Октябрьский район: слезы подрядчика - лучший ингредиент при ремонте дворов

В вопросах, где иные районы пропускали брак, здесь старались устранить все изъяны без исключения, начиная от плохо уложенного асфальта, заканчивая уступами бортового камня и облезанием с него краски

10:39, 15 ноября 2016

Октябрьский район Саратова, первый из «большой четверки» по объемам ремонтируемых территорий, на прошлой неделе завершил работы по благоустройству, отремонтировал внутридворовые проезды в рамках проекта «Наш двор» и обновил пешеходную зону в скверах. При том работы успели выполнить до начала сырой погоды и низких температур.

Общая площадь ремонтируемых территорий составила  22000 кв.м. Это куда меньше, чем предстояло сделать Ленинскому району, примерно столько же, сколько у Заводского района и немного меньше, чем у Кировского. Волжский и Фрунзенский районы объемами не блистали, да и к качеству выполненных работ претензий было предостаточно. Нельзя сказать, что у Октябрьского района работы прошли без сучка, без задоринки. Это не так. Проблемы на объектах возникали, порой очень серьезные. Начиналось все с того, что на Новоузенской 10/20 в основание чуть было не положили щебень марки прочности 400 вместо 600. Щебень вывозили со стройплощадки несколько раз, пока подрядчик не привез указанный в контракте. Здесь же прошло техническое совещание с участием «Дорожного контроля», и после этого началась совместная работа по контролю за ремонтными работами. В этом районе находится и приснопамятный двор Симбирцева, 14, где после укладки асфальта в первый же дождем затопило вход в подъезд. Приятного в этом мало, но работы были переделаны незамедлительно, и сейчас на Симбирцева,14 идеальный и тротуар, и площадки перед подъездами. С водоотведением проблем нет совершенно никаких.

«Дорожный контроль» частенько сообщал октябрьской администрации о найденных нарушениях и все они устранялись. Иногда мы не успевали зафиксировать нарушения, о которых нам сообщали читатели, потому что они исправлялись до нашего визита. Порою мы передавали заказчику обеспокоенность местных жителей теми или иными технологическими решениями и их пожелания. Чиновники собирали по таким случаям техническое совещание и при участии экспертов дорожной отрасли обосновывали свое решение.

По количеству исправленных нарушений Октябрьский, пожалуй, лидер среди районов. Это стало результатом принципиальной позиции организации «Волгодортранс», осуществляющей стройнадзор, известной своей непоколебимостью в вопросах качества, и, естественно, самой администрации, не побоявшейся при горящих сроках найти для контроля чуть ли не самую строгую фирму. В вопросах, где иные районы и контролирующие организации закрывали глаза и пропускали брак, здесь старались устранить все изъяны без исключения, начиная от плохо уложенного асфальта, заканчивая уступами бортового камня и облезанием с него краски.

К тому же чиновники не побоялись выложить в общий доступ сметы на все проводимые работы, разместив их на электронной страничке Октябрьского района. Вячеслав Володин потребовал открытости и общественного контроля за работами в рамках инициированной им программы. А какой может быть контроль, если нет доступа к сметам, и не понятно, что именно делают перед твоим окном? Все эти нюансы показывали, что район готов к работе, нацелен на результат и не страшится открытости и критики. Поэтому для нас не стало откровением, что перед сдачей объектов администрация пригласила «Дорожный контроль» объехать все отремонтированные территории, чтобы еще раз проверить устранение старых дефектов и поискать новые. Скажем сразу, они нашлись, поэтому «Дорожный контроль» во дворы еще вернется проверить, как все исправят.

Итак, 10 ноября «Дорожный контроль» по приглашению заместителя главы администрации Октябрьского района Саратова по благоустройству Родиона Халимова принял участие в инспекционном выезде по всем отремонтированным объектам. В рейде участвовал директор Поволжского учебно-исследовательского центра «Волгодортранс» при СГТУ, осуществляющего стройконтроль, кандидат технических наук, доцент Сергей Андронов. Мы посетили 10 дворов и 5 скверов.

Родион Халимов заверил, что все замечания «Дорожного контроля» по ремонтируемым дворам устранены. «Сейчас поедем и посмотрим, что и как», - добавил он. Чиновник пошутил, что его немного подводит начавшийся мелкий дождь, который прекрасно покажет все недостатки асфальтного покрытия, если таковые имеются.

