки тротуара со стороны насыпи с подрядчиком ведется претензионная работа с целью устранения дефекта в рамках гарантийных обязательств».
После таких ответов складывается впечатление, что чиновники не совсем отдают отчет в том, что пишут, и находятся в напряженных отношениях с логикой, со зрением, уж тем более с нормативной дорожно-строительной базой, либо считают окружающих идиотами.
Конечно, наезд грузовика поспособствовал появлению разрушений, но они явились следствием брака в работах, которые местная администрация приняла. Бордюр, не установленный в бетонный замок, не может не вываливаться, неуплотненное основание не может не проседать и не продавливаться, а неуплотненный асфальт не может не разрушаться. Причина только в этом, а не в грузовиках.
Цикл жизни твердого покрытия на Мелиоративной был совсем недолгим, в принципе его вообще не было. В августе, когда его создали, выкрашивающийся асфальт продавливался под ногами прохожих, в октябре уже разламывался под ними. Странно, что администрация не ищет виновных пешеходов, под которыми трещит асфальт от нажатия тяжелой обувью.
Как это ни печально, но ни один из элементов тротуара на Мелиоративной не был сделан в соответствии со СниПом «Благоустройство территории». Что самое интересное, даже асфальтобетонное покрытие было принято без проведения экспертизы. Как вообще можно осваивать бюджетные деньги без строительного контроля за работами? Кстати, найти виновного, принявшего без проверок бракованный тротуар, куда проще, чем некий грузовик. Может быть, эффективнее заняться этим?
С претензионными работами тоже как-то у администрации не заладилось. О том, что творится в Ершове, «Дорожный контроль» написал еще в августе, затем обратился в Саратовскую областную прокуратуру. Проверка, проведенная Ершовской районной прокуратурой, в отличие от чиновничьих, полностью подтвердила правоту выводов «Дорожного контроля» относительно несоответствия нормативным требованиям новой пешеходной дорожки.
Но даже после прокурорской проверки никаких работ не ведется, и в лучшем случае они начнутся в 2018 году. Переделывать надо абсолютно все: крепить бордюры, снимать и перекладывать асфальт, уплотнять основание. У подрядчика ООО «ДРСУ» в этом направлении энтузиазма нет совсем. Да и к чему он, деньги уже получены.
О том, что без реального вмешательства силовых структур бюджетные деньги, потраченные на благоустройство, уйдут в пустоту, наталкивает вид дворовых территорий по улице Юбилейной, отремонтированных в 2015 году. Асфальт во дворах сполз вместе со снегом на следующий год после ремонта, и, несмотря на судебные тяжбы и гарантийные обязательства, они пребывают в облезлом виде до сих пор. Вот такую цену принятого брака приходится платить по сей день.
И ладно, если бы местные чиновники так халатно относились к своим личным деньгам, так нет, безответственно относятся к деньгам бюджетным — народным, ответственность за которые по логике вещей должна быть колоссальная. Совсем не хочется думать, что равнодушие в этом вопросе диктуется корыстью, но мысли такие напрашиваются сами по себе.
Вот осенью на этой же Юбилейной сделали тротуар. Конечно, сделали лучше (а хуже просто некуда!), чем на Мелиоративной, но кое-какие вопросы у «Дорожного контроля» возникли. Например, относительно криволинейности установки бордюра, который иначе, как «пьяным», не назовешь, а также по поводу подозрений в том, что асфальтобетонное покрытие может не пройти экспертизу. Подозрения эти родились, когда мы не нашли мест изъятия проб асфальтобетона, а зная, что местные чиновники любят этим пренебрегать, подозрения только усилились. Вдоль борта встречалось вышелушивание асфальта, кое-где трещины, в общем, зрелище еще то. С одной стороны, ремонт есть, с другой, - как будто все делали тем местом, на котором принято сидеть...
В Саратове, нет никаких сомнений, такие работы переделывались бы. Подобные поползновения в пользу халтурки субподрядчики попытались практиковать при ремонте дворов в столице региона в прошлом году. Но после проверок «Дорожного контроля», минтранса, обращений в правоохранительные органы, к губернатору, брак устраняли, в иных местах перекладывались целые дворы. До сих пор получены не все ответы, которые перед подрядчиками поставила прокуратура.
После такого прессинга в этом году качество ремонтных работ во дворах Саратова вышло на куда более высокий уровень. Без переделок не обошлось, но самое главное - у всех сторон выработалось понимание, что брак недопустим.
Понятное дело, в Ершовской администрации такого понимания нет, поэтому нам присылают ответы следующего содержания: «Ремонт тротуара по ул. Юбилейной в г.Ершове проводился в сентябре 2017 года. В ходе ремонта действительно применялся дорожный асфальтоукладчик. Качество асфальтового покрытия тротуара не вызывает сомнений, работы выполнены в соответствии с действующими СП и ГОСТ, что подтверждается исполнительной документацией. Гарантия на выполненные работы составляет 3 года.
Криволинейность отдельных участков обусловлена наличием по трассе ремонта зданий и сооружений различного назначения, и как следствие – необходимостью изменения траектории».
Первое, что бросается в глаза — это оценка: «Качество не вызывает сомнения». Хотелось бы узнать — у кого? У того самого специалиста, который качество асфальта проверяет на глаз? Он настолько профессионально это делает, что экспертиза не нужна совсем, 2 в 1 флаконе: и чиновник, и дорожная лаборатория, а щебень на прочность не иначе как на зубок проверяет.
Кстати, наличие асфальтоукладчика не гарантирует прохождения асфальтобетоном экспертизы по всем характеристикам. И вообще укладчик захватил не всю ширину тротуара, по бокам асфальт подкидывали лопатами и не очень рьяно уплотняли, от чего он выкрашивается. Кроме того, на отдельных участках асфальтоукладчик работать не мог и качество работ там вызывает большие сомнения, в том числе наличествуют недопустимые СП следы от трамбовки.
И вообще, что касается работ, по мнению администрации выполненных по СНиПу и ГОСТу, то не вызывает сомнения не их качество, а необходимость переделки. Это относится, например, к зигзагу, выписываемому бордюром с обеих сторон тротуара и в тех местах, где никакие здания и сооружения не могли помешать нормативному выполнению работ. Постоянно встречаются уступы бордюра. Но мы-то знаем, что СНиП «Благоустройство территории» гласит, что борт должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках бортовых камней в плане и профиле не допускаются. Так что, заявления о соответствии работ нормативам даже без экспертизы асфальто-бетонного покрытия не соответствуют действительности.
Очевидно, что на новом тротуаре по Юбилейной выравниванием бордюра на стадии выполнения скрытых работ не озаботились. Но ничего страшного, это поправимо. Берется шлифовальная машинка или болгарка, и уступы зачищаются или зарезаются. Другое дело - смещение бортового камня от оси укладки, тут придется переделывать.
Кстати, на будущий год работы по благоустройству Ершова продолжатся, а благодаря зиме у ответственных лиц администрации появляется великолепный шанс пополнить дорожно-строительный багаж знаний. Было бы желание, а СГТУ научит. Может быть, тогда мы лучше начнем понимать друг друга.