Районы в заплатках, или Битва за качество жизни
16:08, 27 марта 2017
Проблемы сельской и городской инфраструктуры - дорог, инженерных сетей, объектов социальной сферы и т.п. – становятся всё более острыми для населения. На очередной региональной неделе депутат Государственной Думы РФ от Саратовской области Олег Грищенко рассказал о своих встречах с избирателями. Основной причиной этих проблем, как подчёркивает парламентарий, является системное недофинансирование местных бюджетов.
«В моём округе расположена и часть Саратова, и райцентры, и множество сёл и деревень. Это даёт возможность проанализировать проблемы самых разных слоёв населения, люди всегда откровенно рассказывают о них на встречах. И можно из разрозненных фактов сложить определённую картину. А она на сегодня такова, что, наряду с социальными проблемами, трудностями в сфере промышленности и АПК, на первый план выходит деградация инфраструктуры, как городской, так и сельской.
Крайне изношены инженерные сети, причём, уже не отдельными участками, а на всей протяженности. У всех на слуху «Саратовводоканал», но давайте не будем забывать про районы. Приведу один из характерных примеров - пос. Соколовый Саратовского района, у жителей которого масса претензий к водо- и теплоснабжению посёлка. Единственная котельная не справляется, всё лето в домах нет горячей воды, зимой - еле тёплые батареи. Изношенная инфраструктура поддерживается «по крохам»: то удастся установить новые котлы, то заизолировать трубы и т.п. Но эти точечные меры не меняют картины в целом, и пока ищут деньги на следующую «заплатку», предыдущая снова ветшает. Если не вкладывать средства ежегодно, то проблемы копятся, их нужно всё больше, чтобы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. И это понимают жители посёлка, с которыми мы встречались и обсуждали эти проблемы.
В текущем году в Соколовом ожидаются подвижки, по информации регионального правительства, планируется начать реконструкцию водопроводных сооружений. Но это первый этап, а найдутся ли потом деньги на продолжение работ – вопрос не из лёгких. В р.п. Татищево в своё время началась масштабная реконструкция системы водоснабжения. Но как только закончились федеральные и региональные средства, работа замерла. Не успели установить водонапорную башню, соединить сети в единую систему, пробуренные скважины стоят без дела и заиливаются. Чтобы закончить работы, нужно порядка 120 млн руб., таких денег пока не нашлось ни в местном, ни в региональном бюджете. Татищевцы пользуются старым водопроводом, изношенным на 80%, и сотнями пишут жалобы на постоянные аварии и перебои в водоснабжении.
Фактически остановилась и реконструкция водозабора, котельной и очистных сооружений в ЗАТО Светлый. Для продолжения работ нужны значительные вложения, порядка ста миллионов рублей в год, при том, что годовой бюджет городского округа, по имеющимся данным, немногим больше двухсот миллионов. Все понимают, что это нереально. Как могут, латают старые объекты инфраструктуры, а население терпит недостаток питьевой воды.
Селу Балтай не посчастливилось даже начать работы по реконструкции водопроводных сетей - не удалось попасть ни в одну целевую программу. Для этого нужно составить проектно-сметную документацию с технической и экологической экспертизой, обеспечить софинансирование из местного бюджета, у района на это денег нет.
Что касается дорог, не ошибусь, если скажу, что это проблема для всех без исключения муниципальных районов. Просто нет встречи, где бы она не обсуждалась на повышенных тонах. Особенно удручает состояние дорог местного значения, по некоторым из них даже трактор не всегда проедет. Это одна из причин, почему перевозчики не хотят заниматься перевозкой людей по межпоселковым маршрутам. Между Саратовом и райцентром автобусы кое-как ходят, но жители окрестных сёл и деревень часто отрезаны от мира. А ведь им нужно добираться до больницы, Пенсионного фонда, паспортного стола и т.д. Об этом говорили сельчане Новобурасского, Балтайского, Базарно-Карабулакского и других районов. Перевозчики просто отказываются от таких направлений, не подают заявки на конкурсные процедуры. Или пускают минимум автобусов с большим интервалом.
