Саратов – Озинки: мост между Европой и Азией, или 300 километров мучений
10:00, 19 июля 2016
«Дорожный контроль» совершил путешествие по одной из самых важных и протяженных дорог Саратовской области Саратов-Озинки, чтобы проверить состояние и качество ее ремонта. В поисках нормального асфальта мы проехали более 300 км, встретив по пути немало чудес и откровенно преступной халтуры. Там, на бескрайних просторах Левобережья, легко теряются миллионы бюджетных рублей, в степях теряются дороги, а также колеса, бамперы и зубы. Это край дикий и беспредельный (не в смысле «бесконечный», но в смысле «беззаконный»).
Цель поездки
Региональная автомобильная дорога Саратов-Озинки (ее официальное название - «Сызрань-Саратов-Волгоград» - Пристанное-Ершов-Озинки) растянулась на 324,5 км по территориям Энгельсского, Советского, Федоровского, Дергачевского, Ершовского и Озинского района. Трасса пересекает все Левобережье и теряется в казахстанских степях. Если верить заявлениям чиновников, она является одним из «транспортных мостов» между Европой и Азией, и потому ее состояние очень важно как для России, так и для Казахстана в рамках международного сотрудничества. В 2014 году губернатор Саратовской области Валерий Радаев даже заключил соглашение с акиматом Западно-Казахстанской области о совместном развитии трассы «Саратов-Озинки-Таскала-Уральск». Однако на протяжении многих лет чиновники пытаются избавиться от этого 300-километрового «сокровища», отдав его в федеральную собственность. Еще бы, для того, чтобы капитально отремонтировать эту дорогу, нужно опустошить всю областную казну – около 67 млрд рублей. Федеральные власти вроде бы не против, и ориентировочно передача должна произойти в 2018 году. Кстати, и капремонт дороги запланирован на 2018 год. Но до тех пор область обязана сделать все, чтобы «мост между Европой и Азией» не рухнул. В этом году регион потратил на него (вместе с мостом у села Пристанное) 120 млн руб.
«Дорожный контроль» решил проехать всю дорогу от Энгельса до Озинок, чтобы собственными глазами, а также прочими частями тела оценить ее состояние. Тем более, что в минтрансе заверили, что в 2015 году на всей протяженности был выполнен ямочный ремонт. В пути нас ждало немало приключений: дорожные йоги, пьяные разметки, загадочные пупки, пластилиновые заплатки, трамплины и самое неожиданное – участки идеального асфальтобетонного покрытия.
Скажем сразу, что все 300 км пути – это сплошные латки самых различных видов, порой очень причудливых, следы недавнего ремонта наблюдались везде, так что в этом минтранс оказался прав. Другое дело, что этот ремонт больше напоминал гримирование дорог, припудривание их для отвода глаз. По нашим прикидкам, 90% дороги не соответствует нормативным показателям.
1. Энгельсский район. Дрожь земли и птицы, гадящие асфальтом
50-километровый участок дороги в Энгельсском районе породил у нас не совсем приличную, но точную метафору: будто над этой территорией в сторону Советского района пролетела стая птиц, которая по пути гадила асфальтом. Именно так и выглядит трасса: бесконечные латки, расположенные в хаотичном порядке. Из-за этого автомобиль все время трясся по маленьким кочкам, руль отбивал дробь, нас, сотрудников «Дорожного контроля», от такой езды бросало в дрожь, причем, во всех смыслах этого слова. «Комплексный массаж организма» продолжался на протяжении всего пути до Озинок, так что мы вспомнили обо всех своих болячках и пломбах в зубах. Впрочем, район проехали, не снижая скорости, поскольку дорога в целом была похожа на дорогу: на ней не было колейности, траншей и рытвин, она не теряла своей геометрии. А потом наткнулись даже на 6 км прилично отремонтированного полотна. Вот только на выезде нас огорчили участки проседания дорожного полотна и незаделанные ямы.
2. Советский район. Дорожный дуршлаг, первый и последний каток
По мере удаления от областного центра и города-спутника, «Дорожный контроль» готовился к тому, что дорожная ситуация начнет резко ухудшаться. Ничуть не бывало, Советский район встретил более ровными дорогами. Почти 40-километровый участок, конечно, пестрил латками, но дорожники сделали максимум для того, чтобы автомобиль проехал район, не потеряв колес.
