Вопрос-ответ
12:18, 5 августа 2010
Дорогие читатели!
В шкуру обманутого покупателя рано или поздно попадает каждый из нас. Между тем приобретение услуг и товаров должно приносить радость. А вместо этого зачастую чувствуешь, что заработанные трудом деньги потрачены зря. Сегодня мы отвечаем на ваши вопросы, связанные с защитой прав потребителей.
«Заказала мебель в салоне. Когда привезли диван, то оказалось, что грузчики испортили пол. Они отказались возмещать ущерб. Могу ли я доказать свою правоту?»
Ремихан СЕЛИМОВ, специалист по правовым вопросам Саратовского областного общественного фонда защиты прав потребителей:
- Доказать свою правоту можно, если в договоре купли-продажи есть пункт о поднятии-установке мебели в квартиру. Тогда вам нужно сначала составить акт о повреждении пола в присутствии незаинтересованных лиц, чаще всего соседей. Такой акт собственник составляет самостоятельно. Далее необходимо написать претензию в двух экземплярах и отдать один из них в магазин. А потом обратиться в бюро независимой экспертизы. Если в течение 10 дней после написания претензии ущерб не будет возмещен, можно обращаться в суд.
Однако, если пункта о поднятии-установке в договоре нет, доказать свою правоту будет крайне сложно. Ведь вы подписываете только договор купли-продажи и оплачиваете только стоимость товара и, если необходимо, доставку. Поднятие и установка в данном случае – только услуга, не имеющая никакого документального подтверждения.
«Телевизор куплен год и 3 месяца назад, гарантийный срок 1 год. Сейчас телевизор сломался, думаю, что это заводской брак. Сервисный центр, куда я обратился, указанный в паспорте на телевизор, предложил платную услугу ремонта, т.к. срок гарантии истек. Прошу пояснить, возможен ли другой вариант решения вопроса».
Ремихан СЕЛИМОВ:
- Возможен. В законе прописано, что вернуть некачественный товар или потраченные на него деньги можно в течение двух лет после покупки. Таким образом, закон дает нам «гарантию» в два года. Однако так как гарантийный срок товара вышел, бремя доказывания наличия в нем заводского брака лежит уже не на продавце, а на самом собственнике. В таком случае вам необходимо обратиться за независимой экспертизой. Если она подтвердит наличие заводского брака, нужно написать претензию в магазин в двух экземплярах с требованием вернуть деньги за телевизор и расходы на процедуру независимой экспертизы. Если претензия не будет удовлетворена в течение 10 дней, можно обращаться в суд.
«Достаточно часто, если выбрать товар в магазине самообслуживания по одной цене, денежный расчет в кассе производится по другой. Как вести себя в подобных ситуациях?»
Ремихан СЕЛИМОВ:
- Да, такое действительно часто встречается в сетевых магазинах самообслуживания. В данном случае вы можете потребовать книгу жалоб и предложений и оставить там запись о нарушении. Тогда при проверке контролирующих органов по вашей записи могут возбудить уголовное дело. Кроме того, вы можете подать жалобу в такой контролирующий орган, как Роспотребнадзор или обратиться к нам в общество по защите прав потребителей по телефону: 26-09-98.
«Купили ребенку телефон. Сыну телефон понравился, но по набору функций не совсем то, что бы ему хотелось. Обратились в салон сотовой связи с вопросом обмена телефона, пусть даже с доплатой. Продавец отказал в обмене, но почему, ведь телефоном не пользовались?»
Ремихан СЕЛИМОВ:
- К сожалению, в данном случае ваши претензии не обоснованы. Согласно статье 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 25 закона «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право обменять в течение 14 дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен.
Однако вместе с тем та же статья 25 предусматривает ограничение такого права у потребителя актом Правительства Российской Федерации № 55 от 19 января 1998 года. Он утверждает перечень товаров, не подлежащих обмену. Такие непродовольственные товары надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В этот перечень входят и мобильные телефоны.
Вопросы можете задавать по телефону 73-57-31 или присылать по электронной почте rezonsar@mail.ru