Перевозчики-оборотни и пассажиры вне закона
17:19, 31 октября 2016
В сфере пассажирских перевозок Саратовской области необходимо навести порядок. Такой призыв прозвучал на днях на заседании комитета по транспорту регионального отделения «Деловой России». Об этом говорили не только транспортники, но и, что самое удивительное, чиновники минтранса. Казалось бы, уж кому как не им наводить этот самый порядок, но выяснилось, что есть силы, против которых даже правительство бессильно. Кто же эти транспортные титаны, эти властелины, на которых никак не найдется управа - ООО «Ной 64» и ООО «ТК Властелин»?
Заказные перевозки – быстрые и дерзкие
Наверное, ни в каком другом месте человек не чувствует себя настолько уязвимым, как в общественном транспорте. Он доверяет свою жизнь неизвестному ему водителю за рулем, неизвестному транспортному средству, он сидит или стоит плечом к плечу с другими пассажирами, также совершенно ему незнакомыми. Поводов для беспокойства предостаточно, потому что много рисков. Не зря же в каждом саратовском автобусе висит грозное предупреждение о возможности совершения теракта. По этой причине отрасль пассажирских перевозок находится под жестким контролем правительства и правоохранительных органов. Транспортные предприятия и подвижной состав постоянно проверяют, а за здоровьем водителей автобусов следят, как за здоровьем космонавтов, - предрейсовый и послерейсовый осмотры, соблюдение режима труда и отдыха и проч. Есть длинный список антитеррористических мер, вроде установки видеокамер и турникетов. Другая сторона всех этих требований - установление ответственности за ЧП на транспорте и выплата компенсации пострадавшим. Даже если автобус попал в ДТП (от всех бед ведь не убережешься), перевозчик по закону возместит пассажиру убытки.
К чему все эти банальные и скучные перечисления требований российского законодательства? А к тому, что в Саратовской области безопасность пассажиров, похоже, мало кого волнует. Как иначе объяснить тот факт, что местный рынок перевозок оккупировали компании, действующие вне рамок правового поля. Они, по сути, даже и не транспортные компании, поэтому и предъявить им нечего. Мы говорим об ООО «Ной 64» и ООО «ТК Властелин», которые уютно расположились в самом центре Саратова и захламляют проезжую часть у стадиона «Локомотив» на углу Аткарской, Б. Казачьей и Степана Разина, выполняя до 200 рейсов ежедневно. Знает ли гражданка Сидорова, купившая в кассе «Властелина» на улице Аткарской билет до Красного Кута, что автобус, на котором она поедет, этому «Властелину», скорее всего, не принадлежит, и он за него не отвечает? Или что водитель автобуса мог не проходить медосмотра, и потому непонятно, насколько он в состоянии крутить «баранку»? Она садится в транспортное средство, действуя практически на свой страх и риск, если повезет, то доедет до нужного города целой и здоровой. Это ее путешествие можно сравнить с автостопом. Бог с ней, с Сидоровой, знают ли саратовские чиновники о том, что и кто ездит по областным дорогам? Конечно, знают. В свое оправдание они ссылаются на особенности российского законодательства. В итоге автобусы «Ной 64» и «ТК Властелин» преспокойно стоят на стадионе, Аткарской и Привокзальной площади (часто в зоне действия запрещающих знаков), мешая движению автомобилей и пассажиров. Подъезжая к вокзалу, словно попадаешь в лихие, беззаконные 90-е годы: толпы людей, машин и мусора. Общественники не раз устраивали рейды в те места, вместе с чиновниками проводили совещания и собирали рабочие группы, но воз, в смысле автобусы, и ныне там.
Неужели всему виной, действительно, несовершенство законодательства? Или имеет место нежелание контролирующих органов наводить порядок в сфере транспортных перевозок? А может быть, дело пахнет, страшно представить, коррупционной составляющей? Давайте разбираться.
Псевдокомпании или не верь глазам своим
Основной характеристикой пассажирских перевозок является их регулярность. Автотранспортные предприятия, работающие в этом направлении, имеют четкое расписание и график движения автобусов, четко определенные места посадки-высадки – автостанции, они участвуют в муниципальных и областных конкурсах на маршруты. Соответственно, выигравший конкурс перевозчик несет персональную ответственность за качество оказываемых услуг, например, перед министерством транспорта и дорожного хозяйства. Тут тебе и антитеррористическая защищенность транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, и техническое состояние автобусов, и здоровье водителей, и т.д. и т.п. Все это довольно дорогостоящие мероприятия, поэтому перевозчики в Саратовской области, как вы, наверное, знаете, все время говорят об убытках.
