Как украсть миллион?
09:57, 22 июля 2010
В истории ЖСК «Сосна» выявляются криминакльные подробности
Наша публикация «Хвойный запах мошенничества» (№22 от 30 июня) вызвала волну откликов. В ней рассказывалось, как руководство ЖСК «Сосна» (улица Вольская, 13) очень ловко «корректирует» жилищно-коммунальные тарифы, причем не в пользу собственников. Однако если обитатели дома выражали благодарность нашему изданию, то визит председателя кооператива в редакцию совсем не порадовал. Дама не назвала свою фамилию, но представилась руководителем «Сосны» и едва не устроила настоящий дебош, требуя увидеть автора статьи. История с этим кооперативом заинтересовала нас еще больше, и мы провели дополнительное расследование.
Яблоко раздора
Председателем ЖСК «Сосна» с 25 сентября 2008 года является Галина Счастливцева. Как удалось выяснить, ее биография полна неожиданных «сюрпризов»...
В феврале 2006 года мировой судья судебного участка № 3 Октябрьского района А.А. Масалов признал Счастливцеву «виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 130 ч. 1 УК РФ» («Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица») и приговорил к 3 тыс. рублей штрафа в доход государства. А некому Сергею Осипову Галина Васильевна должна была компенсировать моральный вред в той же сумме и оплатить расходы на представителя (5 тыс.).
В чем же конкретно виновата Счастливцева?
Дело в том, что членом «Сосны» она не является, а проживает в доме № 11 на ул. Вольской (ЖСК «ДУБ»). И 25 сентября 2005 года пришла «побеседовать» с председателем кооператива Сергеем Осиповым на тему, почему ей выставляют в платежках деньги за радиоточку. Сергей Николаевич пояснил Галине Васильевне: чтобы средства не начислялись, Счастливцевой нужно обратиться в Саратовский филиал ОАО «ВолгаТелеком». А вот задолженность по строке она обязана погасить.
«После этого Счастливцева Г.В. стала кричать, выражаясь в адрес Осипова С.Н. нецензурной бранью. В помещении в это время присутствовали двое бухгалтеров ЖСК «ДУБ» Коновалова и Немова, маленький сын Коноваловой, а также жительница дома Преснякова. Оскорбляя Осипова С.Н., Счастливцева Г.В. бросила в него остатком яблока, которое она ела, после чего продолжая громко выражаться матом на Осипова С.Н., развернулась и ушла из помещения».
Мы не случайно привели этот отрывок из приговора. Видно, от Галины Васильевны и впрямь можно ждать скандала.
Учитывая наличие многочисленных свидетелей, судье не составило особого труда выяснить истину и привлечь Счастливцеву к уголовной ответственности…
Проблема членов «Сосны» в том, что когда Галину Васильевну ведущая собрания кооператива представила как кандидата на должность председателя ЖСК, никто не знал некоторых деталей ее биографии.
Не успели избрать Счастливцеву, как в октябре 2008 года в организации «ввели» новые расценки на содержание и эксплуатацию жилья – 11 рублей 92 копейки за квадратный метр! Прежний тариф - 8 рублей. Сегодня же независимые юристы и эксперты пришли к выводу, что с жителей дома № 13 собирались «лишние» денежки за ГВС и ХВС, отопление. Именно об этом говорилось в предыдущей публикации. И вот тут-то встал вопрос, насколько же законно избрана председателем «Сосны» Галина Счастливцева.
Устав вне закона?
Ст. 117 Жилищного кодекса гласит, что общее собрание членов кооператива является правомочным, если на нем присутствует более 50% от их числа. Однако устав ЖСК «Сосна» почему-то допускает кворум в 1/3. Не правда ли, странно?
Объясняется все очень просто. Устав утверждался в 2001 году (до принятия кодекса) и давно не пересматривался. Впрочем, в 2007-м в ЖСК «Сосна» появилась группа граждан, которые стали инициаторами проведения собрания с целью пересмотра. Но тогдашний председатель Людмила Балабанова вопрос «заволокитила».
Согласно протоколу собрания, где избирали Счастливцеву, в кооперативе значится собственников жилья – 146, членов ЖСК – 123, а присутствовало 55 человек. И знаете, сколько проголосовали за Галину Васильевну? 28 человек!
В декабре 2009 года состоялось заседание Октябрьского районного суда, где вопрос рассматривался со всей тщательностью. Жительница дома № 13 Е.К. Птицына выступила истцом. Она потребовала привести устав кооператива в соответствие с законодательством. Тогда и появились дополнительные подробности. По мнению самих жильцов, в доме 154 собственника, так как в некоторых квартирах проживало их по двое-трое. Но самое главное, выяснилось, что Галина Счастливцева имела якобы доверенность от одного из членов «Сосны», и это давало ей юридическое право стать председателем кооператива. Напомним читателям: гражданин, не являющийся членом ЖСК, никак не может быть его руководителем.
Увы, суд не оказался на стороне рядовых «кооператоров». «Ни истцом, ни его представителем не представлено доказательств того, что истец обращался в органы управления жилищного кооператива по вопросу приведения Устава ЖСК «Сосна» в соответствие со ст. 116, 117, 118, 119 ЖК РФ», - так записано в решении.
Удивительным здесь кажется даже не факт отказа в иске Птицыной, а то, что суд вообще проигнорировал вопиющую ситуацию. Получается, устав кооператива может противоречить Жилищному кодексу? Но и это еще не все! 17 марта 2010 года Саратовский областной суд вынес определение, согласно которому жители дома № 13 получили полный отказ в удовлетворении требований привести устав кооператива в соответствие с законодательством.
В таких условиях можно посоветовать лишь одно: преобразоваться в товарищество собственников жилья и на общем собрании избрать нового председателя.
Мимо кассы
Впрочем, в марте 2003 года члены ЖСК «Сосна» избрали вполне достойного председателя – жительницу дома № 13 Елену Дубленко. Именно при ней выяснилось, что в кооперативе кассовая книга во время приема денег не велась, приходно-расходные ордера в конце рабочего дня не закрывались, а деньги просто складывались в целлофановый мешок и уносились без пересчета и учета. Аргумент бухгалтера-кассира Галины Мережко был ошеломляющим: «Так делалось всегда».
А затем выяснился и факт незаконной продажи помещения, принадлежащего кооперативу, выставленный как дарение. Но при передаче денег Галине Мережко от покупателя присутствовал случайный свидетель.
Кроме того, Елена Дубленко приобрела для кооператива кассовый аппарат и поставила его на учет в налоговых органах. Правда, Елена Александровна пробыла на посту недолго – до декабря 2003 года. Работать председателем ей было тяжело. И все-таки, когда она уходила с должности, просила собрание кооператива провести соответствующую ревизию.
Невероятно, но факт. В декабре 2003 году новым председателем стала… Галина Мережко. По словам жильцов дома, она приложила к этому немало усилий. Елену Дубленко пытались «подставить» с финансами кооператива, после чего та получила инфаркт.
Осенью 2004 года было подано заявление в прокуратуру губернии на имя прокурора Анатолия Бондара. А за подписью тогдашнего заместителя прокурора области Евгения Григорьева ставился ряд вопросов по деятельности Галины Мережко (в том числе по факту незаконной продажи кооперативного помещения). Дело передали в ведение начальника ГУВД по региону Александра Шинкарева.
С тех пор началась череда тяжб и заявлений со стороны активистов из дома № 13 по Вольской во все мыслимые силовые структуры: прокуратуру, ОБЭП, Октябрьское РОВД и даже ФСБ!
В конце 2006 года Галина Мережко добровольно сложила с себя полномочия и предложила выбрать председателем кооператива бухгалтера-кассира Елену Дормашеву (которая и была свидетелем передачи денег за незаконно проданное помещение). Но члены ЖСК «Сосна» не поддержали кандидатуру.
Новым председателем стала жительница этого дома, врач по образованию Людмила Балабанова. При ней выявлено еще одно вопиющее нарушение. Оказалось, что часть платежей за ЖКУ банально не была заприходована в кассе. Странно, но кассовый аппарат почему-то стал «ломаться» в самый неподходящий момент.
Благодаря тому что Людмила Иосифовна принялась проводить проверку в кооперативе, выяснилось: недостача составляет огромную сумму – 800 тыс. рублей! Однако уголовное дело почему-то начало «буксовать». Хотя в мае 2007 года прокуратура Октябрьского района прислала ответ на имя Елены Дубленко, где было сказано: «По результатам проведенной проверки 27.04.2007 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, по факту присвоения должностными лицами ЖСК «Сосна» денежных средств кооператива». А вот по незаконной продаже помещения кооператива Октябрьский РОВД еще в 2005 году отказался возбуждать дело.
Несмотря на это, активисты дома № 13 написали за последние пять лет десятки обращений в различные инстанции. В феврале 2009 года одному из жителей пришел ответ из Октябрьской прокуратуры, в котором говорилось: «12.01.2009 года начальником СО при УВД района вынесено постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия о возобновлении предварительного следствия». Это касалось присвоения денег кооператива.
Дело дошло до того, что активисты ЖСК были вынуждены обратиться в региональное отделение «Единой России». И ответы надзорные органы стали присылать уже не только на имя жильцов дома, но и в партию.
В феврале этого года такой ответ был направлен за подписью заместителя прокурора Октябрьской прокуратуры М.В. Чернова. Из письма стало ясно, что «при производстве расследования допущены нарушения ст. 73 УПК РФ, обязывающей следователя в ходе предварительного расследования установить все обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также не выполнен ряд необходимых следственных действий, а ранее направленные требования прокуратуры района проигнорированы и не исполнены».
Последний ответ активисты дома получили в июне нынешнего года из Октябрьского РОВД. Дескать, уголовное дело расследуется. Но когда его закончат, как говорится, одному Богу известно.
Наверное, читателям уже понятно, почему на своей должности не удержалась и Людмила Балабанова. Долго работать в кооперативе, где налицо сплошные хищения, вряд ли возможно.
К сожалению, в этом доме на Вольской обитает очень много пенсионеров, пожилых людей, которые не в состоянии каждый раз отстаивать свои права и следить за соблюдением законности. В конце концов, они не юристы и им тяжело представить всю механику махинаций в коммунальной сфере. Но для чего тогда нам надзорные органы и милиция? Неужели за эти годы нельзя было расследовать те дела и делишки, которые творились в ЖСК «Сосна»? Кстати, Галина Мережко не привлечена к уголовной ответственности. Да и Галина Счастливцева чувствует себя очень хорошо, оправдывая свою фамилию. Только активисты этого дома останавливаться на достигнутом не собираются. Они с завидным упорством продолжают еще верить в закон.