Кстати, именно здесь, в Советском районе, «Дорожный контроль» в первый и последний раз встретился с дорожными рабочими, у которых имелся каток. Дальше на глаза нам попались еще две бригады, работы они вели даже на участках шириной во всю дорогу виброплитой.
3. Федоровский район. Идеальная дорога, россыпи щебня, разливы битума, конец дороги
Федоровский район встретил «Дорожный контроль» как дорогих гостей – 15 км идеальной трассы (длина всего участка – около 70 км). Дорожное полотно было абсолютно ровным и гладким. Мы не могли поверить собственным глазам. Именно так должна выглядеть вся дорога Саратов-Озинки. Мы даже немного расстроились, подумав, что, может быть, региону не так уж и нужен «Дорожный контроль». Но на подъезде к Мокроусу идеальный участок кончился. Да и вообще кончилось то, что, скрепя зубами, хоть как то можно назвать дорогой. Мокроус стал рубежом, пограничным пунктом между печальной реальностью и удручающим сюрреализмом. Отныне до самых Озинок нас ожидали колеи, проседания асфальта, пластилиновые латки и ямы. Пришлось серьезно снизить скорость автомобиля, чтобы добраться живыми до пункта назначения.
Недалеко от поворота на село Спартак трасса находится в таком состоянии, что автомобилисты предпочитают ездить по обочине, рискуя собственной жизнью. Так делают даже тракторы.
Автомобили, которые едут по обочине, сметают на дорогу пыль и грязь, и потому те, кто все-таки рискнул ехать по ней, погружаются в желто-серый туман. Представляете, насколько все это рискованно и опасно, но местные жители стали экстремалами не по собственной воле.
Непосредственно перед поворотом на Спартак «Дорожный контроль» наткнулся на первые следы необычного ямочного ремонта.
Промазанные, как положено, битумом ямы засыпаны прикатанной щебенкой. Все хорошо, все ровно, только асфальт положить забыли. Не самый эффективный способ ремонта. При этом на обочине трассы аккурат у остановки рабочие зачем-то щедро разлили битум, вероятно, для того, чтобы жители близлежащих поселков и сел «обработали» таким образом себе обувь. На обочине же валялись и использованные дорожниками грязные ведра, словно люди в спешке побросали все это.
4. Ершовский район. Странный ремонт, мост-трамплин, предчувствие беды
Участок дороги в Ершовском районе общей длиной более 40 км оказался из той же оперы, что и все Замокроусье. На трассе имеется весь стандартный набор из неисчислимых латок, ям и колейности, но есть и несколько полностью, с заменой всего покрытия отремонтированных мест. Причем ремонт был проведен пунктиром. «Дорожный контроль» заметил отрезки замененного асфальта длиной от 200 до 800 метров, общая их длина – около 3,5 км. Получается, 500 метров автомобиль едет по нормальному участку, водитель расслабляется, успевает потянуться и тут же спрыгивает на «стиральную доску».
На выезде из Ершова «Дорожный контроль» поджидал мост, въезд на него и съезд в таком ужасном состоянии, что автомобиль, двигающийся со скоростью 60 км/ч, слетает с него как с трамплина и заныривает бампером вниз. Так что особо лихие водители вполне могут оставить своего «коня» без бампера. В противоположном направлении стоит знак, заботливо рекомендующий езду со скоростью 40 км/ч, но даже это не спасает ходовку, буквально ударяющуюся в стык моста. В Ершовском же районе «Дорожный контроль» заметил первую очень глубокую колею (за 12 см) и почувствовал, что дальше будет только хуже.
5. Дергачевский район. Кротовые «пупки», разметка на пыли, пластилиновые латки, дорожные йоги
Дальше было не просто хуже, дальше был полный сюрреализм. Проезжая участок трассы общей длиной 70 км в Федоровском районе, «Дорожный контроль» пришел к выводу, что под дорогой завелась колония очень активных кротов. Помимо колеи, волн и уже таких родных ям с трещинами на глаза часто попадались торчащие «пупки» асфальта высотой более 10 см, похожие на горки земли, оставляемые этими животными. На некоторых пупках явно заметны следы того, что о них царапались автомобили своими днищами или картерами.
