Дело о суициде солдата после саратовской «учебки» рассмотрят в ЕСПЧ
09:30, 29 июня 2016
Европейский суд по правам человека рассмотрит сразу 5 дел о доведении до самоубийства в российской армии. Данные дела объединены в одно производство, хотя происходили события в разных местах (2005-2006 гг.).
Одно из таких дел стало нашумевшим на всю страну и косвенно связано с Саратовской областью. Как передает ИА «Казанская сова», летом 2005 года 19-летний Радик Хабиров из Казани попал в «учебку» войсковой части № 50661, расположенной в Саратове. Здесь он предпринял попытку суицида, но сослуживцы не дали ему прыгнуть из окна казармы. Однако решения о том, чтобы комиссовать его, не было.
Вместо этого в ноябре 2005 года Хабирова отправили в войсковую часть № 61964, базирующейся в поселке Тоцкое Оренбургской области. Там младший сержант прошел психологический тест, показавший, что «уровень нервной психологической устойчивости Хабирова высокий, степень суицидального риска выше среднего». В связи с этим за ним решили наблюдать, но уже на следующий день Радик ушел из части. Тогда его вернули сразу, но через 5 дней он снова сбежал; полицейские нашли солдата в поезде.
Психологу он заявил, что не хочет продолжать армейскую службу, его все раздражает и угнетает. В связи с этим Радик попал в военный госпиталь. Через пару месяцев военно-медицинская комиссия признала Хабирова годным к армейской службе с незначительными ограничениями. Но в январе 2006 он совершил очередную попытку суицида.
Стоит отметить, что Радик долгое время был в очень тяжелом состоянии (в коме). Парень потерял более 50 кг, он весил на тот момент 28 кг. Через 14 месяцев, 1 апреля 2007 года, молодой человек умер.
Тогда после длительной проверки военные следователи возбудили уголовное дело по статье 110 УК РФ (доведение до самоубийства). Но вскоре расследование прекратилось, а также отказано в возбуждении дела о халатности.
Теперь это и 4 других подобных дела находится на рассмотрении в ЕСПЧ. Суд задал правительству РФ следующие вопросы: выполнены ли обязательства государства по сохранности жизни сыновей заявителей, имеет ли государство эффективную систему психологической оценки и помощи для предотвращения самоубийств среди военнослужащих?
Один из адвокатов считает, что во всех этих делах российские власти нарушили две статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод – статья 2 «Право на жизнь» и статья 13 «Право на эффективное средство правовой защиты».