Николай Скворцов: Если бы я был… председателем областного суда
17:42, 20 сентября 2017
Известный саратовский юрист, член Общественной палаты региона Николай Скворцов в рамках рубрики «Свободная трибуна» рассуждает на тему, какие шаги бы он предпринял на посту руководителя областного суда.
Последние пару лет средства массовой информации пестрят новостями, статьями, аналитикой о работе саратовской судебной системы.
Мне по роду своих занятий доводится читать все публикации, часть из которых носит явно тенденциозный характер, другая часть – заказные статьи, однако значительное число материалов правдивы и направлены на информирование нас с вами о правосудии, как оно есть на самом деле.
Сегодня позволю себе пофантазировать, чтобы я сделал, если бы был председателем областного суда.
Сразу оговорюсь: сейчас это место не является вакантным и свой жизненный путь, по крайней мере, до достижения мною возраста 50 лет, я не связываю с карьерой судьи.
Вместе с тем, размышления на тему «Что можно сделать» мне представляются не менее важными, чем иллюстрация пороков и проблем судопроизводства.
Начнем!
Полагаю, если бы я был Председателем областного суда, я бы наметил следующие действия:
1. Запретить судьям внепроцессуальное общение с прокурорами, следователями, оперативниками спецслужб под угрозой дисциплинарного наказания путем направления представления в Квалификационную коллегию судей.
2. Запретить судьям разных инстанций общаться между собой по конкретным делам.
3. Убрать из судов клетки для обвиняемых и подозреваемых.
4. Запретить совещания судей вне совещательной комнаты по конкретным делам.
5. Убрать телефоны из кабинетов судей и совещательных комнат.
6. Инициировать регулярные встречи руководства областного суда с представителями юридического сообщества с целью получения обратной связи о качестве правосудия и возникающих проблемах в отправлении правосудия.
7. Организовать прием граждан по вопросам дисциплинарных проступков, допущенных судьями, без вмешательства в процесс отправления правосудия (хамство, волокита, заинтересованность в исходе дела и др.)
8. Отправлять все без исключения сигналы о коррупции судей либо обращения о нарушении принципа независимости судьей в спецслужбы для проведения проверки.
9. Рекомендовать региональной Квалификационной коллегии судей больше рассматривать соискателей на вакантные судейские места из числа адвокатов и юристов, имеющих за плечами значительный жизненный опыт и стаж работы.
10. Совместно с Судебным департаментом отладить работу регионального блока ГАС «Правосудие» с тем, чтобы информация в базе обновлялась регулярно и полно.
11. Внедрить компьютерную жеребьевку при распределении судебных дел между судьями.
12. Искоренить практику, когда прокурор и следователь приезжают к судье или председателю суда с конкретным обвинительным заключением с тем, чтобы узнать, пройдет ли дело в таком виде.
13. Запретить судьям копировать с прокурорских «флешек» обвинительные заключения, вставляя их в приговор.
14. Открыто разъяснять судьям, что оправдательные приговоры не являются чем-то плохим или страшным.
15. Проводить отдельные занятия с судьями области по принципам судопроизводства и презумпциям права, таким как гласность, независимость, состязательность, презумпция невиновности и др. К сожалению, за многими частностями судьи иногда забывают «основных китов», на которых должно держаться судопроизводство.
16. Учить судей тому, что нужно судить не только по закону, но и по справедливости.
17. Разделить судей апелляционной инстанции и судей-кассаторов, территориально разместив их в отдельных зданиях.
18. Ускорить процесс изготовления судебных актов в полном виде, оптимизировать выдачу копий судебных актов, протоколов судебных заседаний, документов из дела, а также исполнительных листов.
19. Добиться федерального финансирования для создания достойной материально-технической базы судов (здания судов, гардеробы, туалетные комнаты, конвойные помещения, залы заседаний, офисы судей и др.). Примеры успешного судебного лоббирования для строительства «храмов Фемиды» есть в Пензенской, Нижегородской областях, республиках Татарстан и Мордовия.
Оппоненты из судебной системы со мной, вероятно, не согласятся, заявив, что председатель областного суда лишь первый среди равных и не имеет возможности влиять на судей.
Возражу – такие полномочия у председателя областного суда, к счастью или к сожалению, есть. Все вышеперечисленные действия могут быть реализованы через информационные письма, рекомендации при назначении кандидатов в судьи в систему судов общей юрисдикции, представления в квалифколлегию, участие в рассмотрении дел в президиуме областного суда в качестве председательствующего, а также возможности судебного администрирования.
Наверное, это и есть первые 19 шагов. Отдаю себе отчет, что предложенные мною действия структурными реформами не назовешь, более того – на региональном уровне эти реформы невозможны, однако маленькие шажки сделать вполне реально.
P.S. Мне кажется, будет интересно и полезно, если к обсуждению затронутой мной темы подключатся юристы, адвокаты, правозащитники и просто неравнодушные граждане.