Еще в Дергачевском районе нас заинтересовала огромная и с виду свежая латка во всю ширину дороги.
При этом дорожное полотно не было приведено в нормативное состояние, рабочие не срезали неровность, «волну», и положили асфальт прямо на нее. Получилось, что на свежем полотне остались старые провалы. Совершенно бессмысленный ремонт, проведенный, по всей видимости, в обход правил и норм. Здесь же, наступив на соседнюю латку, неожиданно стала проваливаться нога. Латка оказалась настолько мягкой, что не составило труда продавить ее кулаком. После этого стало понятно, откуда берутся гигантские наплывы по кромке дороги, сопровождающие весь Дергачевский район. Автомобили просто выдавливают латки с дороги, как пластелин, создавая волну и колею. В свежую латку без особых усилий удалось воткнуть даже ветку кустарника.
Там же на ужасно отремонтированной дороге внезапно была обнаружена разметка. Надо сказать, что достижения науки и техники на трассе Саратов-Озинки практически не наблюдалось. А вот в Дергачевском районе разметка есть даже там, где ее не должно быть – рабочие умудрились провести белую полосу по гравию и кое-где даже по земле и по пыли. Кромка дороги в том месте – это большой асфальтный наплыв высотой сантиметров в 10, кроме того, везде «ходят волны». Так вот вместо того, чтобы выровнять полотно, дорожники провели разметку прямо по наплыву, по волне, по краю дороги, на которой уже не осталось асфальта. Видимо, при помощи ровных линий они пытались создать ощущение ровности самой дороги. Напрасно пытались. Разметку на обочине можно уничтожить, просто наступив на нее. А что тут будет после дождя? Правильно, всю красоту смоет.
Кроме того, линии разметки были кривы, словно их наносил пьяный, виляющий из стороны в сторону, велосипедист. В одном месте полоса длиной метров 300 ушла в сторону, и ее закрасили серой краской.
Перед поворотом на село Натальино трасса настолько изрыта и разрушена, что транспортный поток, в том числе и пассажирские автобусы, идут по встречной полосе.
Чиновникам из минтранса не мешало бы ознакомиться с тем, на что уходят миллионы бюджетных рублей. Какой смесью и каким способом латается трасса и наносится разметка.
Здесь в Дергачах «Дорожный контроль» понял, почему у саратовцев часто наблюдается предвзятое отношение к национальным бригадам рабочих. Одна такая бригада латала дорогу: засыпала в ямы щебенку. По технологии сначала такую яму надо выдолбить, вычистить, обработать битумом определенной температуры, потом уже класть щебень и асфальт. Так вот, у этих товарищей бочка с битумом к вечеру стояла уже в нескольких километрах от участка, где они делали ремонт. Бригада передвигалась, а бочка оставалась на месте. То ли они использовали уже остывший материал, который не только бесполезен, т.к. не обладает необходимой вязкостью и не сможет связывать элементы латки, но и вреден для дороги, то ли вообще обошлись без него. Похоже, что рабочие просто засыпали в колею щебень, накидывали сверху асфальт и все затромбовали мелкой виброплитой. Ремонт шел во всю ширину дороги без ее перекрывания и машины шли прямо там, где работала по асфальту виброплита.
Еще одна национальная бригада рабочих уже на обратном пути поразила «Дорожный контроль» наличием йогов. Двое мужчин стояли в куче асфальта в кузове грузовика, который вообще-то должен быть раскаленно-горячим – свыше 100 градусов, и скидывали его на землю. Видимо, этих людей с уникальными способностями специально выписали из Индии для ремонта саратовской дороги. Или же (что более вероятно) материал для латания не имел необходимую температуру, то есть был непригоден для ремонта.
Существует, конечно, технология холодного асфальтирования, но мы очень сомневаемся, что рабочие в Дергачах применяли ее.
По дороге в Озинки «Дорожный контроль» увидел одиноко стоящий в полях грейдер – трактор с отвалами, который используется для выравнивания грунтовых, щебеночных дорог, а также уборки снега. Когда в потемках мы возвращались назад в Саратов, то увидели, что этот механизм «равнял» асфальтовую дорогу. Им на скорую руку срезали все наплывы с обочин, где-то вместе со свежей разметкой. В итоге результат ремонта просто счищался с дороги, как снег.
