Человек-повозка

Он никогда не был в Китае, но роль велорикши дается ему без труда. Под палящим солнцем или проливным дождем этот человек с одинаково хорошим настроением везет свою нелегкую ношу. Прошло всего три месяца, как Алексей Олейников сел за руль собственной самоде

10:16, 29 июля 2010

Человек-повозка

Саратовский слесарь нашел средство от пробок на дорогах

Он никогда не был в Китае, но роль велорикши дается ему без труда. Под палящим солнцем или проливным дождем этот человек с одинаково хорошим настроением везет свою нелегкую ношу. Прошло всего три месяца, как Алексей Олейников сел за руль собственной самодельной коляски. Пока он не решается назвать свою работу бизнесом, но, кажется, еще совсем немного - и рикша станет новой достопримечательностью Саратова.

До обеда Алексей трудится слесарем по ремонту оборудования в частной фирме, зарабатывая за половину смены всего 350 рублей. А затем отправляется в центр города, где арендует небольшой гараж. И уже через 15 минут приглашает прокатиться на велорикше первого клиента. В течение дня его красную коляску можно увидеть на проспекте Кирова, неподалеку от «Липок» или на Набережной космонавтов. Впервые выехав на ней в город в начале мая, сегодня Алексей по праву гордится пробегом свыше 1200 километров.

На вопрос, что послужило толчком заняться столь экзотичным бизнесом, саратовский рикша отвечает уклончиво и только к концу беседы признается: уже более 20 лет конструирует различную велотехнику.

- Мне тогда было лет 20, по телевизору шла передача «Это вы можете», и там была целая серия роликов про веломобили, - вспоминает Алексей. – Тогда энтузиасты стучали себе в грудь кулаками и кричали, что через 5-10 лет этот транспорт сможет конкурировать с автомобилем. Не смог. Но мне очень понравилась идея, и я начал конструировать собственные модели для различных нужд. Эту «лошадку» я тоже собирал сам: впереди рама от стандартного велосипеда, а коляска – это уже результат моих авторских разработок.

По признанию Алексея, идея создать собственную модель велорикши появилась у него уже давно, но вот руки дошли только в минувшем году. Сделав необходимые заготовки, он обратился за помощью к профессионалам.

- Я далеко не универсал, да и машина рассчитана не на то, чтобы ее отвезли на выставку и смотрели, - поясняет велосипедист. - Она должна работать и при этом возить порядочный груз – около 400 килограмм. Так что все токарные работы делал токарь, фрезерные – фрезеровщик, а сварочные – сварщик.

Коляска была готова уже в сентябре, но вывезти ее в свет Алексею удалось только весной этого года. Как и ожидалось, появление в центре города такого колоритного транспорта не осталось незамеченным. И даже спустя три месяца редкие прохожие не оборачиваются вслед рикше-самоучке. Правда, подойти поближе и заговорить с ним решаются далеко не все. Еще меньше тех, кто соглашается прокатиться.

В день велорикша перевозит в среднем всего 10-12 человек. Скорость движения невелика - около 6-8 километров в час. Но для людей, желающих получить удовольствие от поездки, это как раз то, что надо. Доехать от Крытого рынка до «Липок» обойдется в 50 рублей вне зависимости от числа пассажиров. Среди клиентов велорикши - домохозяйки, студенты, бизнесмены, влюбленные парочки и покупатели с сумками и коробками. Глядя со стороны, не верится, что один человек может сдвинуть с места такую тяжесть. Но Алексей не жалуется - благодаря правильной конструкции коляски тянуть вес в 200-300 килограммов ему не составляет большого труда. К тому же, как показывает практика, везти на себе несколько сотен килограммов куда проще, чем заслужить уважение саратовских пассажиров.

- Конечно, есть люди, которые стремятся получить от поездки удовольствие и при этом понимают, что мое занятие - не просто развлечение, а, в первую очередь, работа, - отмечает Алексей. – Но, к сожалению, много попадается и таких, которые считают тебя грузовым осликом и, наверное, дай им кнут, еще и хлестали бы по спине.

Куда вежливее с рикшей себя ведут саратовские водители. Когда на и без того тесную и перегруженную транспортом дорогу выезжает неторопливый велорикша с пассажирами, автолюбители вежливо и даже несколько сочувственно уступают ему путь.

Однако, несмотря на внимание, которое вызвало появление в городе велорикши, именовать свое дело бизнесом Алексей пока не спешит. Сейчас его средний дневной заработок за рулем коляски - порядка 500-600 рублей. Такие же деньги он мог бы получать, работая слесарем полную смену. И при этом ему не пришлось бы кататься по улице при 40-градусной жаре, везя на себе трех пассажиров.

- На самом деле то, чем я занимаюсь сейчас, - это не бизнес, а скорее рекламная кампания, - замечает Олейников. – Я хочу показать, что могу сделать своими руками. Ведь многих интересует не столько мое занятие, сколько сама коляска. Именно на таких клиентов я и делал ставку, когда начинал этим заниматься. Ведь я все-таки слесарь, и эта модель велорикши – не единственная моя конструкторская разработка. Так что сейчас я работаю рекламой самому себе. Кроме того, бизнес должен приносить деньги, в моем же случае пока ни о какой прибыли речи не идет. Скорее наоборот.

Как оказалось, велорикша – сама по себе игрушка недешевая. Алексею ее изготовление  встало в 30 тыс. рублей. И это учитывая, что раму он взял от старого велосипеда, который купил с рук за 100 рублей, а часть работы выполнил сам. Саратовцам, не имеющим познаний в токарном или слесарном деле, но желающим обзавестись собственной велорикшей, такое приобретение при заказе через фирму обойдется еще дороже: от 55 тыс. рублей и выше в зависимости от комплектации.

- У меня были дни, когда за шесть часов не удавалось заработать и 150 рублей, - продолжает Алексей. – При этом самая большая дневная выручка за три месяца – 1300. А вот расходная часть каждый день одна и та же. Перейдя работать на полсмены, я потерял 350 рублей, и их мне надо откатать в любом случае, потому что семью нужно кормить и жене все равно, где я буду зарабатывать на это деньги. Плюс аренда гаража, в котором я оставляю «коняшку», расходы на дорогу из дома и обратно. Итого минимальные расходы ежедневно составляют порядка 500 рублей. И если я заработаю за день 600 рублей, то за вычетом этих 500 мой чистый доход за шесть часов достаточно тяжелого труда составит всего 100 рублей. Это бизнес? Я думаю, нет.

На вопрос, что же заставляет, несмотря на жару, катать людей, Алексей отвечает просто: упорство. Он искренне надеется: его бизнес-идея не только приживется в мещанском городе на Волге, но и принесет свои плоды.

- В Швеции, США, Англии, не говоря уже об азиатских странах, велорикша - это достаточно известный и весьма прибыльный бизнес, - объясняет Олейников. - Так почему бы не попытаться развить его у нас? Ведь когда-нибудь люди же привыкнут.

Не отрицает он и того, что велорикша имеет все шансы в скором времени стать достопримечательностью Саратова.

- Все может быть, - говорит с усмешкой. – Ну, а если статус местной достопримечательности к тому же будет приносить мне хоть какой-то доход, то я согласен даже попробоваться на роль саратовского герба.

*  *  *

Появление в тесном, измученном пробками Саратове первого велорикши - событие, безусловно, значимое. И не только потому, что мы стали единственным регионом в Поволжье, который может похвастаться столь экзотичным видом транспорта. Сам того не ведая, Алексей Олейников со своей коляской для неспешных прогулок нашел решение одной из главных проблем областного центра – километровых пробок.

Только представьте, как разгрузится губернская столица от транспорта, если хотя бы каждый третий саратовец летом пересядет с автомобиля на велосипед! Причем, если задуматься, в таком нововведении смогут найти множество плюсов и простые горожане, и чиновники мэрии.

Начнем с экономии. Прежде всего, саратовская действительность такова, что в нашем городе добраться из пункта А в пункт Б куда быстрее, дешевле и безопаснее пешком, нежели на машине. А уж велосипед в таком случае и вовсе окажется вне конкуренции. Во-вторых, езда на нем полезна для здоровья и помогает сохранить фигуру (экономия на врачах и фитнес-клубе). В-третьих, муниципалитет может здорово сократить затраты, если ему придется асфальтировать не дорожное полотно, как сейчас, а всего-навсего тротуары, которые к тому же намного проще расширять.  Если же учесть, сколько велосипедов можно купить вместо одного муниципального «форда» и как оздоровится при этом городская администрация, идея обретает еще более глубокий смысл.

Ну и, конечно же, не стоит забывать, что велосипед – экологически чистый транспорт. А потому не нанесет вреда любимым клумбам и цветочным кашпо Алексея Прокопенко.

Как бы наивно все это ни звучало, проект по переводу горожан «на педали» действительно может быть реализован. Причем речь идет вовсе не о том, чтобы указом нашего уважаемого и.о. градоначальника в одночасье пересадить саратовцев с «мерседесов» на велосипеды «Пионер». Здесь нужен совершенно иной подход. Пропаганда, ну или агитационная кампания, на худой конец. А еще лучше – велосипедист-ударник, с которого население могло бы брать пример.    

Начать предлагается, как и всегда, нашему замечательному тандему: Олегу Грищенко и Алексею Прокопенко. Пересев со своих джипов на старенькие харьковские велосипеды, они не только станут образцом для подражания подрастающего поколения управленцев, но и докажут всем и вся, что транспортная проблема родного города для них - не пустой звук. Тем более для таких вот неразлучных водителей в продаже есть специальные «веломобили-тандемы», в которых предусмотрены две пары педалей и небольшой багажник, где они могли бы возить портфели с документами или же подвозить кого-нибудь из коллег.

Ну а пока саратовские чиновники пыхтят над всевозможными программами, планами, проектами и прочей бумажной ерундой, призванной избавить областной центр от пробок, жители замечательного городка Одесса, празднуя День автомобилиста, регулярно проводят так называемый «экомарафон»: водители-активисты на день отказываются от машин и ездят на велосипедах, роликах и скейтбордах. И хотя саратовцам еще сложно представить гордепа Сергея Козина на роликах или руководителя аппарата администрации Екатерину Карлсон на самокате, но надо ведь с чего-то начинать.

Первая рикша с впряженным в нее человеком запатентована в 70-х годах XIX века в Японии американским миссионером Джонатаном Гоблом. Говорят, он изобрел этот вид транспорта для своей жены, у которой было хрупкое здоровье. Новинку японцы прозвали «дзинри-кися» («дзин» — человек, «рики» — сила, «ся» — повозка). Так появилось само слово «рикша». Со временем в Азии такой транспорт стал наиболее распространенным и недорогим. Сейчас в столице Бангладеш Дакке - мировом центре велорикш -  находится на учете около миллиона подобных средств передвижения.

 

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться