Улица Огородная-Подводная, или Почему топят миллионы
13:54, 7 июля 2016
В Заводском районе Саратова идет долгожданный, триумфальный ремонт улицы Огородной. Триумфальный, потому что власти представляют эти работы как одно из главных своих достижений последнего времени. «Дорожный контроль» попытался выяснить, чем может обернуться этот «триумф» для саратовцев и когда 35 млн, выделенных на Огородную, в прямом смысле уйдут под воду.
Если взглянуть на схему залегания грунтовых вод на территории Саратова, то можно убедиться, что проблема подтопления актуальна для всего города. В зоне особого риска находятся участки, где водоносные горизонты залегают на глубине менее 2 метров от поверхности. Это 2-я и 3-я Дачные, пос. Новосоколовогорский и Мирный, район Сенного рынка и др. Притягивает взгляд пугающее темно-синее пятно в Заводском районе - именно там проходит часть улицы Огородной. Данный факт, конечно, не является открытием для горожан, и особенно для жителей Заводского района. Они-то прекрасно знают, что весь 3-й Жилучасток, по сути, стоит на болотах и ручейках. Каждый раз после серьезных дождей подвалы домов затапливает, да и сама улица Огородная становится Подводной. Последний пример - ливень в конце мая этого года, когда вода на дороге поднялась на несколько десятков сантиметров
Немного истории: по данным ученых СГУ Алексея Иванова, Глеба Худякова, Алексея Иванова и Ивана Яшкова, опубликовавших в 2008 году статью о состоянии эрозионной и ливневой систем территории Саратова, до середины XX века Генплан застройки ограждал овраги от застройки, и они эффективно работали в качестве естественных водосборников. Затем овраги засыпали и застроили, провели ливневые коллекторы, которые оказались не столь эффективны. Дороги строились и проектировались без особой оглядки на эту особенность Саратова. В итоге грунтовые воды вышли из-под контроля и стали серьезной проблемой для горожан, разрушающей как дороги, так и дома. Свой весомый вклад в разрушение дорог вносят и изношенные водопроводные сети, на которых с упорным постоянством происходят аварии и течи. На улице Огородной отразились все эти негативные явления, и потому она стала достойным символом саратовских дорог.
Теперь вернемся к текущему ремонту фирмой «Викинг А.Ю.» с привлечением АО «Автогрейд». «Дорожный контроль» задался вопросом, а учитывают ли дорожники близость грунтовых вод, провели ли для этих целей геодезические исследования, чтобы подготовить подземную дренажную систему. Ведь в противном случае весь этот «триумфальный ремонт» не имеет большого смысла, воду вряд ли остановит тот факт, что асфальт стоит 35 млн рублей. Не является ли это «размазыванием денежных средств», как метко выразился глава Саратова Олег Грищенко на заседании городской думы? Дорожники кивают на проект ремонта, который значился в условиях контракта. Мол, что проектом предусмотрено, то и делаем, все вопросы к власти.
Получаем от чиновников ответ: нет, текущий ремонт Огородной не предусматривает никакого дренажа, это возможно лишь при капитальном ремонте. Сейчас идут работы лишь по замене изношенных слоев покрытия проезжей части. При этом в администрации Саратова отметили, что все системы водоотвода, предусмотренные при строительстве, находятся в рабочем состоянии», «проведена очистка решеток, дождеприемных колодцев и труб ливневой канализации». Но, если все работает, то почему Огородная регулярно уходит по воду? И означает ли это, что и после ремонта улица регулярно будет становиться Подводной.
Интересно, что ровно год назад заместитель руководителя дорожного комитета Саратова Федор Котельников заявил, что ремонтировать Огородную бессмысленно и нецелесообразно. Как раз из-за грунтовых вод. Тогда он сообщил, что в мэрии готовится проект по прокладке дренажной системы. Никакого проекта до сих пор нет, а есть планы по строительству некой водоотводящей системы на зеленой зоне вдоль дороги.
Остается лишь грустно добавить, что в последний раз Огородная ремонтировалась в 2010 году, причем, только ее отдельные участки. Какие-либо геодезические работы на ней, вероятно, проводились при строительстве еще в прошлом веке.
Цена вопроса
А теперь самое интересное - «Дорожный контроль» поинтересовался у своего эксперта, что нужно городу для «нормального» ремонта Огородной, и пришел к выводу, что в ближайшие годы нам можно не ждать чуда. И дело здесь не только в деньгах (хотя и в них, конечно), но и в отсутствии каких-либо четких планов по распределению денежных средств. Дело в том, что на подготовку объекта к капремонту требуется больше года. На проектную документацию, которая станет итогом геологических, гидрологических, геодезических работ - 7-8 месяцев. Кроме того, все подобные проекты проходят через государственную экспертизу - это еще полгода. Получается, что власти должны были начать работы по Огородной еще весной-летом 2015 года. А знали ли саратовские чиновники в то время, что им перепадут федеральные средства? Разве что могли мечтать о том. Впервые о миллиарде на дороги губернатор Валерий Радаев заявил лишь в марте этого года. По сути средства были выделены в авральном режиме требующем быстрого освоения.
Можно было, конечно, разработать документацию заранее, дескать, пусть она лежит и ждет своего часа. Но тут цена вопроса - свыше 100-150 миллионов рублей (проектно-сметная документация + проект капремонта). Власть же не может позволить себе «закапывать» такие средства, если она не уверена в отдаче. Кроме того, такая документация довольно быстро устаревает. Говорят, что на полках чиновников пылится немало заказанных в 2000-х годах многомиллионных проектов ремонта дорог, которые так и остались на бумаге.
В целом же капитальный ремонт улицы Огородной эксперт «Дорожного контроля» оценил в 300 млн руб. Напомним, что город на все свои дороги получил 600 млн руб. А ведь таких дорог, как Огородная, в Саратове много. В администрации Саратова пояснили, что большая их часть нуждается в нормальном капитальном ремонте. Так что же побудило власти вбухать в Огородную 35 миллионов, которые все-равно «потонут»? Скорее всего неизбежность. Проезжая часть была доведена до такого состояния, что постоянный ямочный ремонт, мог обернуться в эту же сумму. Тем более не обращать внимания на Огородную, как на многие другие дороги, было уже невозможно, улица стала настолько знаменитой, что о ней на говорил только ленивый.
Подрядчик «Викинг А.Ю.» гарантирует, что в течение 3 лет дорога продержится, но фирма дает гарантии на те работы, которые заложены в проекте. А ведь ситуация с гидрологической точки зрения с каждым годом будет ухудшаться и все активнее разрушаться дорожное полотно. Получается, что новый слой асфальтобетона лежит на старом, хотя и, по словам дорожников, усиленном щебнем, основании, на пропитанном водой грунте. А это значит, что многомиллионные вливания не решают проблемы, лишь дают отсрочку. Без нормального и прогнозного финансирования Саратов еще долго будет запоминаться гостям своими ужасными дорогами, а не прекрасными девушками, как было когда-то.