Грищенко: «Региональной власти придется контролировать процесс поставки тепла потребителям»

У тепловиков едва хватает средств на то, чтобы латать коммуникации, не говоря уже о перекладке сетей или закупке нового оборудования, что оборачивается в итоге авариями на изношенном трубопроводе

15:40, 20 декабря 2016

В Госдуме РФ рассматривается вопрос о возможности перехода на новую модель рынка тепла. Поправки в федеральный закон «О теплоснабжении» были приняты в первом чтении на пленарном заседании 16 декабря. Депутат от Саратовской области Олег Грищенко высказал свое мнение по данному вопросу.

«В сфере теплоснабжения сложилась непростая ситуация, когда многолетнее недофинансирование отрасли привело к ухудшению надёжности и качества теплоснабжения. Крайне изношены коммуникации и оборудование, свидетельство чему – участившиеся аварии на теплосетях, в том числе, и в Саратовской области. Нужны значительные инвестиции на модернизацию отрасли, чтобы обеспечивать потребителей теплом бесперебойно и безаварийно, избежать теплопотерь.

Применяемые сегодня подходы и методики тарифного регулирования ограничивают возможности развития отрасли, прежде всего, тем, что не соблюдается баланс между интересами конечных потребителей и экономическими интересами теплоснабжающих организаций. Недостаточность установленных тарифов, с одной стороны, ведёт к тяжелому финансовому положению предприятий, вынужденных работать в условиях крайней нехватки средств, с другой – к снижению качества теплоснабжения, от чего страдает потребитель. Ведь у тепловиков едва хватает средств на то, чтобы латать коммуникации, не говоря уже о перекладке сетей или закупке нового оборудования, что оборачивается в итоге авариями на изношенном трубопроводе, большими потерями тепла из-за неизолированных коммуникаций и так далее.

Экономический и технологический упадок не получится преодолеть и силами инвесторов: для них малопривлекательна отрасль, где нет гарантии возврата инвестиций.

Законопроектом предлагается более гибкая методика ценообразования на теплоэнергию: вместо госрегулирования тарифов будет устанавливаться только предельный уровень цены для конечного потребителя. Он будет исчисляться на основе цены на тепло с так называемой «альтернативной котельной»: для каждого населённого пункта будет рассчитываться стоимость строительства котельной, определяться уровень безубыточного производства тепла и возврата инвестиций в строительство.

За весь процесс доставки тепла от производителя к потребителю будут отвечать единые теплоснабжающие организации (ЕТО). Предполагается, что создание общей системы теплоснабжения позволит сократить текущие затраты, а потребителям будет удобно иметь дело с единым центром ответственности. Получая предельный тариф, такая организация сможет закупать тепло у тех, кто производит его дешевле, это должно сказаться на замедлении темпов роста тарифов.

Я считаю, такие сложные и масштабные изменения в сфере теплоснабжения требуют очень внимательного подхода. Пока, например, нет чёткого понимания, как будет контролироваться использование энергокомпаниями полученных ими дополнительных доходов, и какая часть этих средств будет направляться на модернизацию сетей и оборудования, в соответствии с главной целью законопроекта. А главное – как избежать социальных конфликтов? Ведь внедрение новой системы ценообразования, даже если в итоге она окажется эффективней существующей, на первых этапах может быть болезненно для населения. В разных регионах и муниципалитетах цены для потребителей могут меняться по-разному, где-то снизятся, а где-то могут заметно вырасти. Следовательно, бюджету придётся нести дополнительные затраты на предоставление социально незащищённым категориям граждан субсидий на оплату коммунальных услуг. Всё это нужно проработать при последующих рассмотрениях и отразить в законопроекте.

Большая ответственность, я считаю, ложится на региональную власть: не только за стабильную работу систем жизнеобеспечения, за качество получаемых населением услуг, но и за социальную защищённость людей. Губернаторам придётся внимательно контролировать весь процесс поставки тепла и не допускать резкого скачка цен, в том числе, путём субсидирования выпадающих доходов теплоснабжающих предприятий. А также следить, движется ли процесс модернизации сетей и оборудования энергокомпаний, и как это сказывается на снижении цен на тепло.

Прежде чем внедрять новую систему, её опробуют в крупных городах. Например, в Тюмени и Екатеринбурге. Но, я считаю, важно предусмотреть в законопроекте возможность отказа от новой системы теплоснабжения или отсрочки её внедрения, если запланированные пилотные проекты не оправдают ожиданий», - считает Олег Грищенко.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

олег грищенко, государственная дума