Как развели шведов на балашовском поле чудес
12:21, 5 августа 2010
В 2008 году шведская компания «АГРО Прогрессия» решила делать бизнес в России и вложила в предприятие «Балашов-зерно» порядка 800 млн рублей. Результатом этого инвестпроекта стало доведение балашовской фирмы до предбанкротного состояния. Как такое чудо могло произойти и куда делись все миллионы? Мы попытаемся распутать узелки этой финансовой аферы.
С чемоданом денег из России
В середине 90-х годов в Швецию с чемоданом денег прибыл российский бизнесмен, уроженец Саратова Александр Гордон. Он начинает рассказывать скандинавам о небывалых урожаях, которые собирают в нашей области и, в частности, на балашовской земле. Через некоторое время Гордон становится одним из акционеров фирмы «АГРО Прогрессия» и предлагает ее руководителю Фредрику Гуннару Пармлиду схему инвестиций в «Балашов-Зерно», одно из крупнейших саратовских производств, выращивающее на своих полях пшеницу, ячмень, подсолнечник, рапс, гречиху и просо. Гордон убеждает Пармлида, что просто купить компанию не получится, т.к. якобы по российскому законодательству иностранцы не могут владеть более чем 40% сельхозпредприятия РФ (на самом деле эта доля составляет 50%). Гораздо выгоднее вкладывать в «Балашов-зерно» через российскую фирму. Для этого Гордон создает в Санкт-Петербурге две компании: ЗАО «ГОРД» и ЗАО «АГРО». В 2007 году шведы покупают по 40% акций этих фирм, а затем помогают «ГОРД» приобрести 100% акций «Балашов-Зерна» и Кудашевского конезавода в Базарном Карабулаке. Одна из странностей — непонятные юридические отношения двух гордонских фирм. Дело в том, что 60% акций «ГОРД» владеет «АГРО», а 60% акций «АГРО» владеет «ГОРД» - компании являются «дочками» друг для друга. Ситуация юридически допустимая, но бессмысленная, если не увидеть здесь подвоха. Видимо, Гордон хотел замкнуть контроль обеих структур на себя и не позволить третьим лицам вмешиваться в их деятельность. Кстати, именно такую корпоративную схему предложил инвесторам и представитель экс-владельца «Балашов-зерна» - Славинвестбанка - Илья Барышников. В свое время он был топ-менеджером группы компаний «Букет», а сейчас скрывается в Лондоне от правосудия: его пытаются привлечь пока в качестве свидетеля по ряду дел о крупных финансовых махинациях.
По совету Гордона у руля «ГОРД» и «АГРО» ставят также граждан России. Остается на своих местах и руководство «Балашов-зерно» во главе с Александром Шамониным.
Сельское хозяйство по-балашовски
«АГРО Прогрессия» создает в области фирму «Агротехсоюз», которая занялась материально-технической базой предприятия. Они покупают элеватор (ООО «Русская сельскохозяйственная компания») и 80% его акций передают все тому же «Балашов-зерно», 20% остаются у «Агротехсоюза». Кроме того, приобретается элитное зерно, 35 тыс. гектаров земли. На все это у шведов ушло порядка 800 млн рублей.
Странные вещи начались в 2009 году. «Балашов-зерно» рапортовал в Швецию о полях, засеянных пшеницей и гречихой. При этом руководство предприятия производило непонятные для скандинавской стороны закупки минеральных удобрений и запчастей. Например, менеджемент «приобрел» такое количество удобрений, что ими можно было бы покрыть поля компании слоем в несколько метров. Перед самым началом уборочной с полей и складов «Балашов-зерна» без объяснения снимают охрану, которую нанимали шведы. «АГРО Прогрессия» присылает в райцентр своих специалистов наблюдать за ходом уборочных работ, но они быстро оказываются «под прицелом» Федеральной миграционной службы.
- Шведам, как только они прибыли, выдали визитки, в которых было написано, что они являются специалистами «Балашов-зерна», - рассказывает Светлана Жогло, юрист шведской стороны и директор «Агротехсоюза». - Гости подумали, что это будет для них своеобразным пропуском и всюду показывали эти документы. Вскоре о них «случайно» узнали в ФМС, объявили их «незарегистрированной рабочей силой» и выдворили за пределы России.
На предприятие даже наложили штраф за незаконное использование труда «гастарбайтеров» - миллион рублей.
В начале уборочной страды гендиректор «Балашов-Зерна» Шамонин увольняет главного агронома компании, а затем и вовсе ликвидирует эту должность. И действительно, зачем сельхозпредприятию нужен агроном? По окончании уборочной в ноябре 2009 года руководство «Балашов-Зерна» шлет в Швецию послание, что у них произошел сбой в компьютерной программе «1С Бухгалтерия» и потому все отчеты придется переписывать заново. Когда же те были сданы, оказалось, что предприятие понесло убыток в 160 млн рублей. То есть элитное зерно и импортная техника не смогли помочь балашовским аграриям. Проверки районного управления сельского хозяйства показали, что урожайность на угодьях компании резко упала: зерновых с гектара стали собирать на 2-7 центнеров меньше по сравнению с прошлыми годами. Подсолнечник, который должен был дать 20-25 центнеров с гектара, по официальной отчетности дал только 3-7. У расположенных по соседству сельхозкомпаний показатели были в два раза выше. Ходили разговоры, что по ночам зерно с предприятия увозили в неизвестном направлении. Местные власти начали поговаривать, что из шведов вышли никудышные хозяева. Инвесторы удивленно разводили руками.