6. Озинский район. Дорога, переходящая в степь
Когда сотрудники «Дорожного контроля», осоловевшие от ужасов Дергачей, въехали на территорию Озинского района (участок до границы с Казахстаном – 45 км), им на минуту показалось, что дорога тут хорошая. Но затем пришли в себя и увидели все те же ямы, колеи, рытвины, бесконечные латки. Дорожное полотно было разрушено на обочинах, непонятно, где заканчивался асфальт и где начиналась степь.
В Саратов сотрудники «Дорожного контроля» вернулись переполненные впечатлениями. С одной стороны состояние трассы таково, что подобрать приличные слова не получается, с другой стороны всюду видны следы ремонта. Бесчисленные бутафорские латки, эта разметка на земле и пыли – создается впечатление, что трассу Саратов-Озинки спешно готовили к приезду каких-то важных гостей. Авось они промчатся мимо на своих дорогих машинах, поглядят на 300-километровую «потемкинскую деревню» из окошка и не заметят обмана.
Понятно, что у Саратовской области нет средств для серьезного ремонта дороги, но пусть правительство обеспечит хотя бы нормальный ямочный ремонт, контроль за расходованием средств.
Те работы, которые наблюдались на трассе «Дорожный контроль», являются не только бесполезной тратой денег, они порой еще больше ухудшают состояние дороги. Неправильно положенная латка способствует разрушению остального, пока еще целого дорожного полотна. На некоторых участках дорожное полотно не равнялось, и щебень клали прямо на гребни, то есть, наплывы и волны от этого только увеличиваются.
По подсчетам «Дорожного контроля», не более 30 км трассы Саратов-Озинки соответствует нормативам. Минтранс приводит другие цифры: 40,6 км. - в нормативном состоянии, 284 км – нуждаются в ремонте, эти цифры тоже не радуют.
К тому же на 30 км хорошей дороги нет разметки. Она вообще практически отсутствует по всей длине трассы. Мы возвращались ночью, и своими глазами видели, как трасса сливалась с обочиной, что в купе с убитой дорогой создает серьезную опасность. Только по Советскому и Энгельсскому району можно передвигаться с максимально допустимой скоростью, на остальных участках трассы лучше не разгоняться выше 60.
И это еще с учетом, что ямы сейчас заделаны. Однако не трудно представить, что весной вся трасса похожа на дуршлаг. Причем, и в прямом и в переносном виде: много дыр и способность пропускать воду прямиком в дорожную подушку. Все это, мягко говоря, не радует, а учитывая то, что на содержание выделяется 120 млн. рублей, заставляет задумываться по назначению ли они уходят деньги. То, что контроля за ремонтными бригадами нет — очевидно, и остается только догадываться, что высыпается на трассу, и на сколько дней этого хватит. Не сомневаемся мы только в том, что для отдельных лиц ремонт трассы весьма выгоден, например, как для большого начальника, подъехавшего на своем «БМВ» к бригаде рабочих-бракоделов на закате.
«Дорожный контроль» призывает министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, региональную прокурату уделать внимание ремонту и содержанию трассы Саратов-Озинки. Проверить насколько качественно и законно ведется текущий ремонт, какие материалы используются, как соблюдается технология. Мы догадываемся, что на местном уровне все давно у владельцев горе-бригад схвачено, поэтому надеемся, что вмешательство регионального центра, чьи деньги так бездарно рассыпают по дороге, поможет хоть как то переломить ситуацию и продержать, конечно же, не в нормативном, но хоть в более-менее ровном горизонтальном состоянии трассу. В конце концов, нам же нужно будет что-то передать в федеральную собственность в 2018 году.
P.S. Прежде чем публиковать этот материал, выявленные в ходе экспедиции, нарушения были представлены в отчете о деятельности «Дорожного контроля», сделанном руководителем этого проекта Вадимом Рогожиным на совещании в Москве. Вячеслав Володин, первый заместитель главы президентской администрации, внимательно выслушал и так впечатлился услышанным, что решил сам проехать по этой трассе вместе с ДК. У него есть соображения о будущем этой дороги, о том, как ее привести в божеский вид. Но это будет уже другая история и работа «Дорожного контроля».