Водоканал: текущие трубы, растущие затраты
14:03, 5 декабря 2016
Саратовский водоканал – одно из главных предприятий муниципалитета – обеспечивает снабжение водой почти миллиона человек. И каждому очевидны его проблемы – текущие коммуникации. Летом они размывают проезжую часть дорог, зимой покрывают улицы и тротуары наледью. Каждый день предприятие «отчитывается» о десятках абонентов, которым ограничивается подача воды.
Еще совсем недавно власти, как избавителя от всех бед водоснабжения называли передачу муниципального предприятия в концессию. На иногороднего инвестора возлагали надежды на техническое обновление предприятия, его модернизацию. Состоялся конкурс, но его итоги оспаривают в суде. Предприятие, с которым подписали договор, в ожидании окончательного решения, вкладывать средства в саратовское предприятие не будет. Тем временем, ситуация в городе в этой сфере только усугубляется. Чего ждать саратовцам в ближайшие месяцы? «Четвертая Власть» попросила рассказать о своем видении ситуации с МУПП «Саратовводоканал» депутата Государственной Думы от Саратовской области Олега Грищенко.
- В настоящее время МУПП «Саратовводоканал» находится в крайне тяжелом финансовом состоянии. К такому положению привели две причины: несбалансированность тарифа и неплатежи. Тариф на оплату водоснабжения не покрывает затрат. При этом никаких мифических расходов в «Водоканале» нет, основные – оплата электроэнергии, зарплата и налоги. А тех денежных средств, которые собирает предприятие, не хватает на его нормальную работу.
И плюс накладываются еще неплатежи управляющих кампаний. Задолженность перед предприятием составляет сотни миллионов рублей. Если бы эти средства внезапно поступили на предприятие, это бы колоссально улучшило экономическую ситуацию. МУПП рассчиталось бы с долгами, и еще остались бы средства на проведение каких-то первоочередных работ. Для этого нужна слаженная совместная работа как самого предприятия, администрации города, так и правоохранительных, судебных органов. Сколько мы бились с управляющими компаниями-однодневками, собирающими коммунальные платежи с населения, выводящими их «на сторону» и банкротящимися для того, чтобы тут же создать новую компанию для тех же целей! К сожалению, возбужденные дела можно перечесть по пальцам, а уж о возмещении ущерба и речи не идет.
- Каким должен быть тариф, чтобы «Водоканал» мог нормально работать?
- Основная цель предприятия – поставлять качественную питьевую воду. С этой целью он справляется, к счастью. Но какими затратами это достигается? На комплексе водоподготовки изношенное оборудование и резервуары, в которых происходит очистка воды. Все это требует замены. Энергооборудование не столько физически, сколько морально устарело, оно очень энергоемкое. С такой энергоемкостью тариф должен быть рублей 25-26 за кубометр, не меньше. Затраты на электроэнергию «сжирают» практически всё. На очистных сооружениях оборудованию по 15-20 лет, для его замены нужны деньги, которых у «Водоканала» катастрофически не хватает. Соответственно растут долги за электроэнергию, они не могут не расти, потому что любой руководитель «Водоканала» понимает, что электроэнергию не отключат. Можно спорить, ругаться, арестовывать счета, но подачу электроэнергии на жизнеобеспечивающее предприятие города остановить нельзя.
- Администрация Саратова не финансирует работы МУППа. Своих средств ему катастрофически не хватает. Остается только надежда на концессию, к которой и прибегли власти.
- Надежды, возлагавшиеся на концессионера, который должен был привлечь финансовые ресурсы для развития предприятия, пока не осуществились. Концессионер к работе не приступил. Хоть договор и подписан, но он оспаривается в суде другим участником конкурса, также ФАС России имеет серьезные претензии к процедуре и документации конкурса. И, естественно, возникла пауза – непонятно, что будет дальше. Любой разумный человек, который хочет вести бизнес и натыкается на судебные разбирательства, имеет опасения. Пока что на данный период «Водоканал» остался один на один со своими проблемами. А когда концессионер приступит к работе – вопрос открытый. Но еще больше возникает вопросов к тому, как он будет работать.
- Что это значит?
- Концессионер не будет вкладывать средства в МУПП, ему передают в управление имущество. И тут возникает вопрос – в каком объеме он его получит. Не все сети оформлены надлежащим образом, не все они в настоящее время обрели хозяина в лице городского комитета по управлению имуществом. Эти коммуникации надо выявить, инвентаризировать и оформить в соответствии с законодательством. В настоящее время МУПП подает воду по всем сетям. Но не надо забывать, что «Водоканал» сейчас муниципальное предприятие, и он заинтересован, чтобы вода была во всех домах. По оценкам специалистов, в настоящее время бесхозяйными являются около 20% сетей.
Как отреагирует частная компания, которая получит имущество, должным образом не оформленное? Ведь обслуживание этих сетей в тарифе не заложено. Тут уже вопрос порядочности: захочет – будет обслуживать. Не захочет – никто не заставит её нести дополнительные расходы. Однако, бизнесом движут, как правило, не моральные принципы, а законы экономики. Подобная ситуация была, по-моему, в Краснодаре, где сети водоснабжения отдали в концессию, а часть неоформленных сетей осталась в обслуживании муниципального предприятия.
Без последствий такие ситуации, как правило, не обходятся. Но ведь людям все равно, оформлены юридически сети, по которым к ним поступает вода, или нет. Надо сделать так, чтобы эти коллизии не отразились на саратовцах. Пока непонятно, как администрация Саратова намерена решать этот вопрос.
- Ранее высказывались опасения, что передача «Водоканала» в концессию вызовет резкий рост тарифов на водоснабжение и водоотведение. Насколько они обоснованны?
- Я уже говорил, что действующий сейчас тариф не покрывает затрат предприятия. После передачи сетей в концессию городская власть полностью будет отстранена от влияния на тарифную политику. Тарифы устанавливает Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, который действует в рамках законодательства. Существует федеральный предельный индекс, выше которого тариф не должен расти. Но в связи с общей экономической ситуацией не исключено, что динамика его роста будет значительно выше. По тем документам, которые я видел, в первый год предполагаемый рост тарифа на воду должен произойти в пределах 10%.
- Это почти в три раза больше, чем федеральный индекс?
- В рамках повышения тарифа на 3,5% «Водоканал» просто не выживет. Концессионер пришел, чтобы получить прибыль. Ему надо сократить издержки, прежде всего, затраты на электроэнергию, потери. Замена энергоемкого оборудования на современное энергосберегающее также потребует значительных затрат. А если концессионер задумает переложить старые сети, могу вас заверить, будет перекопан весь город.
- Что станет с нынешним МУППом?
- Одна из наиболее вероятных перспектив – это банкротство. У него имущества не будет, деятельности не будет и, соответственно, доходов, а долги останутся, ведь вопрос со старыми долгами не был никак отражен при проведении конкурса и заключении договора. В скором времени неминуемо встанет вопрос о кредиторской задолженности «Водоканала». Самые крупные долги – за электроэнергию, по налогам, перед поставщиками. Имущество уйдет, МУПП перестанет получать деньги. Могут сказать – у «Водоканала» большая дебиторская задолженность, предприятию должны около 700 млн рублей. Но из этих денег порядка 300 млн числится за обанкротившимися управляющими компаниями. Этих денег никто никогда не увидит, источника нет. Нельзя забывать и о том, что помимо потенциального банкротства самого предприятия существует вполне реальная опасность возложения убытков концессионера на бюджет города, о чем я неоднократно предупреждал при рассмотрении вопроса о необходимости отдавать муниципальное имущество в частные руки. Ведь такими темпами можно обанкротить не предприятие, а весь город.