Грищенко: «Объем федеральных субсидий должен определяться, исходя из потребностей регионов»
09:25, 17 февраля 2017
Члены комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам МСУ обсудили актуальные вопросы формирования, предоставления и распределения федеральных субсидий для российских регионов. Обсуждение прошло в рамках заседания подкомитета, сформированного для контроля за реализацией профильных государственных программ. Как отметил депутат от Саратовской области Олег Грищенко, наиболее дискуссионным моментом является то, что Минфином рассматривается вариант увеличения процента софинансирования госпрограмм со стороны субъектов РФ.
«Значение государственных программ для регионов, особенно небогатых, огромно. Ведь иногда только благодаря им они получают возможность решить какие-то глобальные проблемы: построить новые школы и медучреждения, расселить жильцов из аварийных домов, поддержать промышленность и сельское хозяйство. При этом, конечно, субъектам РФ приходится вносить и свою финансовую долю.
Но если сегодня пропорции софинансирования - примерно 70–95% федеральных средств на 5–30% региональных, то по одному из вариантов, прорабатываемых Министерством финансов, эта ситуация может коренным образом измениться. Планируется, что для большинства регионов предельный уровень софинансирования из федерального бюджета не превысит 50%.
Если появится такое нововведение, то оно может серьёзно ударить по экономике большинства регионов, которые являются дотационными. Учитывая их высокую закредитованность, многолетнюю нехватку средств на исполнение собственных полномочий, огромное количество накопившихся проблем, им уже сегодня бывает трудно найти даже 30% на софинансирование какой-либо госпрограммы, даже если она крайне важна для жителей. Если потребуется финансировать программу пополам с федерацией, то денег в бюджете может просто не найтись, и программа будет заморожена. Или, что не лучше для региона, придётся изыскивать средства, закредитовываясь ещё больше, урезая расходы по важным направлениям экономики, социальной сферы и т.д. А значит, в итоге получать всё меньше и меньше федеральных средств, потому что приоритет будет отдаваться регионам с наилучшими показателями развития.
Я считаю, и многие коллеги-депутаты разделяют моё мнение, что объём федеральных субсидий должен определяться, исходя из потребностей региона в той или иной отрасли. Только в этом случае у субъектов РФ будет возможность реализовать свой потенциал, улучшить состояние инфраструктуры, заложив тем самым основу для последующего экономического развития. Если же поддерживать только тех, кто сильнее, то это увеличит экономический разрыв между регионами и вряд ли будет способствовать укреплению экономики страны в целом.
В существующих условиях особенно необходимы меры для достижения сбалансированности бюджетов, причём, не только региональных, но и муниципальных. Со стороны государства это могут быть не только субсидии или пересмотр налоговых отчислений в пользу местных бюджетов, но и бюджетные кредиты, которыми можно заместить коммерческие, дорогие в обслуживании. Уверен, что по каждому региону можно разработать определённый комплекс мер, чтобы сократить задолженность, обеспечить местную власть ресурсами, достаточными для выполнения своих полномочий. Ведь все россияне, живущие и в богатых, и в бедных регионах, должны иметь возможность получить хорошее образование, медицинскую помощь, найти работу с хорошей зарплатой, ездить по хорошим дорогам и так далее.
На заседании профильного подкомитета мы выслушали и позицию Министерства финансов, Министерства экономического развития и Счётной палаты РФ. Будем продолжать совместную работу по всем этим спорным вопросам, они войдут в рабочую повестку комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ, членом которого я являюсь», - рассказал Олег Грищенко.