ТЮЗ поглотил другие театры

Очередная шумиха вокруг нового здания ТЮЗа, помимо удивления и временами улыбок, вызывает еще и робкую надежду, что в ближайшие годы деньги все-таки появятся и театр достроят. Борьба за то, кто будет делать это, разгорелась нешуточная. Как же, ведь в битв

16:38, 5 августа 2010

На деньги долгостроя можно поднять скопом многие областные культурные учреждения

Очередная шумиха вокруг нового здания ТЮЗа, помимо удивления и временами улыбок, вызывает еще и робкую надежду, что в ближайшие годы деньги все-таки появятся и театр достроят. Борьба за то, кто будет делать это, разгорелась нешуточная.  Как же, ведь в битву за ТЮЗ вступили такие тяжеловесы, как Вячеслав Володин и Павел Ипатов. А стоит ли проект таких денег? Не лучше ли сперва отремонтировать старинные театры и построить здания для новых? Полагаем, средств на это ушло бы меньше, а культурный эффект был бы намного больше. Ну а уже потом взяться за достройку гиганта.   

«Темные века» саратовской культуры
Если условно сравнивать развитие Саратовской области и человечества в целом, сейчас мы находимся где-то в средних веках, которые наступили в Европе после развала Римской империи (в нашем случае Советской). Одной из главных черт того времени было усиление роли церкви во всех сферах жизни. Сегодня у нас также активно строятся новые храмы, у дорог ставят поклонные кресты, школьники начинают изучать основы православной культуры, вводятся государственно-религиозные праздники (День Крещения Руси). Средние века завершились эпохой Возрождения, расцветом культуры. Так что рано или поздно Ренессанс должен наступить и на саратовской земле. Дождемся ли мы смены эпох?

Филармония еще «зажжет»
Вот уже четвертый год в большом здании Саратовской филармонии нет концертов. Пожар, возникший из-за нарушений правил безопасности, уничтожил музыкальные инструменты, часть зрительного зала, сцены, крышу. Здание-то и раньше мало подходило для учреждения культуры, в свое время оно было построено под клуб МВД. А тут стало вовсе непригодным. Сегодня там располагается административный персонал, артисты же, словно цыгане, перемещаются по городу, выступают на площадках консерватории и Саратовского государственного социально-экономического университета. С другой стороны, ЧП заставило областные власти вспомнить о филармонии и задуматься о ее реконструкции. С момента передачи здания от стражей порядка к служителям муз (1958 год) там не проводили серьезного капитального ремонта.
- Восстанавливать концертный зал в том состоянии, в каком он был до пожара, не имело смысла, - говорит заместитель директора филармонии Дмитрий Дебердеев. - Он уже давно не отвечал вкусам зрителей. Люди стали избалованные, им нужны зрелищность, шоу, хороший звук, а прежний зал не был приспособлен для этого.
Только в конце 2008-го утвержден проект реконструкции филармонии. В минувшем году область обещала выделить на такие цели 40 млн рублей, но так и не сделала этого. Пришел кризис, и властям стало не до культуры. Начались разговоры об очередном долгострое в области, «ТЮЗе-2».  Художественный руководитель филармонии Анатолий Кац, надев маску Нострадамуса, пророчил в обращении к правительству «культурную катастрофу» и одичание нашего народа, «который просто может навсегда забыть, что такое настоящая музыка, настоящая литература, настоящая живопись». Власти решили не допустить полного одичания саратовцев, и в  нынешнем году деньги на реконструкцию нашлись. В июле по результатам аукциона была выбрана фирма для проведения строительно-монтажных работ. Это ООО НППФ «Строй-реставрация», аффилированное с депутатом гордумы, директором «Саратовводоканала» Александром Исаевым. Речь идет о работах стоимостью 11,8 млн рублей. Дебердеев выразил уверенность, что реконструкция начнется уже в этом месяце.
- Отличие нашего учреждения от того же ТЮЗа заключается в том, что у ТЮЗа есть свое здание и теперь им строят новый, более современный дом, - продолжает замдиректора. - Свои здания есть и у театра драмы, и у театра оперы и балета. А у нас дома нет. Грядущая реконструкция – это, по сути, строительство нового здания. Планируется усилить фундамент, укрепить стены. Будет полностью перестроена вся система отопления, все инженерное оборудование. В конечном счете площадь помещений филармонии увеличится в 1,5 раза.
Действительно, перестройка ожидается масштабной: откроется новый - малый камерный зал, вместимость основного станет больше (стену перенесут на 10 метров), это уже будет не концертный, а концертно-театральный зал: помимо музыкантов и инструментов, там появятся декорации и современное освещение). Кроме того, соорудят пристройки, которые увеличат этажность здания. Предусмотрены и нововведения для инвалидов: пандусы, специальные туалетные кабинки, ряды с большим расстоянием между сиденьями. По проекту зал  филармонии должен стать лучшим в Саратове.
Вот только когда все это будет? Нормативный срок строительства - 24 месяца. Кстати, цена вопроса – 340 млн рублей. Просто для примера: «новый» ТЮЗ получил 332 млн за каких-то 30 лет, а ведь в эти годы наблюдался не только кризис, но и приличный экономический подъем, вызванный ростом цен на нефть. При этом ТЮЗ получит еще большую сумму - 485 млн, да и то ее после долгих разбирательств снизили  с 668 млн.  Не хочется вслед за Анатолием Кацем выступать в роли Нострадамуса, но приходится признать, что ситуация с засухой и гибелью урожая также может серьезно отодвинуть реконструкцию филармонии. Однако Дмитрий Дебердеев полон оптимизма: «Начало есть, значит, будет и конец». А одна из сотрудниц филармонии, услышав от меня, что скоро начнется ремонт, лишь усмехнулась: «Как же, скоро».

Культура подвалов и окраин
В истории с выделением денег на новое здание ТЮЗа с неожиданной стороны проявил себя глава Саратова Олег Грищенко. Он оказался яростным защитником культуры и одним махом разрушил сложившийся стереотип городского чиновника, как существа, которому вечно не хватает денег. Грищенко предложил передать театр (или же его строительство) муниципалитету, затем обещал вложить в новый ТЮЗ 50 млн «спонсорских» рублей. В их числе и свои деньги. Ни руководство театра, ни региональные власти не оценили широких жестов городского главы. Может быть, Олегу Васильевичу стоило бы подумать не об областном театре, а своих муниципальных учреждениях культуры? Или там не «посамовыражаешься»? У муниципальных театров Саратова проблем не меньше, но даже больше, чем у ТЮЗа, и, главное, нет никаких надежд на улучшение. Ренессансом и не пахнет.
За исключением театра магии и фокусов «Самокат». Для этого старейшего муниципального театра 2010 год мог стать переломным. В середине июля руководителю учреждения, фокуснику Сергею Щукину, комитет по имуществу предложил новое помещение в бывшем здании загса Волжского района по адресу ул.Чернышевского, 175. Вышло даже распоряжение о передаче двухэтажного особняка «в оперативное управление» «Самокату». Помещение  неплохое, недавно отремонтированное. Ранее Щукина уже пытались вселить в строение, которое занимало Всероссийское общество глухих и которое требовало ремонта стоимостью 30 млн рублей. Затем ему предложили помещение на Театральной площади, 3, в него также необходимо было вложить около 3 млн. А поскольку театр не имел таких денег, учреждение отказалось от «даров». По словам Щукина, так называемый «Дом глухих» до сих пор висит у них на балансе.
Но вот на заседаниях 28 и 29 июля гордума передает особняк на Чернышевского, 175 следственному отделу по Волжскому району СУ СКП. (Кстати, о средних веках: не найдя помещения для театра, народные избранники выделили сразу несколько зданий на улице Максима Горького епархии.)
- Как же так, удивился я, ведь вышло распоряжение, подписанное Кузьминым (председатель комитета по управлению имуществом - авт.), - рассказывает Сергей Щукин. - А мне говорят: ну как вышло, так оно может и переделаться. Такого цинизма власти я никогда не видел.
Причем никто из депутатов на заседаниях даже не упомянул о «Самокате». Будто его и не было. Позже Грищенко так и заявил: мол, не знал, что театр на что-то претендовал. Все правильно, с Церковью и прокуратурой нужно дружить, ведь они отпускают нам грехи. «Более крупная рыба съела нас», - говорит Щукин.
- Еще дело в том, что начальник Дома офицеров намекает нам, что в декабре возможно прекращение договора аренды с театром. Якобы Дома офицеров собираются продавать. В декабре мы попросту можем оказаться на улице, - добавил он.
Как видите, для нормальной жизни уникальному театру магии и фокусов требуются относительно небольшие средства: в случае с «Домом глухих» речь идет о 30 млн рублей, а на ремонт помещения на Театральной площади, 3, и вовсе требовалось не больше 3-4 млн. Но у Саратова таких денег не нашлось. Как и нормальных помещений. Ирония судьбы: глава  города упрекает областные власти в неспособности достроить ТЮЗ, а региональное министерство культуры одновременно предъявляет сходные обвинения муниципалитету, но в отношении «Самоката». На сайте ведомства появилось письмо, в котором городских чиновников призывают найти для театра подходящее помещение.  
- Если вы хотите писать статью о том, как у нас все плохо, то тут я вам не помощник, я по натуре оптимист, - заявила директор другого муниципального театра - «Версия» - Татьяна Афанасьева. - За 20 лет существования мы много чего получили от города. Нам выделили деньги на ремонт новых помещений, помогли приобрести видеопроектор с экраном, сейчас выделяются средства для покупки «ГАЗели», чтобы мы могли гастролировать.  Зарплату, пусть она у нас убогая, мы вовремя получаем.
Сегодня «Версия» занимает два зала в Городском центре национальных культур в Заводском районе. «Путешествие» по Саратову театр начал в учебном центре консерватории. После пожара в этом здании обосновался в кинотеатре «Победа», а затем оказался на окраине губернской столицы. Как заметил и.о. руководителя городского управления по культуре Алексей Комаров, «окраинам тоже нужна культура».  Такая вот детская хитрость чиновника.
- Конечно, нам хотелось бы иметь помещение в центре города, - призналась Афанасьева. - Но мы понимаем, что в настоящее время это нереально. В конце концов, у нас есть свой зритель и мы имеем возможность воспитывать детей.  
Художественный руководитель театра драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» Игорь Гладырев также нашел, за что поблагодарить городские власти: в этом году впервые муниципалитет выделяет деньги на постановку спектаклей. 100 тысяч рублей. Ни «Самокат», ни «Версия» такой помощи не получают. Сергей Щукин подсчитал, что на подготовку одного представления «Самокату» требуется порядка 200 тыс. (этот самый успешный из муниципальных театров за год зарабатывает всего около миллиона). «Балаганчикъ» расположился в цокольном этаже жилого дома на улице Кутякова. По словам худрука, «все очень маленькое, но уютное и очень удобное», потому что «ничего лучшего нет».