Юридические баталии
Пытаясь как-то повлиять на русских партнеров, в январе 2010 года «АГРО Прогрессия» заключает с «ГОРД» и «АГРО» акционерное соглашение, в котором закрепляет за собой право управлять данными фирмами, а также «Балашов-Зерном». Однако уже через месяц наши земляки меняют директоров. Более того, они даже попытались продать «Балашов-зерно», но шведы разослали предупредительные письма потенциальным покупателям и таким образом предотвратили уход активов. В марте этого года скандинавы наконец-то пишут заявления в ОБЭП Саратовской области и Балашовское УВД. Региональное УБЭП посылает в «Балашов-Зерно» ревизоров, и там начинают выясняться интересные факты. Так, менеджмент предприятия направил 10 млн рублей на оплату каких-то консультаций в медицинском центре, на элеваторе находят зерно от непонятных третьих лиц, выявлены махинации с покупкой земельных паев. В результате возбуждается уголовное дело в отношении бывшего юриста «Балашов-Зерна», а ныне директора «ГОРД» Ашота Бабаяна (хищение с использованием служебного положения). Шведы пытаются отстранить руководство саратовской компании от работы, в ответ их начинают обвинять в «рейдерском захвате». Тем временем менеджеры берут кредиты под новую посевную. По мнению Жогло, не сумев продать предприятие, группа мошенников решила обанкротить его.
В феврале ЗАО «ГОРД» и «АГРО» неожиданно расторгают договор аренды и исчезают. Шведы пытаются ввести в фирмах своих директоров, однако не могут этого сделать, поскольку прежние унесли с собой учредительные документы. Когда же наконец «АГРО Прогрессия» собрала все необходимые бумаги, она с удивлением узнала, что данные о юридическом лице «ГОРД» в реестре уже изменены и на собрании акционеров (которого быть просто не могло) избран новый директор. Скандинавам приходится заново собирать документы. В конце мая гендиректором «АГРО» и директором «ГОРД» стал «человек шведов» Рассказов. Но тут из воздуха материализуются прежние руководители. При помощи поддельных документов они сами себя назначают директорами, а налоговые органы регистрируют.
Похожая история произошла и в самом «Балашов-Зерне». В апреле этого года на основании акционерного соглашения «АГРО Прогрессия» решает отстранить Шамонина и посадить на его место своего человека, Козлову, однако тот подает иск в арбитражный суд. В результате принимаются обеспечительные меры, которые запрещают менять директора. Дальнейшие события навели шведов на мысль, что в арбитраже и милиции Балашова у «бригады Гордона» все схвачено. Это и немудрено: директор элеватора г-н Егоров в свое время с братом работал в правоохранительных органах. Один из друзей Шамонина Юрий Капицын, занимавший его место во время уборочной кампании 2009 года, в открытую говорил о собственном «чекистском прошлом».
В результате упорных боев «Агро Прогрессии» с судьями 4 июня арбитраж снимает с «Балашов-Зерна» обеспечительные меры, решение судья Калинина подписывает 9 июня. Двумя днями раньше налоговая служба принимает документы о смене директора предприятия (несмотря на еще действующие обеспечительные меры!). Новым руководителем стал Олег Денисов (кстати, по имеющимся сведениям, крестный отец детей начальника УВД Балашова и Балашовского района Маликова). Шведы подают жалобу в налоговые органы, те ее не принимают, однако вносят Козлову в реестр в качестве директора. Затем Денисов идет с документами в суд, его вновь назначают руководителем предприятия, а потом опять вводят обеспечительные меры. Действуют они до сих пор.
Кстати, 9 июня, когда меры временно сняли, ФНС регистрирует изменения в структуре «Балашов-Зерна»: 90% акций предприятия отходят каким-то неизвестным физическим лицам, у «ГОРД» остается лишь 10%. Так у иностранных инвесторов отобрали бизнес, в который они вложили сотни миллионов рублей.
Надо ли в Россию просто верить?
По данным шведов, Александр Гордон при рождении носил совсем другую фамилию. К бизнесу он тоже имел весьма специфическое отношение – по всей видимости, в 90-х годах состоял в одной из питерских преступных группировок. После того как ОПГ прекратила существование, Гордон бежал за границу с ее деньгами.
- Меня часто спрашивают, как шведы могли поверить Гордону и пойти на это, - рассказывает Светлана Жогло. - Дело в том, что у шведов, как и у остальных европейцев, совсем другое отношение к ведению бизнеса. Для них доверие лежит в основе всех взаимоотношений. Некоторые из акционеров «АГРО Прогрессии» до сих пор не могут поверить, что теперь уже бывший акционер Гордон обманул их.
Расследование этого дела «буксует», но «викинги» намерены биться до конца. «Они шутят: мы проиграли русским при Полтаве, но здесь ни за что не проиграем», - говорит Жогло. Шведы обратились к областному правительству, на очереди ФСБ, Генпрокуратура и МВД. Со своей стороны, нам также хочется верить, что правосудие восторжествует, ведь на кону стоит престиж Саратовской области и России в целом. Сможем ли мы доказать Европе, что способны вести нормальный, цивилизованный бизнес и наказывать аферистов?