Началась же работа со сквера на Ильинской площади. Тут отремонтированы парковые дорожки, уложен новый бортовой камень. Были демонтированы старые покореженные фонари, их заменили на другие, привезенные с улицы Волжской. Дополнительное освещение ожидает находящаяся в сквере детская площадка. Рядом на внебюджетные средства возводят храм. На фоне общего благоустройства диссонирует «убитый» фонтан, на который не хватило средств. По заверению представителей администрации реставрировать его обязательно будут. При том планируется, что в первозданном виде времен Великой Отечественной войны. А вот что по-настоящему портит вид, так это бесконечные ларьки-минимаркеты, растянувшиеся вдоль сквера, скрывающие за своим уродством облагороженную территорию и строящийся культовый объект.

С первого взгляда хорошее впечатление на проверяющих произвел сквер на улице Серова. Как ни пытались, визуальных дефектов не обнаружили. Бордюр установлен ровно, все стыки сопряжения покрытия выровнены. Посреди сквера красуется новая спортивная площадка. Специалисты заверили, что при установке комплекса было спилено лишь несколько старых деревьев.

«Проезжаю вечером мимо, и приятно посмотреть, что площадка пользуется успехом, здесь всегда многолюдно», - поделился замглавы.

«Нисколько не сомневаюсь, даже сейчас это заметно», - пошутил Гурин, намекая, что в данный момент на площадке абсолютно пусто. Пока инспекторы обсуждали качество укладки асфальта, на площадку, не испугавшись дождика, пришел папа с малышкой, которая с заинтересованным видом ходила и пыталась испытать все снаряды.

По пути к следующему объекту - Скверу борцов революции 1905 года, Николай Гурин заметил, что качество его ремонта вызывало опасение у местных жителей, о чем они сообщали в «Дорожный контроль» и присылали фотографии. «Местных жителей беспокоил вопрос основания. Дело в том, что здесь местами оставили старый асфальт, который выровняли щебнем. Я связывался с октябрьской администрацией, мы обсуждали этот вопрос, после чего Родион Фагимович проводил технический совет. Специалисты заверили, что при надлежащем уплотнении щебня можно обеспечить твердое основание и избежать проседания» - рассказал он.

«Мы несколько раз были здесь, наблюдали, как укладывают асфальт. Зафиксировали наплывы в местах сопряжения, решили провести рейд по скверу. Очень сильно удивились, обнаружив на следующий день, что все стыки абсолютно ровные» - добавил рассказчик.

Родион Халимов с гордостью отметил, что в сквере один из самых больших детских комплексов в городе с прорезиненным покрытием местного производства. На площадке, несмотря на мелкий дождь и довольно прохладную погоду, резвилась детвора.

Тут же недалеко от Памятника борцам революции предстала лужа. Не дожидаясь вопросов, замглавы сообщил, что это обязательно переделается. Сергей Андронов внес соответствующую пометку в свой журнал, отметив, что водоотведение здесь обеспечат к зеленой зоне.

После этого проверяющие пошли во двор на Весеннем проезде через сквер на Рахова. Особое внимание привлекла велосипедная дорожка, которая тянется до Рабочей. Бортовой камень дорожки покрашен в желтый цвет, что позволяет лучше видеть ее. И хотя она помечена дорожным знаком, предупреждающим, для чего выделена полоса, мамочки с колясками успешно их игнорировали.

«Мы заставляли ее переделывать», - сообщил руководитель «Волгодортранс», указывая на велодорожку. «Во время выполнения всех работ на объектах дежурили инженеры, и если находились недоработки, то участок шел под демонтаж. В нашем районе каждый метр полит слезами подрядчиков. За это они любят называли нас кровопийцами» - с гордостью поделился Андронов.

«Встречался ли хоть один объект, где не приходилось переделывать?» - поинтересовался Гурин.

«Сквер на Серова, но вообще на всех завершающих, итоговых объектах, было крайне мало переделок. Подрядчики поняли, что от них хотят, и было гораздо меньше недочетов. Демонтаж был везде, но к концу в гораздо меньших объемах», - ответил представитель стройконтроля.

Во дворе на Весеннем проезде было отмечено хорошее качество укладки асфальта, замечаний не возникло. Здесь были зафиксированы работы, не предусмотренные контрактом, но, тем не менее, выполненные. Администрация нашла общий язык с подрядчиком, и с торца дома появилась заасфальтированная парковочная площадка и бортовой камень, защищающий бойлерную от подтопления. «Мы разговаривали с подрядчиком, просили. Они пошли на встречу. Всегда можно найти компромисс. Надо работать», - раскрыл секрет Родион Халимов.

На улице Станционная, 3 «Дорожный контроль» фиксировал шатающиеся и выпадающие бортовые камни, о чем сообщал заказчику, поэтому на следующий адрес делегация отправилась с большим интересом. Как заверял чиновник, бордюр укрепили бетоном намертво. Тем не менее обнаружились новые погрешности. В одном месте образовалась просадка, о чем свидетельствовала лужа, в другом был обнаружен небольшой участок выкрашивания асфальтобетона, при том в месте, где уже переделывались работы. «Все исправят картами», - заверил Андронов, внося соответствующие пометки. Он обратил внимание на то, что в целом во дворе была использована прочная крупнозернистая асфальтобетонная смесь, которую уложили даже у подъездов. Особого внимания удостоился оборудованный по просьбе жителей пандус, выведенный вровень с плитой у входа в подъезд. Оказалось, здесь живет девочка с ограниченными возможностями. Ранее тут были ступени, спускаться на инвалидном кресле самостоятельно не имелось возможности. Вопроса о том, что эти работы не предусмотрены контрактом, не вставало, просьбу выполнили. Впрочем, на эту тему Родион Халимов говорить отказался. «Есть вещи, которыми не стоит хвалиться, достаточно просто делать», - пояснил чиновник свою позицию. Вместо этого он поделился своим видением проблем, которые выявились в этом году благодаря программе «Наш двор».

«Если продолжать эту программу, нужно разрабатывать четкий технический регламент — завил замглавы по благоустройству. Программа должна быть расписана, что позволит экономить бюджетные деньги. Изначально администрации должны проводить топографическую съемку каждого двора, как было сделано у нас. Это облегчило нам работу. И получилось разработать смету индивидуально по каждому двору», - рассказал Халимов.

Он добавил, что, исходя из опыта этого года, нужно разработать четкий регламент, в котором будут прописаны требования и стандарты, предъявляемые к подрядчикам. «В Москве давно существует такой стандарт по благоустройству», - добавил Сергей Андронов.

«Специалисты пока не готовы к этой работе. Если бы был регламент, все бы шло гораздо легче. Подрядчики просто заглянули бы туда, и все стало ясно. Это упростит работу и позволит соблюсти сроки. Необходимо прорабатывать вопрос на научной основе, совместно с институтами. В том числе и вся юридическая часть должна быть прописана. Всё должно быть учтено до малейших деталей. Это будет и скорость, и качество, и упрощение подготовки самого договора», - продолжил рассуждение Халимов.

По мнению замглавы, из смет необходимо исключить понятие «выравнивающий слой», который измеряется тоннами. «Это настолько неясная формулировка, что, к примеру, в одном месте может быть толщина 3 сантиметра, а в другом - полтора. Проконтролировать объемы уложенной смеси при таком варианте не представляется возможным. Формулировка «нижний слой» с указанием его толщины вполне могла бы прийти на смену «выравнивающему слою», что упростит контроль за используемым материалом»,  - убежден чиновник.

Дворовые территории на Симбирцева, 14, 26/30 и Новоузенской 10/20 были пройдены быстро, поскольку хорошо всем известны, «Дорожный контроль» подробно о них писал. Ранее выявленные недочеты были уже давно устранены. Заказчик заставлял подрядчика в ряде мест перекладывать асфальтобетон, и теперь эти территории не вызывают вопросов. На Симбирцева, 26/30 администрация помогла благоустроить парковочную зону, провела пешеходную дорожку к детской площадке, именно провела, а не накидала кое-как асфальт, что встречалось во Фрунзенском районе, а также обустроила новую мусорную площадку, заменив баки и демонтировав старые бетонные сооружения.

На Большой Садовой, 94 инспекторы встретили подрядчика. Рабочие устраняли следы от построечной техники при помощи инфракрасной лампы. Здесь «Дорожный контроль» заметил расколотый бортовой камень и места вышелушивания асфальта на тротуаре. В то же время замечаний по качеству асфальтобенного покрытия на самом проезде у проверяющих не возникло. Родион Халимов подчеркнул, что  двор пока не сдан, и работа будет проведена по всем выявленным в рамках контроля недочетам (13 ноября мы вернулись во двор и констатировали, что замечания устранены — прим. авт.).

Во дворе на Беговой, 2 виднелась новая карта — признак того, что подрядчику пришлось переделывать работу, после чего нареканий к поверхности проезда не возникло. Зато бортовой камень ровностью не отличался. Подрядчику указали на необходимость устранить уступы больше 0,5 см.

Двор на 2-ой Садовой, 106б, как уже писал «Дорожный контроль», получился очень красивым и ровным, поэтому его решили попустить, проехав до 122-го дома. Свежая латка указывала, что заказчика не устроили работы на тротуаре, и подрядчику пришлось их переделывать так же, как и верхний участок на самом дворовом проезде. «Удивительно, — отметил представитель «Дорожного контроля», —  мы здесь были с нашим постоянным и очень строгим экспертом из СГТУ профессором Кочетковым. К этому участку у нас возник интерес, но все-таки мы допустили, что его можно оставить. Мы об этом даже администрации сообщили, но они со стройконтролем не согласились с нашими выводами и переделали». «Дорожный контроль» отметил ровную линию бортового камня, на которую очень приятно смотреть. Чуть выше проезда были замечены работы, не предусмотренные контрактом. На внутриквартальной дороге установили бортовые камни, чтобы вода из соседних проездов мчалась на проезжую часть, а не стекала, как раньше, в отремонтированный двор.

Здесь же к нам подошла благодарная жительница, отметившая, что двор до этого пребывал в удручающем состоянии и выразившая надежду, что и территорию ее дома приведут в порядок. Родион Халимов заметил, что проезд дома 132, где проживает женщина, находится как раз между двумя отремонтированными, и что в случае продолжения программы его обязательно благоустроят.

Последним объектом инспекции стал проезд по 2-ой Садовой, 138. Представители «Дорожного контроля» отметили, что следы дорожной техники, которыми покрытие изобиловало в прошлый приезд, устранены. Несмотря на это, замглавы администрации посетовал, что это худший двор в его районе и указал на участок, который подлежит замене.

«Будет вырублен участок сегрегации асфальтобетонного покрытия. Произведем демонтаж асфальта и будет восстановлено покрытие. Если температурный интервал позволит, сделаем обычной смесью, если погода не позволит, специализированной смесью. До 15 ноября все должно быть устранено, и мы это устраним», - заверил Сергей Андронов.

Подводя итог «путешествия» Николай Гурин отметил: «Может сложиться впечатление, что брак допускают там, где за работами плохо следят. Однако в нашем случае более уместно определение, что брак находят там, где хорошо контролируют. Вырезанные и переложенные карты, выправленные плиточным клеем бордюры, обнаруженный и демонтированный некачественный щебень — это свидетельства борьбы за качество. Дворы в Саратове, к ремонту которых у «Дорожного контроля» не возникало вопросов, можно пересчитать по пальцам. Всего по двум. В остальных случаях возникают одни и те же претензии, повторяющиеся из раза в раз. Порою подрядчики жалуются, что в этом году внимания к ним приковано столько, что они сто раз подумают, участвовать ли в программе в будущем. Да, для них подобный контроль в диковинку, наблюдают все, кому не лень, постоянно ходят, донимают, но ради чего? Действенным результатом этих проверок можно считать лишь устранение брака. Констатация нарушений, которые потом с молчаливого согласия заказчика и стройконтроля не исправляются, сама по себе бессмысленна. К подрядчику не приходит понимание того, что от него требуют. Он не совершает работ над ошибками, продолжает допускать брак. Все это в итоге может печально закончиться, в конце концов надзорные органы никто не отменял. Поэтому очень важно взаимопонимание между всеми участниками процесса. Считаю, что октябрьская администрация в данном направлении проделала серьезный путь. У нас во всех районах есть достойные примера дворы, но этого мало. Нужно стремиться, чтоб не оставалось дворов с недоработками. Ответственность заказчиков и подрядчиков перед горожанами, беспристрастный стройконтроль и внимательность общественности - вот, на мой взгляд, слагаемые успеха в борьбе за качество».

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

дорожный контроль, октябрьский район