Да что говорить об отдалённых сёлах? Трудно добраться даже в те, до которых из Саратова рукой подать, например, в пос. Расково Саратовского района. Автобусы объезжают ямы по «встречке» или обочине, транспорт приходится часто ремонтировать. Конечно, покрытие латают, но лучше от этого не становится, нужен полноценный ремонт. Страдают и саратовские садоводы, с трудом добирающиеся на свои участки. Саратовскому району нужно 25 млн. руб., чтобы заменить покрытие на таких автодорогах, как «Синенькие-Пудовкино», «Расловка-Вязовка», «Саратов-Водник», привести в порядок автоподъезды до села Широкий Буерак, деревни Расловка и т.д.
А сам Саратов? Пока город получал доходы от транспортного налога, а это 700-800 млн. руб. в год, была возможность самостоятельно решать дорожные проблемы. Когда он перестал поступать в городскую казну, Саратов фактически уравнялся с райцентрами, стал точно так же зависим. Есть поддержка из вышестоящих бюджетов - работы идут (как – это отдельный вопрос), а закончится помощь – они остановятся.
В 2016-2017 годах такая поддержка имеется, но опять же, эти ресурсы не растяжимы бесконечно. При нынешнем состоянии «недоремонта» в дорожную сеть надо вкладывать уже миллиарды. Жители постоянно напоминают, что та или иная дорога не попала в региональную программу, но ремонтировать её надо, и как можно скорей.
Дороги местного значения - зона ответственности местной власти, но её бюджетные доходы падают. Можно в этом убедиться на примере любого муниципального района, допустим, Петровского. По имеющейся информации, с 2010 года снизились нормативы отчислений в бюджет МР от налога на доходы физических лиц, с 39,5% до 24%. На 10% упали нормативы отчисления по единому сельскохозяйственному налогу. Уменьшились поступления по единому налогу на вменённый доход в связи с переходом на упрощённую систему налогообложения. А ещё нужно взять в расчёт сложные экономические условия, повлиявшие на работу местных бюджетообразующих предприятий, на деловой климат в районе. Ежегодное исполнение бюджета по неналоговым доходам составляет всего около 50%. На муниципальное имущество, которое планируют продать или сдать в аренду, претендентов, скажем так, немного. Это всё – только верхушка айсберга, но общая картина ясна – кредиторская задолженность районов растёт, не хватает средств на элементарное: зарплату бюджетникам, оплату коммунальных услуг и т.п. О решении за счёт местных бюджетов каких-то проблем социальной инфраструктуры, дорог, инженерных сетей не может быть и речи. Районы, как глотка воздуха, ждут областных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, чтобы просто выжить.
Надо отметить, есть и позитивные изменения: теперь налоги военнослужащих будут поступать в бюджет по месту учёта налогоплательщика, то есть, пополнять бюджеты закрытых административно-территориальных образований. Такую законодательную инициативу мы неоднократно обсуждали с жителями ЗАТО Светлый ещё до принятия, они отмечали её важность для развития населённого пункта. Правда, пока не исправлена несправедливость: в силу статуса ЗАТО ограничено участие Светлого в государственных и региональных программах. Здесь, например, нет ФОК, бассейна, стадиона, нуждаются в капремонте здания Дома культуры и Детской школы искусств. А людям они очень нужны. Значит, надо искать законодательное решение проблемы, как-то корректировать закон о ЗАТО, чтобы их жители не были обделёнными по сравнению с жителями других населённых пунктов региона. За счёт собственных доходов такие объекты здесь не построить. Тем более, что статус ЗАТО ограничивает привлечение инвесторов, развитие бизнеса, доступ к земельным ресурсам и другие возможности для пополнения бюджета.
Выступают жители ЗАТО и за создание специальной госпрограммы по реконструкции и ремонту объектов, передаваемых Министерством обороны в муниципальную собственность. Как правило, такие объекты инженерной и социальной инфраструктуры сильно изношены, а в местных бюджетах нет денег на то, чтобы привести их в порядок.
