Как развели шведов на балашовском поле чудес
09:00, 4 августа 2010
Европейский бизнес еще только открывает для себя Россию. Для европейцев мы - по-прежнему загадочная холодная страна с бесконечными полями, лесами и неисчерпаемыми природными ресурсами. Правда, приходя в Россию, бизнесмены отчего-то часто уверены, что мы живем по тем же законам, что и они. И русским приходится вновь и вновь напоминать людям, что «у нас особенная стать».
В 2008 году крупная шведская компания «АГРО Прогрессия» решила вложить инвестиции в сельскохозяйственные предприятия Саратовской области. В качестве объекта инвестиций они выбрали предприятие «Балашов-зерно». В течение 2008-2009 годов шведы вложили в него порядка 800 млн рублей. Результатом этого инвестиционного проекта, к большому изумлению «АГРО Прогрессии», стало предбанкротное состояние «Балашов-зерно». Как такое чудо могло произойти, и куда делись все миллионы, теперь разбираются правоохранительные органы. Мы же попытаемся распутать все узелки этой увлекательной финансовой аферы.
С чемоданом денег из России
В середине 90-х годов в Швецию с чемоданом, полным денег, прибыл солидный российский бизнесмен, уроженец Саратова Александр Гордон. Гордон быстро организовал небольшую фирму, трудоустроил в ней нескольких шведов и по законам страны получил шведское гражданство. Его щедрость и расточительность вызывали удивление у экономных шведов, и вскоре россиянин стал пользоваться большим авторитетом в местных бизнес-кругах. Гордон постоянно рассказывал шведам о небывалых урожаях, которые собирают в Саратовской области и, в частности, на балашовской земле. У россиянина было на примете и конкретное предприятие, которое при небольших финансовых вливаниях может принести огромные прибыли. Поскольку слова Гордона в целом совпадали с представлениями иностранцев о России, ему верили. Среди поверивших ему был и крупный бизнесмен Фредрик Гуннар Пармлид.
Через некоторое время Пармлид возглавляет акционерное общество «АГРО Прогрессия», и Гордон становится одним из ее мелких акционеров. Вот тогда-то россиянин и предлагает ему подробную схему инвестиций в аграрный сектор Балашовского района, а точнее, в предприятие «Балашов-Зерно», одно из крупнейших саратовских предприятий, выращивающее на своих полях пшеницу, ячмень, подсолнечник, рапс, а также гречиху и просо. Гордон убеждает Пармлида, что просто купить предприятие не получится, т.к. якобы по российскому законодательству иностранцы не могут владеть более 40% сельхозпредприятия России (таким образом, он ввел шведа в заблуждение, на самом деле эта доля не должна превышать 50%). Гораздо выгоднее вкладывать в «Балашов-зерно» через какую-нибудь российскую фирму. Для этого Гордон создает в Санкт-Петербурге две компании: ЗАО «ГОРД» и ЗАО «АГРО». В 2007 году шведы покупают по 40% акций этих фирм, а затем помогает «ГОРД» приобрести 100% акций «Балашов-Зерно» и «Кудашевский конезавод» в Базарном Карабулаке. Одна из странностей — непонятные юридические отношения двух гордонских фирм. Дело в том, что 60% акций «ГОРД» владеет «АГРО», а 60% акций «АГРО» владеет «ГОРД» - компании являются «дочками» друг для друга. Ситуация юридически допустимая, но бессмысленная, если не увидеть здесь подвоха. Видимо, таким образом Гордон хотел замкнуть контроль обеих структур на себя и недопустить вмешательства третьих лиц в их деятельность. Кстати, именно такую корпоративную схему предложил инвесторам и представитель бывшего владельца «Балашов-зерно» - «Славинвестбанка» - Илья Барышников. В свое время он был топ-менеджером группы компаний «Букет», а сейчас скрывается в Лондоне от правосудия – его пытаются привлечь, пока в качестве свидетеля, по ряду дел о крупных финансовых махинациях.
Нашему земляку Гордону также удается убедить шведов поставить во главе «ГОРД» и «АГРО» граждан России. Остается на своих местах и руководство «Балашов-зерно» во главе с Александром Шамониным.
Сельское хозяйство по-балашовски
Для нормальной работы «Балашов-зерно» «АГРО Прогрессия» создает в области фирму «Агротехсоюз», которая занялась материально-технической базой, лизингом импортной техники. Шведы также покупают элеватор (ООО «Русская сельскохозяйственная компания») и 80% его акций передают все тому же «Балашов-зерно», 20% остаются у «Агротехсоюза». Кроме этого, закупается элитное зерно, 35 тыс. гектаров земли – на все эти цели у шведов ушло порядка 800 млн рублей. Точно таким же бизнесом шведская фирма владеет на Украине, и там он дает серьезную отдачу. Шведы были уверены, что и в России эта схема будет работать. Местные власти также поддержали иностранных инвесторов, готовых предоставить новые рабочие места.
Странные вещи начали происходить в 2009 году. Поначалу все выглядело вполне прилично: «Балашов-зерно» рапортовал в Швецию о полях, засеянных пшеницей, гречихой и прочими культурами. При этом руководство предприятия производило непонятные для шведской стороны закупки минеральных удобрений, ядохимикатов и запчастей. Например, менеджемент «купил» такое количество удобрений, что ими можно было бы покрыть поля предприятия слоем в несколько метров. Перед самым началом уборочной кампании с полей и складов предприятия без объяснения снимают охрану, которую нанимали шведы. «АГРО Прогрессия» присылает в Балашов своих специалистов наблюдать за ходом уборочных работ, но они быстро оказываются под «прицелом» Федеральной миграционной службы.
- Все было очень ловко придумано, - рассказывает Светлана Жогло, юрист шведской стороны и директор «Агротехсоюза», - шведам, как только они прибыли, выдали визитки, в которых было написано, что они являются специалистами «Балашов-зерно». Гости подумали, что это будет для них своеобразным пропуском и всюду показывали эти документы. Вскоре о них «случайно» узнали в ФМС, объявили их «незарегистрированной рабочей силой» и выдворили за пределы России.
На предприятие даже наложили штраф за незаконное использование труда «гастарбайтеров» в размере 1 млн руб.
В начале уборочной страды гендиректор «Балашов-Зерно» Шамонин увольняет главного агронома, а затем и вовсе ликвидирует эту должность. И действительно, зачем сельхозпредприятию нужен знающий агроном? По окончании уборочной кампании в ноябре 2009 года руководство «Балашов-Зерно» шлет в Швецию послание, что у них (вот несчастье!) произошел сбой в компьютерной программе 1С Бухгалтерия и потому все отчеты придется переписывать заново. В конце концов, когда отчеты были сданы, оказалось, что предприятие получило убыток в размере 160 млн руб. То есть элитное зерно и импортная техника не смогли помочь балашовским аграриям. Проверки районного управления сельского хозяйства показали, что урожайность на угодьях «Балашов-Зерно» резко упала: зерновых с гектара стали собирать на 2-8 центнеров меньше по сравнению с показателями прошлых лет. Подсолнечник, который по подсчетам, должен был дать 20-25 центнеров с гектара, по официальной отчетности, дал только 3-7 центнеров. У расположенных по соседству сельхозпредприятий показатели были в два раза выше. Ходили разговоры, что по ночам зерно с предприятия попросту увозили в неизвестном направлении. Но разговоры разговорами, а факты налицо, балашовские власти начали поговаривать, что из шведов вышли никудышные собственники. Инвесторы лишь удивленно разводили руками.
Юридические баталии
Пытаясь как-то воздействовать на менеджмент, в январе 2010 года «АГРО Прогрессия» заключает с «ГОРД» и «АГРО» акционерное соглашение. Этот договор позволяет регулировать отношения между акционерами. В заключенном соглашении было записано, что «АГРО Прогрессия» может взять на себя полномочия по управлению данными фирмами, а также «Балашов-Зерно». Однако уже через месяц, в феврале, руководство двух ЗАО не сообщив шведам, слагает с себя полномочия и назначает новых директоров. Иностранцам заявляют, что они владеют «всего лишь» 40% акций компаний и потому их мнение мало кого интересует. Об акционерном соглашении русские бизнесмены напрочь забыли.
- И тут шведы узнают, что менеджеры «Балашов-зерно» у них за спинами пытаются продать предприятие и уже ведут переговоры с одним из крупных игроков на аграрном рынке, - продолжает свой рассказ Светлана Жогло. - Чтобы недопустить продажу мы разослали потенциальным покупателям, а их не так уж и много, предупредительные письма.
Таким образом, «АГРО Прогрессии» удалось предотвратить уход своих активов. В марте текущего года терпение шведов наконец-таки закончилось, и они написали заявление в ОБЭП Саратовской области и в Балашовское УВД. Областное УБЭП посылает в «Балашов-Зерно» ревизоров, и там начинают выясняться интересные подробности. Так, менеджмент предприятия направил 10 млн рублей на оплату каких-то консультаций в медицинском центре, на элеваторе находят зерно от непонятных третьих лиц, выявлены махинации с покупкой земельных паев. В результате возбуждается уголовное дело в отношении бывшего юриста «Балашов-Зерно», а ныне директора «ГОРД» Ашота Бабаяна (хищение с использованием служебного положения). Шведы пытаются отстранить руководство «Балашов-Зерно» от работы, в ответ их начинают обвинять в «рейдерском захвате». Тем временем менеджеры начинают брать кредиты под новую посевную кампанию. По мнению Жогло, не сумев продать предприятие, группа мошенников решила обанкротить его.
