Мордовское дорожное чудо

1 июля члены рабочей группы по контролю за качеством дорог при Общественной палате Саратовской области побывали в Республике Мордовия, чтобы посмотреть, как надо делать качественные и недорогие дороги

13:30, 4 июля 2016

1 июля члены рабочей группы по контролю за качеством дорог при Общественной палате Саратовской области побывали в Республике Мордовия, чтобы посмотреть, как надо делать качественные и недорогие дороги. В том, что соседи в этом вопросе превзошли нас, убеждали многочисленные исследования экспертов. Делегации, к которой присоединился и «Дорожный контроль», предстояло узнать всю правду.

В поисках дешевых дорог

Напомним, что в апреле этого года ОНФ признала Саратов одним из лидеров по неэффективности расходов на дороги - цена 1 кв. м дорог - 2100 руб., гарантия - 3 года. На первом месте оказался город Саранск: цена - 792 руб. за 1 кв. м и гарантия на дороги 5 лет. А в Чебоксарах стоимость 1 кв. м и вовсе составила 480 руб. Этот рейтинг озадачил не только местные СМИ и общественников, но губернатора Валерия Радаева, который призвал дорожников поехать к соседям, чтобы поучиться у них. В этом году вопрос эффективности трат бюджетных рублей встал как никогда остро, ведь из Москвы на саратовские дороги «упал» миллиард рублей, в том числе 600 млн - на областной центр. Итак, общественники под предводительством главы рабочей группы Николая Скворцова отправились в город Саранск, к ним присоединились председатель комитета дорожного хозяйства администрации Саратова Булат Гайнанов, представители минтранса и Дирекции автомобильных дорог. Всем было интересно посмотреть на «мордовское чудо».

Протяженность региональных автодорог в Республике Мордовия в 2 раза меньше, чем в Саратовской области - 5,7 тыс. кв. м. Население Саранска - чуть больше 300 тыс. человек, во всей Мордовии живет меньше людей, чем в одном Саратове - 807 тыс. человек. Первое, что бросилось в глаза саратовской делегации, проезжавшей в автобусе по улицам Саранска -широкие ровные дороги, практически отсутствие на них колодцев. Это значит, что ремонт коммуникаций у них зачастую обходится без вскрышных работ и бесконечной перекладки асфальта - этой одной из главных проблем Саратова. Позднее выяснилось, что подобные аварии у них случаются редко.

В местном здании правительства саратовцев встретили заместитель председателя правительства - министр строительства и архитектуры Виктор Цыганов и начальник ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» Валерий Резепов.

«На 1 января 2016 года большая часть дорог у нас по статистике не отвечает нормативным требования, - сразу расстроил зампред гостей, обозначив число ненормативных дорог в 75% (в Саратовской области - 90%). - Проблемы есть, проблем много, дороги у всех на языке».

Николай Скворцов спросил, существует ли в Мордовии какой-либо общественный контроль за качеством строительства и ремонта дорог. Выяснилось, что никакого специального механизма контроля нет. Повышенное внимание уделяется лишь двум объектам, которые строятся в Саранске на федеральные средства к чемпионату мира по футболу 2018 года - дорожной развязке и подъезду к аэропорту. Там за работами следят сотрудники ОБЭП. В остальном же хватает бдительности и активности самих жителей, которые заваливают главу республики жалобами, если, по их мнению, что-то делается не так. Нет в республике и никакого специального контроля за фирмами-подрядчиками и субподрядчиками, их отбор происходит строго по итогам конкурсов, как и прописано в федеральном законе №44.

«В прошлом году был пример: мы выделяли из федеральных средств муниципалитетам субсидии, заявилась фирма из Москвы, выиграла муниципальные контракты. Из 6 контрактов не выполнила 4, по-моему. Федеральные средства, а мы их не осваиваем - у нас истерика просто была в ноябре», - поделился Виктор Цыганов.

«Секреты» мордовских дорожников

Глава дорожного комитета Булат Гайнанов сообщил коллегам, что общественность Саратова прежде всего интересует, как в республике умудряются строить дороги по столь невысоким ценам. Оказалось, что «невысокие цены» - это миф. Дорожники сравнили стоимость материалов, из которых делается асфальтобетонное покрытие: битума, щебня и песка и пришли к выводу, что саратовские и мордовские цены практически одинаковые. Средняя стоимость 1 кв. м дорог там также аналогична нашим - от 950 до 1100 руб. В этом смысле «учиться» у соседей саратовцам оказалось нечему.

При этом в ходе беседы выяснились и кардинальные различия между нашими регионами в подходе к «дорожной проблеме».

«У нас в прошлом году Дорожный фонд стоил 2,2 млрд рублей, в этом году - 2,6 млрд рублей. В прошлом году мы муниципалам отдали 900 млн рублей в виде субсидий. Из этих 900 млн рублей половина уходит на город Саранск. Также и в текущем году: в Саранск идет 458 млн рублей, - рассказал министр. - Мы из года в год уделяем внимание городу Саранску, хотя мне, как руководителю областного учреждения, это тяжело, потому что я отдаю деньги от региональных дорог».

«У нас, слава богу, тоже в последний год такое понимание стало приходить, - в свою очередь сказал Булат Гайнанов. - Вы сейчас назвали цифру, что четверть Дорожного фонда идет на Саранск. У нас на Саратов никогда столько не выделялось».

Саратовцы рассказали, что областной центр Саратовской области в 2014 и 2015 годах получил на дороги всего по 100 млн руб., это не считая федеральных средств на неотложные нужды.

Хотя надо сказать, что делегации показывали в основном дороги Саранска, и потому саратовские гости так и не узнали, что происходит в районах.

Раскрыли мордовские дорожники еще один свой «секрет», удешевляющий ремонт дорог.

«Допустим, мне надо отремонтировать километр дороги, - сообщил глава «Управления автомобильных дорог» - Со своей стороны я знаю, что мне нужно отремонтировать и проезжую часть, и обочину, и барьерку, и искусственные сооружения. Я говорю своим ребятам: давайте проезжей частью заниматься, я не заказываю новую барьерку, я не заменяю дорожные знаки, то есть, я за эту часть денег просто увеличиваю протяженность автомобильной дороги в хорошем состоянии. А эти затраты мы уже пускаем в рамках содержания».

Еще одно преимущество Саранска перед Саратовом - малое число аварий на трубопроводах и, соответственно, вскрышных работ.

«Аварии бывают, но в основном в зимний период. Когда начинаются морозы, в основном январь-февраль месяц, где-то порядка 3-4 залитий у нас за месяц бывает», - сообщил представитель городских властей.

Эти слова вызвали нервные смешки у саратовских гостей.

«А у нас 600!» - воскликнули некоторые из них.

Глава дорожного комитета поправил их, отметив, что такие цифры в городе были в прошлом году, а сейчас в месяц происходит до 50 аварий на трубах.

«Коммуникации в таком состоянии, что мест вскрышных работ по городу - примерно 500», - признал чиновник.

Выяснилось, что после проведения вскрышных работ мордовские энергетики ремонтируют не только то место, где копали, но полностью всю полосу движения. Кроме того, на эту «заплатку» дается гарантия. За качеством восстановления полотна следит специально созданная административно-техническая инспекция. Булат Гайнанов признал, что в этом вопросе Саратов «хромает», у нас, чтобы заставить энергетиков привести в нормальное состояние место проведения вскрышных работ, приходится идти в суды. Общественник Евгений Лузановский выразил желание подготовить в ОПе необходимую законодательную инициативу.

И, наконец, еще одна отличительная особенность Мордовии - относительно небольшое число автомобилей и невысокая нагрузка на дорожное полотно. За всю поездку по Саранску саратовская делегация ни разу не попала в пробку, небольшой затор поджидал ее лишь за городом.

ЧМ-2018, велодорожки и развязки

Хозяева показали саратовцам несколько асфальтобетонных заводов и строящихся дорог. Сейчас в Мордовии реализуется ряд крупных проектов: сооружение объездной дороги - Восточный обход Саранска (ВОС) за 967 млн руб., а также объекты к чемпионату мира по футболу 2018 года - подъездные пути к аэропорту (218,5 млн руб.) и двухуровневая развязка (579 млн руб.). Республика стала одной из площадок проведения чемпионата, для этих целей в Саранске сейчас строится стадион «Мордовия Арена» на 45 тыс. зрительских мест, гостиницы для болельщиков, прочая необходимая инфраструктура. Например, рядом с развязкой должен появиться аквапарк, инвесторы уже имеются. Вообще, заметно, что с началом больших федеральных строек город расцвел. И дело тут не в самих деньгах, а в том, что город становится привлекательнее для бизнеса, «деньги идут к деньгам».

Саратов, к сожалению, не вошел в список городов, где пройдет ЧМ-2018, впрочем, наш стадион «Авангард» может стать тренировочной базой чемпионата, но и тут вопрос не до конца решен. Спортивный объект находится в удручающем состоянии, и, кажется, в этом году реконструировать его не начнут.

Удивила саратовских общественников и вполне обычная дорога, строящаяся между двумя микрорайонами города - Светотехстрой и Юго-Запад, длиной 3,6 км. Дело в том, что параллельно ей сооружается велодорожка. Некоторые члены делегации попытались представить себе велодорожку в Саратове от поселков Солнечный к Юбилейному, но не смогли. Между тем, мордовские чиновники заверили, что строят велодорожки везде, где это только возможно.

В конце дня саратовцы снова встретились с зампредом правительства республики. Они выразили свое восхищение объемом строительных работ, числом госпрограмм, в которых регион участвует. А затем похвалились тем, что и в Саратовской области реализуются масштабные проекты, вроде строительства нового аэропорта и автодороги к нему. Возможно, это способствует привлечению к нам инвесторов.

Подводя итоги, саратовские общественники сошлись на том, что условия строительства дорог в Мордовии очень похожи на саратовские. При этом там несколько лучше развит муниципальный контроль за дорогами, и в этом плане нам есть, чему поучиться у них. Кроме того, в республике по-другому происходит распределение дорожных средств между регионом и муниципалитетами. Более того, у них все средства Дорожного фонда идут на дороги и не тратятся на социальную сферу, как это бывало в Саратовской области. Ну и конечно, нам остается только завидовать активности региональных властей по привлечению федеральных средств в республику.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

мордовия, ремонт, дороги