Урбанистические эксперименты «Стрелки» привели саратовцев в шок
09:00, 27 октября 2017
Тестовое благоустройство, которое затеяло в Саратове на Привокзальной площади московское конструкторское бюро «Стрелка», очень не понравилось саратовцам. Долгое время недовольство выдавалось за отдельное мнение отдельных лиц. Но теперь уже под этим «соусом» скрыть реальное положение дел не удается. Саратовцы считают, что эксперименты москвичей не улучшили, как декларировалось, а сильно ухудшили городскую среду. Апологеты «Стрелки», в чьи ряды рекрутировали известного блогера, действуют по принципу «сам дурак», обвиняя недовольных граждан в том, что они, дескать, свой город не любят, а вот в столице за Саратов радеют.
На чем же споткнулась «Стрелка» в столице Поволжья? Ведь изначально приход амбициозных молодых проектировщиков, которые обещали сделать город удобным для жизни, встретили с большими надеждами. Казалось, что КБ придумает нечто такое, что решит многолетние проблемы столицы новой агломерации.
Название компании в местных новостях стало мелькать пару лет назад. Тогда «Стрелка» демонстрировала эскизы парка «Швамбрания». Но про этот проект в последнее время предпочитают не вспоминать. Зато в начале нынешнего года КБ активно заявило о себе с проектом реконструкции Привокзальной площади и бульвара Рахова. Последний, кстати, планируют презентовать на ноябрьских праздниках.
Но именно Привокзальная площадь интересовала жителей города прежде всего. Транспортные ворота областного центра не критиковал только самый ленивый. Общественному транспорту, такси, автовладельцам – всем на площади было неудобно. Остановка маршруток, троллейбусов, автобусов у стадиона «Локомотив» напоминала муравейник, где пассажиры лавировали между транспортными средствами в поисках нужного им. Таксисты высаживали клиентов, как говорится, на дальних подступах к железнодорожному вокзалу. Парковки для частников крошечные, маловместительные. Одним словом, плохо было всем.
Тестовое благоустройство, которое предложила «Стрелка», естественно, вызвало живейший интерес. Многим понравилось то, что были разделены потоки общественного транспорта. Таксисты стали высаживать пассажиров максимально близко от вокзала. У здания появились клумбы и лавки, которые никогда не пустовали. Даже разноцветные круги оживили пространство Привокзальной площади и не вызывали никакой критики. Правда, саратовцам сразу не понравились остановочные павильоны. Они сконструированы так, что в них не укрыться ни от дождя, ни от солнца. Но все положительные моменты «похоронили» установленные на площади светофоры. Улица Аткарская превратилась в одну большую пробку, в один сплошной час пик. Поначалу возмутились депутаты городской думы. В частности, Юрий Ерофеев довольно резко высказался о таких экспериментах над саратовцами.
Представители «Стрелки» пообещали ситуацию промониторить, электронных регулировщиков настроить как надо. Впрочем, они и сейчас это обещают, но эффективности от посулов москвичей никаких нет. Ситуация только усугубляется. Осенью вернулись из отпусков и дач автомобилисты, движение стало еще более плотным. На Аткарской и прилегающих к площади улицах теперь почти круглосуточные заторы. Вот уже почти полгода «усилиями» КБ транспортная ситуация у железнодорожных ворот города значительно ухудшилась.
В мае на площадь приводили полпреда президента в ПФО Михаила Бабича, федеральных чиновников. Показывали клумбы, круги, столбики, которые разделяют транспортные потоки. Бабич поинтересовался, сколько будет стоить реализация проекта. Министр строительства и ЖКХ Дмитрий Тепин назвал цифру в 100 миллионов рублей. Правда, представители «Стрелки» заявили, что проекта пока нет и пока лишь изучается общественное мнение.
Сторонников работы «Стрелки» стало еще меньше, когда несколько недель назад компания представила проект реконструкции Привокзальной площади. Напомним, КБ предложило ради парковки значительно сократить площадь сквера в центре площади, переместить памятник Дзержинскому. Все это с одной целью – увеличить площадь парковки.
***
Но при этом, как выяснилось, кардинально не решается вопрос ни с наличием в достаточном количестве парковок, ни заторов на Аткарской. Тут терпение горожан окончательно лопнуло. Безапелляционное вторжение в исторически сложившийся облик площади с непредсказуемыми последствиями вызвал взрыв негодования. Очевидно, что постмодернистский урбанистический эксперимент «Стрелки» не вписывается в классический архитектурный облик старого Саратова.
Такие эксперименты позволительны в новых микрорайонах с современной застройкой. Но осваивать Солнечный-2 или площадь бывшего авиазавода московские архитекторы не рвутся.
С возмущенной общественностью солидаризировались не только городские депутаты, с которыми конструкторское бюро за полгода тестирований так и не удосужилось обсудить проект, но и члены региональной Общественной палаты. Депутат Госдумы Николай Панков недвусмысленно намекнул на то, что неплохо было бы прислушаться к мнению саратовцев. «Считаю, что все изменения, которые касаются нашего города, особенно связанные с изменением инфраструктуры и общественного пространства, должны быть детально обсуждены с горожанами», - отметил он.
«Вопросами создания комфортной среды на Привокзальной площади занималась депутат Госдумы Ольга Баталина. Уверен, что ей удастся собрать всех неравнодушных жителей и вместе с КБ «Стрелка» выслушать их предложения по изменению этой территории», - заметил Панков.
Куратор московских архитекторов на критику отреагировала, вскоре общественное обсуждение состоялось. В нем приняли участие представители Агентства ипотечного жилищного кредитования. Эта компания занимается реализацией федеральной программы по созданию комфортной городской среды.
«Все у нас получается, как на Привокзальной площади. С транспортом проблема не решена, но зато создали сценарий, который в 10 раз ухудшил ситуацию. Но зато кто-то создал какую-то игру, какое-то шаманство», - возмущался бывший главный архитектор Саратова Владимир Вирич.
Игнорировать недовольство саратовцев проектом не получилось. Организаторы пошли на проведение общественных слушаний.
«Вот эта позиция «ничего не трогайте» очень напоминает одну историю известную, когда в квартире начинают прибираться, а хозяин жилища говорит: что хотите делайте, но мой письменный стол не трогайте, я в этом бардаке, что угодно найти могу», - заявила на слушаниях госдеп Ольга Баталина. По ее мнению, московские архитекторы пошли на общественное обсуждение их проектов, а не поставили всех перед фактом.
«Если будет изложена более универсальная схема, то мы ее и реализуем, скорее всего. Но не факт, что, обсудив и проанализировав, не придут к той схеме, которую мы сегодня обсуждали. Мы только сегодня ее показали и объяснили, почему она именно такая. Может быть, решат, что она правильная, необходима только регулировка светофоров или что-то еще», - пояснял на слушаниях заместитель гендиректора АИЖК Денис Филиппов.
Гендиректор КБ «Стрелка» Денис Леонтьев уверял, что окончательного проекта для привокзальной площади еще нет. «Этот процесс не остановлен, он остановится, когда мы с вами примем финальное решение, после которого город отыграет тендер на проектирование, которое будет разрабатывать саратовская, я надеюсь, компания. Потом все будет реализовано. Вот тогда можно будет говорить - решение правильное или неправильное».
Одним словом, «стрелочники» упорствуют и делают вид, что не замечают того, что их решение с регулированием дорожного движения потерпело фиаско.
***
Смена дизайн-кода вывесок также встретила неоднозначную реакцию. Никто не против того, чтобы уменьшить размер рекламных конструкций торговых и развлекательных учреждений, особенно на зданиях, которые относятся к культурному и историческому наследию. Но у предпринимателей возникли сложности, которые «Стрелка» и поддерживающие ее чиновники проигнорировали. Бизнес поставили перед фактом: ваши вывески не законны – меняйте. И кавалерийским наскоком смахнули почти все рекламные конструкции на проспекте Кирова и улице Московской. Предпринимателям в спешном порядке пришлось заказывать новые. А это существенные материальные затраты для малого бизнеса. После того как были сняты со стен старые конструкции, обнажились все конструктивные несуразицы – торчащие провода, дыры на стенах и другие прелести.
Неизвестно, сколько заплатили «Стрелке» за дизайн-код вывесок, какая организация платила. И была ли оплата? Может, это такой благотворительный проект… Но сполна расплатились за него именно рядовые предприниматели. В общем, больших противников того, чтобы наводить порядок в этой сфере, нет. Но дизайн-код не самая большая проблема Саратова.
***
Очень странно, но именно этому проекту «Стрелки» уделил внимание московский блогер Илья Варламов. Он вдруг «не корысти ради» озаботился вопросами благоустройства областного центра и выдал спич - «Почему в Саратове не будет ничего хорошего». Творение это очень похоже на заказной материал. Блогер почему-то обратил внимание на то, как восприняли деятельность «Стрелки» депутаты и общественники и разразился тирадами. Вот, дескать, им сделали хорошо, а они ретрограды.
Про недовольство жителей и общественности экспериментами «Стрелки» на Привокзальной площади он почему-то не обмолвился ни словом. А ведь такую подборку сообщений саратовских СМИ собрал Варламов про дизайн-код и не заметил ни одного критического выступления про другой проект конструкторского бюро. Может, все дело в том, что разработка дизайн-кода для КБ обошлась в копейки, а проект по благоустройству Привокзальной сулит многомиллионные прибыли. Тут и вспоминается высказывание Дмитрия Тепина о приблизительно 100 миллионах рублей на его реализацию. Может, все-таки был заказчик у публикации Ильи Варламова? Пост про вывески – такая завеса, за которой прячется попытка «Стрелки» удержаться в Саратове. Или предупреждение – дескать, обидите наших, я про вас еще гадость напишу.
Но платить за деяния «Стрелки» Саратов начнет уже в ближайшее время. Привокзальную площадь надо готовить к зиме. Следовательно, придется убирать столбики и другие конструкции, которые станут помехой при уборке снега. Председатель комитета дорожного хозяйства Геннадий Свиридов заявил, что на это у московского КБ нет денег. Поэтому демонтаж будут делать за счет городского бюджета. В общем, уже начинаем расплачиваться за тестовое благоустройство. А сколько придется заплатить за разработку проекта и ликвидацию последствий его реализации – отдельная тема.