Но можно избежать всей этой обязаловки, если возить людей не в качестве регулярного перевозчика, а по заказу. Именно этой лазейкой в законодательстве и воспользовались «Ной 64» и «ТК Властелин». К заказным перевозкам требования гораздо мягче - главное, чтобы фирма была оформлена как юрлицо и имела какой-то подвижной состав. Это объясняется тем, что законодательство по умолчанию предполагает, что речь идет о разовых перевозках. В итоге эти два заказных перевозчика имеют законный юридический статус и какие-то автобусы, но в основном играют роль кассы по продаже билетов на чужие транспортные средства по договорам фрахтования с различными ИП. Похожую схему работы используют некоторое компании такси - не имея собственных машин, фирма взяла на себя роль диспетчерской, посредником между пассажиром и таксистом. При этом и у «Ной 64», и у «ТК Властелин» есть расписание движения и некое подобие автостанций, пункты посадки-высадки, то есть они имеют все внешние признаки регулярных перевозчиков, не являясь на самом деле таковыми.
Получается, что, пользуясь всеми возможностями регулярных перевозчиков, они не несут ответственности, которая возлагается на регулярных перевозчиков. Представьте, что вы автовладелец, которому можно не соблюдать ПДД, или продавец, которому разрешили торговать продуктами на улице, прямо с земли. Какая экономия получается!
Как отражается такая экономия на нас с вами, то есть пассажирах - с одной стороны, невысокие затраты на перевозки приводят к тому, что у «Ной 64» и «ТК Властелин» относительно невысокие цены за проезд, и именно за это их любят саратовцы. А с другой стороны - некачественно оказанные услуги. Граждане регулярно жалуются в СМИ на то, что автобус сломался в пути или доехал до пункта назначения с опозданием, на грубость водителей, на тесноту и неудобство помещений, где продаются билеты. Хорошо, если наша гражданка Сидорова едет в крупный населенный пункт вроде Красного Кута с хорошим пассажиропотоком, а если она решит посетить родню в маленькой деревне, то перевозчики могут и вовсе отказаться везти ее туда. Потому что невыгодно. И побежит она жаловаться в министерство транспорта Саратовской области, а там ей скажут: «Заказные перевозки - это не наша компетенция, пользуйтесь услугами регулярных перевозчиков».
По закону, надзор за такими фирмами должна осуществлять федеральная структура - Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН транспорта). На заседании «Деловой России» член Общественной палаты Евгений Лузановский рассказал, что он пытался общаться с руководителем ведомства Азаматом Сиюховым по поводу Привокзальной площади и понял, что тот «не очень хочет касаться этого вопроса».
По закону, перевозчики обязаны отстаивать свой подвижной состав на специальных предусмотренных стоянках. Прописаны ли в каких-то официальных документах места для стоянок «Ной 64» и «ТК Властелин» - неизвестно. Так же, как никому неизвестно и техническое состояние их автобусов, и потому происходят аварии вроде истории в июне этого года, когда автобус «ТК Властелин» рейсом «Саратов - Москва» с 42-мя пассажирами в салоне съехал в кювет в Калининском районе. Тогда пострадали 12 человек, четверых госпитализировали. В качестве причины ДТП была названа «неисправность рулевого управления». Очевидно, что эту техническую неисправность можно было выявить заранее, например, если бы имел место предрейсовый осмотр. Автобусы «Ной 64» и «ТК Властелин» ездят на дальние расстояния, это многие сотни километров не самых лучших саратовских и не только саратовских дорог, и потому в пути малейшая неполадка может перерасти в большую проблему.
Вымирание транспортных предприятий
Сегодня эти заказные перевозчики подмяли под себя всю Саратовскую область, их стратегия - это стратегия сорняка или раковых клеток, которые, распространяясь, пожирают все на своем пути. Их нерегулируемая деятельность приводит к банкротству госпредприятий, которые с советских времен занимаются пассажирскими перевозками. Согласно открытым данным, только в прошлом году в 11 районах региона прекратили свое существование 12 таких компаний, многие находятся в предбанкротном состоянии.
Преимущество «заказников» налицо. Они дублируют маршруты регулярных перевозчиков, при этом у них, как правило, больше автобусов и ниже цены, которые, как мы уже выяснили, сложились из экономии на безопасности пассажиров. Транспортные компании, работающие в правовом поле, не в состоянии конкурировать с ними, иначе придется работать в убыток.
Но это не главная беда - больше всех от расползающихся «раковых клеток» страдают жители сел, которые оказываются в изоляции от внешнего мира. Дело в том, что большая часть автобусных маршрутов на территории области является убыточной. Речь идет о небольших населенных пунктах, вымирающих селах, где живет 3 пенсионера, которым несколько раз в неделю надо съездить в районный центр за покупками. Когда транспортные предприятия выигрывают контракты на прибыльные междугородние маршруты, дороги до сел им даются в нагрузку. Таким образом, выполняется важная социальная функция. «Заказные перевозчики», которые вытесняют с рынка регулярных, по всем законам этого самого рынка, бросают все свои силы на прибыльные направления, в итоге села Саратовщины оказываются заброшенными, а их жители - никому не нужными.