Куда уходят театры
- Если смотреть рекомендации о необходимом количестве театров в городах,  получается, что театров в Саратове хватает, - убежден Алексей Комаров. Впрочем, и.о. руководителя управления по культуре признал, что в городе нет ни одной приличной сцены. Причина одна – отсутствие денег. Только с 2007 года, по словам чиновника, начались подвижки - ранее управлению город практически не выделял средств. Но тут грянул кризис. Тем не менее муниципалитет намерен по возможности поддерживать культуру. И первоочередная задача здесь – перевод ее учреждений на оперативное управление. Проще говоря, в муниципальные здания. Ряд заведений, например «Самокат», находятся в арендованных помещениях, что достаточно затратно для города. Комментируя же решение депутатов оставить театр магии и фокусов без помещения, Комаров заметил, что здание на Чернышевского, 175 изначально не слишком подходило для «Самоката» и поиски продолжаются.
Один хороший театр - АТХ - город уже потерял: из-за отсутствия минимальных условий для существования артисты были вынуждены бежать из Саратова в Москву. Самое интересное, находятся люди, которые пытаются оправдать нынешнее положение местной культуры: мол, даже в столице десятки театров ютятся на окраинах и в подвальчиках. Это правда, но у нас-то всего четыре муниципальных театра почти  на миллионный город (АТХ также до сих пор стоит на балансе Саратова и на него выделяются деньги). При желании их вполне можно было бы разместить в центре.
В середине 2000-х годов чиновники поговаривали о слиянии городских театров в учреждение под названием «Саратовская городская филармония» как о варианте сохранения театральных коллективов. Деятели культуры выступили резко против этой идеи, не поддерживают они ее и сегодня, несмотря на все испытания, через которые им пришлось пройти. По словам худрука «Балаганчика» Игоря Гладырева, объединение - «лучший способ развалить театры». Каждому из них, как и человеку, нужен свой отдельный дом.
Непонятные перемены театрам несет и грядущая реформа бюджетной системы в стране. К 2012 году все муниципальные и государственные учреждения должны выбрать себе новый статус: стать казенными, автономными или бюджетными. Суть этих новшеств сводится к тому, что организации частично «скинут» с бюджетов и разрешат самостоятельно добывать деньги. По словам Комарова, в подобном режиме сегодня уже работают областной театр «Теремок» и театр драмы, причем достаточно эффективно. Но и их будущее после реформы пока не до конца ясно. Что уж говорить о маленьких городских театрах, каким образом они будут заниматься коммерцией? Впрочем, худрук Гладырев в противовес коллегам не боится большей финансовой независимости. По крайней мере, новый статус избавит его от бумажной волокиты и нынешней системы отчетности, когда чиновники следят за каждым шагом театра и «для заключения одного договора на 10 тыс. рублей нужно писать заявления сразу в несколько городских комитетов».        
В очереди за деньгами стоит также и театр оперы и балета - здание буквально трещит по швам. Директор Илья Кияненко в июле поделился с областными чиновниками невеселыми выводами: фронтальная часть просела на 20 сантиметров, стропила сгнили, листы железа уже не держатся на крыше.
Список учреждений культуры, нуждающихся в деньгах, можно продолжать до бесконечности. Но хочется закончить на оптимистичной ноте: может быть, в конце концов, если не заботы о культурном уровне саратовцев, то какие-то политические амбиции, как в случае с ТЮЗом, побудят наших правителей заняться спасением театров и мы все же выйдем из средних веков. Если, конечно, опять не грянут засуха и финансовый кризис.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться