Тайны СГЭТ, или Миллионы на рельсах
09:45, 14 февраля 2017
МУПП «Саратовгорэлектротранс» погрязло в долгах, как в шелках. Задолженность предприятия растет с каждым годом, руководители постоянно просят о помощи то Саратов, то Москву. При этом, как выяснила «Четвертая Власть», миллионы бюджетных рублей уходят из СГЭТ сомнительным фирмам по странным схемам. Неужели вокруг предприятия зарождается новый скандал, на этот раз финансово-коррупционного характера?
Лазейки в законе
Редакция изучила закупки муниципального предприятия, опубликованные в сети интернет, и заметила, что сделки СГЭТ зачастую проходят, минуя конкурсные процедуры, а информация о них становится максимально закрытой. МУПП пользуется тем, что по федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» можно обойтись без закупок и торгов при сделках малого объема - до 100 тыс. рублей в год по одному договору. Главное только, чтобы годовой объем закупок не превышал 5% совокупного годового объема закупок заказчика, то есть более 50 млн рублей.
СГЭТ заключает соглашения, не превышающие максимальные 50 млн, которые затем дробятся на мелкие, до 100 тысяч рублей по каждой. И, вроде бы, все по закону – конкурс не проводится, деньги получают определенные компании. Только вот на каком основании? Ведь сделки в суммарном объеме за 2016 год превышают 200 миллионов рублей – цифра более чем внушительная. Из нее на торги предприятие вынесло лишь оказание аудиторских услуг на 165 тыс. рублей. Но это была «вынужденная мера» - договор на аудит может заключаться только путем проведения открытых торгов.
Кому же тогда уходят остальные денежные средства? И всегда ли они тратятся на те нужды, что прописаны в договорах? Давайте попробуем разобраться.
Куда уходят деньги СГЭТ
Среди услуг, которые приобретаются по такой схеме, МУППом прописаны, например, медосмотр работников, услуги по газоснабжению и метрологии, по обязательной и добровольной аттестации товаров и сертификации товаров, работ и услуг, приобретение расходных материалов и запчастей для бесперебойной работы транспорта, закупка горюче-смазочных материалов и другие.
«Размещение извещения о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и документация носят уведомительный характер и не предполагают при их размещении на официальном сайте подачу со стороны участников закупки каких-либо заявок, документов, сведений», - говорится в закупочных документах.
Так, поставкой нефтепродуктов для СГЭТа занимается некое ООО «Мириада». Компания существует чуть больше двух лет и уже, безусловно, заслужила больше доверия, чем какие-то ТНК или «Лукойл». Видимо, поэтому «Горэлектротранс», не раздумывая, передал ей контрактов на 13 млн 364 тыс. 640 рублей. Адрес регистрации «Мириады» - в доме 37/45 по ул. Шелковичной Саратова – по данным налоговой инспекции, является адресом массовой регистрации юридических фирм. Заявленный основной вид ее деятельности – оказание услуг в области бухучета. Там, видимо, трудятся бухгалтеры-нефтяники, мастера на все руки.
Смотрим дальше: СГЭТ заключил с ООО «Артико» договор аренды спецтехники на внушительную сумму в 2 млн 160 тыс. рублей. Основной род занятий фирмы - аренда недвижимости. Как это иронично – арендовать движимую технику у агентов по недвижимости. Стоит ли удивляться тому, что Политехническая, 122 – юридический адрес «Артико» - также является «домом» для многих других фирм.
Контракты неизвестно с кем неизвестно на что
Еще есть такая штука, как автоматизированная система оплаты проезда пассажирами за безналичный расчет. По идее, очень полезное начинание, которое может навести порядок в пассажирских и финансовых потоках на городском электротранспорте. Несколько контрактов по такой автоматизации на внушительную сумму в 31 млн 230 тыс. 942 рубля были заключены СГЭТ с неким ООО «Транскарт-Инжиниринг». Своего сайта у фирмы нет, но, согласно данным в открытом доступе, занимается она деятельностью, «связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий».
Помимо очевидного вопроса, почему не был объявлен открытый конкурс и на каком основании победило это ООО, есть и еще несколько логических нестыковок.
Например, СГЭТ берет в аренду у этой фирмы некие терминалы в количестве 273 штук (ни марка, ни их предназначение при этом в документах не расписано) за 900 руб. в месяц на общую сумму свыше 2,9 миллионов рублей. Неужели подешевле оборудования не нашлось?
В договоре не прописано, что это собственно за автоматизированная система оплаты проезда, по каким принципам работает. Тем не менее, это не мешает «Транскарт-Инжиниринг» получать свои 4% (!) с каждой перевозки. Коммерческие банки за проведение платежей берут только 0,5-1,5%. По тексту договора, «правила работы автоматизированной системы размещены на сайте оператора». Но вот загвоздка – у оператора нет никакого сайта: поиски в интернете дали нулевые результаты. Более того - по указанному в договоре адресу – Московская, 58 – «Транскарт-Инжиниринг» также отсутствует. Об этой фирме в сети нет практически никаких сведений, единственный ее подобный контракт – заключенный со СГЭТ. Так куда же уходят миллионы рублей?
В планах предприятия - ноль
С 1 января 2017 года по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева ГУПы и МУПы должны осуществлять закупки не как госкомпании, а как государственные органы. В своей работе им придется руководствоваться гораздо более строгим законом № 44-ФЗ. Такая мера стала необходимой потому что, по словам заместителя руководителя ФАС РФ Андрея Цариковского, федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» доказал свою неработоспособность. Основным его недостатком было то, что он предоставлял возможность осуществлять закупки в неконкурентном режиме, и на практике, таким образом, осуществляется около 90% сделок. По сути, закупки по нему осуществляются у единственного поставщика, требования конкуренции часто соблюдаются лишь формально.
Так вот, СГЭТ опубликовал на сайте госзакупок план-график на 2017 год, в котором в графе «сумма контрактов» указана цифра… ноль. МУПП вообще не планирует участвовать в торгах в этом году? Очередная загадка городского электротранспорта.
Как видите, даже беглый обзор финансовой деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс» показал наличие там множества тайн и чудес, как в какой-нибудь сумеречной зоне. Это при том, что предприятие, о чьей судьбе сейчас пекутся даже в столице, должно отчитываться о каждой своей потраченной копейке. Возможно, правоохранительные органы захотят поразгадывать эти загадки СГЭТ, раз уж местные чиновники не хотят заниматься ими.