Тем временем странности продолжаются: в феврале ЗАО «ГОРД» и «АГРО» расторгают договор аренды и исчезают. Шведы вновь пытаются взять ситуацию под свой контроль и на основании акционерных соглашений решают ввести в фирмах своих директоров. Однако осуществить это им не удается, поскольку прежние директора унесли с собой все учредительные документы. Когда же наконец «АГРО Прогрессия» собрала все необходимые бумаги, она с удивлением узнала, что данные о юридическом лице «ГОРД» в реестре уже изменены и на собрании акционеров (которого быть просто не могло) был избран новый директор. Шведам приходится заново собирать документы на смену менеджмента фирмы, и в конце мая гендиректором «АГРО» и директором «ГОРД» стал «человек шведов» Рассказов. Но и «люди Гордона» не собирались сдаваться. Из воздуха материализуются прежние руководители. При помощи поддельных документов они сами себя назначают директорами, а налоговые органы регистрируют их.
Точно такая же история произошла и в самом «Балашов-Зерно». В апреле этого года на основании акционерного соглашения «АГРО Прогрессия» решает отстранить от должности Шамонина, и посадить на его место бывшего экономиста предприятия Козлову. Однако Шамонин подает иск в Арбитражный суд и в результате принимаются обеспечительные меры, которые запрещают менять директора. Дальнейшие события навели шведов на мысль, что в арбитраже и в милиции Балашова у «бригады Гордона» все схвачено. Это и не мудрено: директор элеватора г-н Егоров в свое время вместе со своим братом работал в правоохранительных органах. Один из друзей Шамонина, Юрий Капицын, заменявший его место во время уборочной кампании 2009 года, в открытую говорил о своем «чекистском прошлом» и обширных связях.
В результате упорных боев «АГРО Прогрессии» с судьями 4 июня Арбитражный суд снимает с «Балашов-Зерно» обеспечительные меры, документ судья Калинина подписывает 9 июня. Двумя днями раньше в налоговую службу были приняты документы о смене директора предприятия (несмотря на еще действующие в то время обеспечительные меры!). Новым руководителем стал Олег Денисов (кстати, по имеющимся сведениям, ближайший друг начальника УВД г. Балашова и Балашовского района Маликова и крестный отец его детей). Шведы подают жалобу в налоговые органы, те ее не принимают, однако вносят Козлову в реестр в качестве директора. Затем Денисов идет с документами в суд, его вновь назначают руководителем предприятия, а затем опять вводят обеспечительные меры. Действуют они до сих пор.
Кстати, 9 июня, когда обеспечительные меры временно сняли, ФНС регистрирует изменения в структуре «Балашов-Зерно»: 90% акций предприятия отходят каким-то неизвестным физическим лицам, у «ГОРД» остается лишь 10% акций. Это означало, что «АГРО Прогрессия» фактически лишилось своих активов. Шведы были поставлены перед фактом. Так у иностранных инвесторов отобрали бизнес, в который они вложили сотни миллионов рублей.
Надо ли в Россию просто верить?
По данным шведской стороны, уроженец Саратова Александр Гордон при рождении имел совсем другую фамилию. К бизнесу он тоже имел весьма специфическое отношение - по всей видимости, в 90-х годах он состоял в одной из крупных питерских преступных группировок, где и занимался финансовыми операциями. После того как ОПГ прекратила существование, Гордон бежал за границу с ее деньгами. Светлана Жогло уверена, что он заранее разработал эту схему «увода» денег и бизнеса у шведской компании.
- Меня часто спрашивают, как шведы могли поверить Гордону и пойти на это, - говорит Светлана Жогло. - Дело в том, что у шведов, как и у остальных европейцев, совсем другое отношение к ведению бизнеса. Для них доверие лежит в основе всех взаимоотношений. Некоторые из акционеров «АГРО Прогрессии» до сих пор не могут поверить, что теперь уже бывший акционер Гордон обманул их.
В настоящее время обстоятельства складываются не в пользу шведов. Следственные органы Балашова не торопятся проводить расследование. Есть информация, что уголовное дело в отношении директора «ГОРД» Ашота Бабаяна будет прекращено за отсутствием улик. Но «викинги» намерены биться до конца. «Они шутят: мы проиграли русским при Полтаве, но здесь ни за что не проиграем», - говорит Жогло. Они обратились к областному правительству, намерены жаловаться в ФСБ, Генпрокуратуру и МВД. Так что партия еще не проиграна.
Ситуация еще осложняется тем, что шведы действуют на чужой территории, потому и общественное мнение склонно недоверять им. Но, по словам Жогло, постепенно к «АГРО Прогрессии» начинают прислушиваться. Юрист уверена в победе. Со своей стороны, нам также хочется верить, что правосудие восторжествует, ведь на кону стоят не какие-то интересы шведской фирмы «АГРО Прогрессия», а престиж Саратовской области и России в целом. Сможем ли мы доказать Европе, что способны вести нормальный бизнес и наказывать аферистов, или останемся со своей «особенной статью»?