Популизматики
17:23, 5 августа 2010
Ипатов и единороссы опять сцепились
Конец прошлой недели обозначился очередным витком в противостоянии губернатора Павла Ипатова и местной «Единой России». Они стали публично выяснять, кто выбил для региона федеральные деньги на достройку театра юного зрителя и кто привезет сюда компенсации и прочую финансовую поддержку фермерам. Популизм для них важнее дел.
Встреча на упреждение
Кто из них первым начал новую борьбу за общественное мнение, сказать трудно: стороны действовали быстро и почти одновременно. Еще ранним утром в четверг Ипатов в оперативном режиме собрал в правительстве журналистов. Речь шла о засухе, но брифинг получился откровенно политическим. Губернатор рассказал о принимаемых мерах по минимизации последствий и т.д. Как обычно, он источал оптимизм:
- Ситуация сложная, но не катастрофическая.
И это несмотря на то, что прямые потери составили 2,8 млрд рублей, гибель сельхозкультур превышает миллион гектаров, пострадало около 1600 хозяйств. По словам первого лица региона, 27 июля власти направили в Москву все необходимые документы для получения финансовой поддержки. Они рассчитывают на 2,2 млрд рублей бюджетных кредитов и на 800 млн рублей дотаций.
Больше всего от Ипатова досталось властям и фермерам Балашовского и Ровенского районов. По его словам, глава первого муниципалитета «вообще не знает, что такое поле».
- Этот район у нас особый, - подчеркнул губернатор, намекая на тамошнюю сложную политическую обстановку. А под занавес брифинга и вовсе заявил, что нерадивых глав районов, где больше всего пострадал урожай, ему навязала «Единая Россия». Мол, партия должна разделить ответственность за провал вместе с ним.
Досталось от первого лица губернии и фермерам. Их он обвинил в «нарушениях агротехнических правил», которые идут «сплошняком». Больше всего опять-таки получили балашовцы. Ипатов отметил, что лучше всех засуху пережили сельхозпроизводители, которые прислушались к советам правительства. А то рекомендовало в нынешнем году больше сеять озимых. Забежим вперед: после депутатских слушаний по этой же теме, прошедших на следующий день в областной думе, о которых речь пойдет чуть ниже, в кулуарах регионального парламента корреспонденту «Резонанса» удалось пообщаться с фермером из Алгайского района.
- Да врет он все, - был по-крестьянски прямолинеен тот, не постеснявшись своего местопребывания. Из остального потока брани стало понятно, что о ставке на сев озимых правительство заговорило уже по факту случившегося.
Может показаться, что это Ипатов стал инициатором идеологической борьбы по спасению аграрного сектора. Но губернатор, по всей видимости, действовал на упреждение. Похоже, он предполагал, что на следующий день оппозиционные к нему однопартийцы устроят в думе разгон правительству. Не зря же Ипатов на брифинге призвал их наконец-то понять: они все находятся в одной лодке. Но единороссы были неумолимы.
Разгром на слушаниях
В ход пошла тяжелая артиллерия – на пятничные слушания в облдуме приехал депутат Госдумы Николай Панков. Хотя попытались соблюсти баланс (Панков, региональный парламентарий Николай Кузнецов – в левом углу ринга, простите, президиума, зампреды правительства Сергей Горбунов и Алексей Щербаков – в правом), перевес сил оказался явно на стороне володинских. Их воинственный настрой просто витал в воздухе.
Непонятно, каких усилий это стоило володинским, но выступление областного министра сельского хозяйства Александра Игонькина прошло без эксцессов. Повод, кстати резонный, вылить на правительство накопившийся негатив дал руководитель минэкономразвития региона Дмитрий Лебедев. Вместо влияния на экономику губернии засухи тот заикнулся, что производство карамели у нас находится на 10-м месте в федеральном округе.
- Президент Дмитрий Медведев требует с чиновников прекращать рапортовать о планах, а говорить о проблемах. Тут дело не в том, плохо или хорошо работают чиновники, а какие проблемы возникают в конкретной отрасли, - сразу же последовало замечание Панкова.
В критику включился вездесущий региональный парламентарий Александр Ландо. Он принялся рассказывать, будто бы один из министров правительства накануне встречи обзванивал руководителей муниципалитетов, чтобы те на слушаниях молчали в тряпочку и «ничего лишнего не говорили».
- Если все хорошо, то зачем скрывать информацию? – возмущался народный избранник.
Ну а дальше понеслось. Слово дали представителям районов, которым досталось на брифинге от губернатора. Те нападали на правительство. Панков стал «наезжать» на зампредов, что цель не просто отдать бумажки в Москву, но и выбить деньги, чем, например, занимался спикер облдумы Валерий Радаев, когда шли депутатские слушания. По этому поводу у Горбунова с Панковым случилась даже эмоциональная перепалка.
- Дайте мне сказать! – без микрофона кричал зампред правительства.
- Вы оправдываетесь! - пытался народный избранник лишить его слова.
- Да не оправдываюсь я! – еще больше обижался Горбунов.
К слову, Панков много упрекал чиновников в неактивности, возвеличивая Радаева. Тот, в частности, за них готовил крупное совещание по засухе в регионе, которое состоится в Москве 8 августа.
- Министр сельского хозяйства области хоть знает о ней? – продолжал задевать чиновников Панков.
На брифинге по окончании слушаний корреспондент «Резонанса» поинтересовался у народного избранника, а должны ли были вообще члены правительства участвовать в трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям, где присутствовал Радаев и решались вопросы выделения денег губернии. Панков ответил: это дело добровольное. Но ведь в таком случае чиновники просто могли не знать о ее проведении? Госдеп привел железный аргумент: при экс-губернаторе Дмитрии Аяцкове министры весну и лето проводили в Москве, выбивая деньги региону. Это считалось нормой.
Однако стоит заметить: как выяснилось вчера, пятницу Ипатов тоже провел в столице, где встречался с министром сельского хозяйства страны Еленой Скрынник. Таким образом, отчасти претензии Панкова к исполнительной власти оказались несправедливыми.
Это все Володин
Идеологическая борьба по ТЮЗу развивалась параллельно. Только что отгремел скандал по вопросу, кто должен достраивать театр. Теперь для политиков дилемма: благодаря кому федеральное правительство выделило 100 млн рублей? На этот раз первыми выступили володинские.
Региональный парламентарий Наталья Линдигрин в тот же день, когда Ипатов встречался с журналистами, несколькими часами позже разразилась комментарием. Смысл его в следующем: «Единороссы, безусловно, удовлетворены тем, что правительство области во главе с Ипатовым не стоит в стороне от этой проблемы», но деньги все-таки пролоббировали наши депутаты Госдумы, а не он.
Володинские навязали Ипатову очередной фронт борьбы, и он охотно в нее ввязался. В тот же день прошли публичные слушания по вопросу окончания строительства ТЮЗа. Присутствовавший на них глава областного минкульта Владимир Синюков с хитрой улыбкой заметил, что театр достраивают благодаря усилиям правительства. В соревнование, кто лучше похвалит своего патрона перед творческой интеллигенцией, мгновенно ввязался Ландо. Он долго нахваливал Володина, а в конце добавил, что именно вице-спикер Госдумы пролоббировал деньги, встречаясь недавно с министром финансов России Алексеем Кудриным.
Пытаясь как можно сильнее убедить общественность, что это и вправду сделал Володин, на депутатских слушаниях журналистов снабдили ксерокопиями его письма премьер-министру Владимиру Путину. Между прочим, с резолюцией, собственноручно наложенной председателем Правительства, дабы ни у кого даже сомнений не было в возможностях Володина. К тому же на документе стоит дата 17 июля 2008 года, что подчеркивает первенство генсека.
На своем брифинге Панков потом разъяснит странную «раздатку». Изначально Володин пролоббировал 100 млн на ТЮЗ. Но случился кризис – денег не дали. На той трехсторонней комиссии Панков и Радаев снова подняли вопрос. И вот регион получил финансовую помощь. Правительство в ее «добыче» не участвовало, хотя могло бы, считает госдеп. В этом запале он пообещал чуть ли не за ручку водить областных министров по высоким кабинетам, чтобы губерния получала помощь из Москвы.
Кстати, на фоне выяснения, кого же благодарить за 100 млн, остался незамеченным важный факт: стоимость достройки театра снизилась с 668 до 485 млн рублей. Пожалуй, это главное достижение володинских.