Российское законодательство относит доступность транспортных услуг к числу важнейших факторов, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики. Согласно Конституции, Россия - социальное государство, которое должно создавать все условия для обеспечения достойной жизни человека. Получается, что, не желая наводить порядок в сфере регулярных перевозок, саратовские чиновники тем самым нарушают конституционные права граждан.
Выйди из тени
Кроме правительства области и УГАДН решить эту проблему никто не может. Как мы уже писали, общественность проводит рейды и дает советы, но к ним не слишком-то прислушиваются. По словам генерального директора ОАО «СарАвтовокзал» Владимира Бессонова, коллеги по отрасли не раз пытались договориться с «Ной 64» и «ТК Властелин» об их переходе в правовое поле, например, директор Саратовского автовокзала предлагал размещать автобусы на его территории. Здание и прилегающая к нему территория оборудована всем необходимым: ограждениями, охраной, пунктами пропусками, видеокамерами и, главное, свободными площадями для стоянок.
«ОАО «СарАвтовокзал» неоднократно призывал и призывает перевозчиков, осуществляющих заказные пассажирские перевозки с Привокзальной площади к взаимовыгодному сотрудничеству, - рассказал ИГ «Четвертая Власть» Владимир Бессонов. - Оснащение и возможности Саратовского автовокзала позволяют принять на свою территорию всех перевозчиков, желающих перейти из теневого бизнеса в законное русло, что позволит во многом помочь решению сложного транспортного вопроса Привокзальной площади города Саратова».
В ответ перевозчики заявили, что предлагаемое место им неудобно, и что автовокзал находится плохом состоянии. Понятно, что для перевозчиков согласиться на это предложение - значит согласиться на большие расходы и обязательства, которые свалятся, как только они выйдут из тени на свет в правовом поле.
Вероятно, чтобы не выглядеть совсем уж злостными нарушителями, «Ной 64» и «ТК Властелин» инициировали разработку и всенародное обсуждение проекта реконструкции автовокзала ценой порядка 100 млн рублей. Документ с рисунками и схемами был представлен в июне этого года на заседании Ассоциации перевозчиков «Межрегиональное объединение перевозчиков - Продвижение». «Ной 64» и «ТК Властелин» в настоящее время руководят данной организацией, она служит как бы противовесом СРО «Союз транспортников «Поволжье», куда входят саратовские регулярные перевозчики. Правда, если «Союз» внесен в госреестр и действует с одобрения Минтранса РФ, то Ассоциация является всего лишь некоммерческим партнерством, то есть обычным междусобойчиком нескольких фирм. Так вот, для реконструкции автовокзала предполагается создать некое государственно-частное партнерство. Где заказные перевозчики намерены взять средства на этот проект, не понятно. Если посмотреть в открытых финансовых отчетах на доходность фирм, то можно убедиться, что они находятся в депрессивном состоянии - прибыли нет или она мизерная. А тут возникает стомиллионная инициатива. Значит, деньги есть? Тогда почему о них не в курсе налоговые органы? Или они, как фокусники, лишь отвлекают своими «прожектами» внимание общественности от реального положения дел? Не исключено, что имеет место и то, и другое.
По крайней мере, самостоятельно выходить из теневого сектора перевозчики не спешат.
На сегодняшний день «Ной 64» и «ТК Властелин» являются одними из самых активных перевозчиков на рынке Саратовской области, и никто не заинтересован в их уходе - ни чиновники, ни тем более сами граждане. Но порядок есть порядок, а закон есть закон. В конце концов, мы всего лишь хотим быть уверены, что автобус, в который мы садимся, не сломан, что его водитель не пьян и не болен, и что мы доедем до нужного нам пункта. Мы хотим чувствовать себя в безопасности. А учитывая террористические угрозы, с которыми сталкивается наша страна, нерегулируемые пассажирские перевозки могут быть весьма опасными. И здесь уже помочь выйти из тени перевозчикам могут ФСБ и Областная прокуратура. Для новоиспеченного прокурора Саратовской области Сергея Филипенко важно себя зарекомендовать. Курс, который руководитель надзорного органа задает правоохранительной системе, социально ориентирован. Например, население начали активно защищать от угроз коллекторов. Прокурор потребовал навести порядок в отрасли займов и оградить граждан от противоправных действий. И если социальная линия прокуратуры продолжится, то безопасности граждан в сфере пассажирских перевозок непременно уделят внимание.