Город исторических развалин
09:00, 13 июля 2017
Строительная отрасль в Саратовской области переживает не лучшие времена. Общеэкономический кризис привел к падению спроса на жилье, снижению рентабельности производства, одна за другой объявляют о банкротстве строительные компании. Кто-то может возразить, дескать, в сложных условиях выживут и окрепнут сильнейшие. Но уже и флагманы саратовской стройиндустрии сетуют на трудности и препоны, которые в непростые времена не поддерживают, а осложняют жизнь застройщикам. А между тем чиновники уверяют в выполнении – своевременном и качественном – федеральной программы по переселению из аварийного жилья, о выполнении целевых показателей по ежегодному возведению млн квадратных метров. У строителей оптимизма много меньше, или он уже почти сошел на нет. О некоторых проблемах руководители компаний и эксперты рассказали «Четвертой Власти».
Долгое время, как заявляли застройщики, тормозом в развитии отрасли считались бюрократические препоны – долгие сроки согласования места, вида разрешенного строительства. На эти процедуры уходили не то что месяцы, порою и годы. В последнее время в этой части смогли навести относительный порядок. Чиновничье рвение «держать и не пущать» умерили принятые регламенты. Но появились новые препоны. Беда пришла, как говорится, откуда не ждали. И ею стали памятники исторического наследия.
При этом все едины во мнении – историческое архитектурное наследие Саратова надо сохранить. Но реальных предложений от власти строители не слышат. Все свелось к тотальным запретам.
«Помешались на памятниках. Дают нам площадку, а там памятник, и в радиусе 200 метров от него строить нельзя, и получается, что у нас кругом памятники архитектуры. В Заводском районе хотели участок взять. Там 32-я школа – памятник архитектуры. Ничего строить нельзя. Превратили все в памятники. Строителям сейчас и так трудно, нужно им какие-то поблажки давать. Контролировать застройку, конечно, надо. Памятник надо восстановить, а за счет чего мы должны это делать, нам какой смысл?» – вопрошает руководитель ЗАО «УМ-24» Александр Осипов.
Юрий Земсков, исполнительный директор ООО «Межрегионэкспертиза», считает, что в погоне за сохранением исторического наследия власти, как говорится, перегнули палку.
«Когда в Саратове ввели охранные зоны, надо было срочно определиться, что для города памятники, а что не памятники. Нельзя пол-Саратова назвать зоной исторического наследия. На Московской строили высотные здания, и это улицу не испортило», - полагает он.
Кроме того, все затраты по расчетам на охранные зоны, проведение экспертиз переложили на плечи строителей.
«И все это, конечно, ляжет на стоимость квадратного метра. Это надо понимать. Власти самоустранились – они должны были уже это решить давно», – считает Юрий Земсков.
Получается, что строителям фактически запретили возводить жилье в центре Саратова под эгидой борьбы с точечной застройкой. Напомним, что в скором времени могут быть приняты регламенты, запрещающие строительство в городе домов выше 10 этажей, которые добавят еще головной боли бизнесу. Но при этом благая цель сохранить старинный купеческий город, его облагородить, отреставрировать не достигнута. Бизнес не пойдет на затраты, если не видит прибыли. Тем более в кризисное время, когда приходится думать, прежде всего, о том, чтобы удержаться на плаву.
Как признался Александр Осипов, на квартиры в Саратове спрос упал. Если в начале года продажи немного оживились, то к середине они практически сошли на нет.
«Вообще не берут. Приходится ценой регулировать. Многие застройщики звонят, возмущаются: «Ты что делаешь?» А у людей просто денег нет, не покупают жилье».
Строительный бизнес под эгидой борьбы с точечной застройкой из центра города постепенно «выдавливают». И во что превращается старинный купеческий Саратов? Уже целые кварталы стали скопищем разваливающихся домов, которые заселяют маргиналы. Полузаброшенные постройки превращаются в импровизированные помойки, они время от времени горят.
Как отметил Юрий Земсков, в Саратове разрабатывали программу по развитию застроенных территорий. Но ее реализация уперлась в нежелание судов принимать решение о выселении из аварийных домов людей для использования территорий под жилищную застройку. Других вариантов выхода из ситуации чиновники не предлагают.
Александр Осипов видит выход из данной ситуации в ведении квартальной застройки: «Точечную застройку я не поддерживаю. Вот, если бы была квартальная застройка, совсем другой вопрос. Как в Казани – там сносили кварталами, новые проспекты строили, новые микрорайоны. Памятники в центре надо сохранять. Идея правильная, но она у нас неправильно трактуется». Строитель рассказал, в той же Казани руинированные памятники разрешили сносить, но на их месте возводят точно такие же здания. В Саратове к такому решению вопроса еще даже не подбирались.
Председатель правления Фонда имени Каллистратова Яков Стрельцин высказался более дипломатично. Он полагает, что проблемы со строительством в историческом центре Саратова можно решать, используя механизм общественных слушаний. При этом он признает, что этот путь не всегда быстрый. «Есть проблемы и со слушаниями. Конечно, к решению, которое принимают на слушаниях могут прислушаться, а могут и нет. В подавляющих случаях, процентов 90, учитывают», - считает он.
И все-таки диалога с властями для решения проблем, по признанию строителей, им не хватает.
«У нас есть люди, которые в стройке не понимают, но решение за ними. Хочется, чтобы прошла встреча строителей с губернатором. Соберут людей в зале человек на 200 и, главное, чтоб свободных мест не было. Нужны не большие встречи с модераторами, где поговорили и разбежались. Хотелось бы узкий круглый стол, 10 человек, больше не должно быть, для мозговой атаки. Когда это было? Давно не было», - подметил Юрий Земсков.
Тем не менее, он полагает, что застройщикам и властям все-таки придется договариваться. «В конечном счете, метры квадратные всем нужны», - считает исполнительный директор ООО «Межрегионэкспертиза».
Ситуация с бесконечными чиновничьими запретами и отсутствие с их стороны альтернативных и реальных предложений по решению вопроса о строительстве в историческом центре в ближайшие годы может привести к полной деградации того самого наследия, о котором много говорят, но почти ничего не делают власти. «Характерная у нас вещь – сначала все залезут в задницу, а потом начинают из нее выкарабкиваться», - несколько грубовато заметил Юрий Земсков.
Председатель правления Фонда имени Каллистратова Яков Стрельцин также полагает, что необходимо вносить коррективы в решения о строительстве в историческом центре Саратова.
Одним словом, строители готовы к диалогу, им есть, что предложить властям, есть идеи, как навести порядок в регионе и подтолкнуть ее развитие. Главное, чтобы чиновники не только согласились формально выслушать их, но и услышать.