Правда, возможность принять участие в федеральной или региональной программе не гарантирует, что это произойдёт в реальности. Эти программы тоже не закрывают всей потребности регионов. Неизбежно приходится расставлять приоритеты, принимать решения в пользу одних населённых пунктов в ущерб другим. Часто бывает так, что посёлку нужна поликлиника, ФОК, Дом культуры, но их нет даже в ближайших планах – не позволяют бюджетные реалии, а в программу пока попасть не удалось. Такая ситуация, например, в пос. Соколовом Саратовского района.
Или взять программу по устранению «цифрового неравенства», в рамках которой проводят Интернет в сёла и деревни. Как быть, например, селу Ключи Базарно-Карабулакского района, которое в неё не попало? Стоимость работ такая, что местные власти этих денег найти не смогут. Да у них есть проблемы и посерьёзней – в тех же Ключах по сути нет ни дорог, ни уличного освещения, ни транспортной связи.
Конечно, многое зависит и от инициативности местной власти, от её умения работать в единой команде с депутатским корпусом, наладить диалог с предприятиями и организациями, действующими в районе. Сейчас мы, например, добиваемся строительства путепровода через железнодорожный переезд в р.п. Татищево, ведутся переговоры с РЖД. Посёлок пополам разделён железнодорожными путями, из-за низкой пропускной способности единственного железнодорожного переезда постоянно скапливаются автомобильные пробки.
Словом, вся надежда местных властей сегодня на то, чтобы включить тот или иной объект в региональную или федеральную программу, или получить поддержку в рамках партийного проекта «Единой России». Иначе можно просто опустить руки – в местном бюджете денег не найти ни на что. Большая и лучшая часть налогов закреплена за федеральным бюджетом, у регионов гораздо меньше источников налоговых доходов, и они не так стабильны. Ну а на местный уровень и вовсе попадают крохи, зато полномочий много, и со временем становится всё больше, финансово ничем не обеспеченных. «Недоремонт» копится, инфраструктура «сыплется», уровень жизни населения становится всё хуже.
И здесь, наверное, уже есть смысл говорить об оптимизации управления не только небольшими поселениями, но и городами. Нужно ли в таких условиях содержать аппарат местной власти или каким-то населённым пунктом целесообразнее управлять с регионального уровня, у которого есть какие-то реальные полномочия и деньги, чтобы решать проблемы людей?
Законодательной власти всех уровней предстоит проделать огромную работу, чтобы исправить этот перекос, выстроить систему межбюджетных отношений так, чтобы она способствовала процветанию регионов. Многие депутаты Госдумы, и я лично, настаиваем именно на таком развитии событий: регионам и муниципалитетам нужно оставить больше налоговых источников.
Для себя я считаю вопросы межбюджетных отношений приоритетными в депутатской работе, и с начала созыва отстаиваю свою позицию на всех парламентских площадках. В частности, при рассмотрении трёхгодичного госбюджета на комитете по федеративному устройству и вопросам МСУ, членом которого я являюсь, получили поддержку коллег-депутатов мои предложения вдвое увеличить размер дотаций регионам на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и увеличить дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
Буду и дальше инициировать поправки в бюджет и налоговый кодекс, консолидировать усилия с другими депутатами. При обсуждении госбюджета на 2017 г. депутаты «Единой России» уже проявили солидарность, настояв на выделении 250 млрд. руб. на важнейшие для населения программы. Думаю, системные законодательные изменения в бюджетной сфере – самый эффективный путь к тому, чтобы исполнить все предвыборные обещания, данные людям.
При этом интересы Саратовской области для меня превыше всего, буду добиваться её включения в как можно большее число государственных программ. Нам некогда ждать, когда законодательная работа даст позитивный для регионов результат: новые школы, больницы, дороги, коммуникации нужны людям уже сегодня.
Крепкое государство – это, прежде всего, крепкие регионы с развитой экономикой. Но о развитии региональной экономики не может быть и речи без хорошей инфраструктуры, комфортных условий для жизни и для ведения бизнеса. Если регионам и муниципалитетам будет оставаться больше средств, они не будут просить федеральной помощи по всем вопросам, а смогут справиться сами».