Ненародный контроль
09:06, 15 июля 2010
Систему ЖКХ поправят на федеральном уровне
Недавно на аппаратном совещании в городской администрации прозвучала информация о скорых изменениях в жилищном законодательстве, которые позволят власти более жестко контролировать деятельность управляющих организаций в сфере ЖКХ. Однако осталось непонятным, кто и как будет надзирать. Возможно, органы местного самоуправления? Но при анализе ситуации все оказалось не так просто.
Игра по новым правилам?
Действительно, перед уходом депутатов на летние каникулы в Госдуму внесли законопроект «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами», а также ряд поправок в Жилищный кодекс. Изменений очень много, и мы расскажем лишь о самых важных.
Законопроект предусматривает устранить, опираясь на сложившуюся практику, неопределенность со статусом и положением управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК, их функциями и ответственностью, в том числе ограничив выбор неэффективных способов управления. По мнению разработчиков, должна быть обеспечена публичность и прозрачность деятельности таких структур за счет обязательного раскрытия информации согласно стандартам, утверждаемым Правительством страны.
Кроме того, в Госдуму поступил законопроект о внесении изменений в статью 157-ю Жилищного кодекса. Он предполагает передать полномочия по установке нормативов потребления коммунальных услуг с местного уровня на более высокий – субъектам федерации. Это позволит исключить существующую значительную дифференциацию нормативов внутри каждого региона.
Разработан и проект, предусматривающий передачу на уровень федерального Правительства функции утверждать правила, действующие в сфере ЖКХ. Они касаются предоставления коммунальных услуг гражданам, также это правила, обязательные при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Будет создан и единый орган по установке нормативов и тарифов. А полномочия определять последние также перейдут с муниципального уровня на региональный.
Если суммировать все эти изменения, напрашивается вывод о большей централизации власти в жилищно-коммунальном хозяйстве. Контролем муниципалитетов за деятельностью УК и ТСЖ здесь и не пахнет.
Кстати, насчет тарифов. Еще 8 июня на заседании комиссии Саратовской гордумы по градостроительству и ЖКХ депутат Сергей Козин задал вопрос коллеге, гендиректору МУПП «Саратовводоканал» Александру Исаеву:
- А тарифы на воду на будущий год кто будет регулировать: городская администрация или областной комитет по регулированию тарифов?
- Я думаю, что это будет делать комитет. Но пока еще четкого подтверждения на этот счет нет.
Наступил июль, и стало ясно, что в Москве намерены решить вопрос в пользу региональных властей.
«Страшно далеки они
от народа»
Ну, а как же быть с ролью органов местного самоуправления?
- Согласно 131-му федеральному закону, органы МСУ обязаны организовать в рамках своей деятельности мероприятия по содержанию и ремонту жилого фонда. Но в рамках существующего жилищного законодательства никакого права прямого воздействия на организации, связанные с обслуживанием жилищного фонда, местные власти не имеют, и такая ситуация ненормальна, - выразил мнение депутат областной думы Леонид Писной.
По его словам, Жилищный кодекс напрямую не запрещает подобный контроль, об этом там вообще речи нет. Нынешняя же ситуация возникла из-за постановлений федерального Правительства № 75, 307, 491, а также из-за бюджетного законодательства, которое запрещает такие организации, как МУДЕЗы, для обслуживания жилфонда.
- В то же время Жилищный кодекс не содержит в себе никаких нормативов, которые бы давали возможность органам МСУ влиять на ситуацию, - говорит Леонид Александрович. - К примеру, контроль за состоянием жилищного фонда – это функция государства, органа субъекта РФ. Разумеется, изменения в жилищном законодательстве в части наделения муниципалитетов полномочиями по контролю за деятельностью управляющих организаций необходимы. Но я не думаю, что данный вопрос будет решен оперативно, потому что на сегодняшний день он очень сложный, с юридической точки зрения. Одними поправками в Жилищный кодекс тут вряд ли обойдешься.
Наконец, есть еще одна проблема. Это контроль за работой ТСЖ. К примеру, теоретически муниципалитет может стать учредителем управляющей компании и предложить такие условия, что люди проголосуют за нее. Но вот товарищества - некоммерческие организации, а это больше затрудняет «управление» ими со стороны любого органа власти.
- Если в ТСЖ, допустим, отсутствует доля муниципального жилого фонда, то их отдаленность от органов МСУ – это как Антарктиды от Саратова, - пояснил Писной.
Власти могут, но не хотят?
Трудно тут не согласиться с областным депутатом. Но давайте скажем прямо: муниципалитет до недавнего времени отказывался работать даже с теми ТСЖ, где в жилищном фонде имел свою долю (иногда немаленькую).
Невольно вспоминается комиссия гордумы по местному самоуправлению, заседание которой состоялось 10 марта нынешнего года. Там рассматривался вопрос о взаимодействии органов МСУ с управляющими организациями и населением в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Тогда депутат Николай Якимов прямо указал теперь уже бывшему председателю городского комитета по ЖКХ Андрею Куликову:
- У вас в ТСЖ есть доля муниципального фонда. Вот и пользуйтесь правом собственника! Но вы говорите, что не можете влиять на их работу. А кто тогда это может?
Тем не менее Андрей Викторович заявил, что раньше директора МУДЕЗа можно было уволить, а вот на товарищества комитет повлиять никак не в состоянии.
Причем на заседании депутаты поручили комитету подготовить до 1 мая 2010 года отчеты по деятельности УК и ТСЖ в части реализации федерального закона № 185. Выполнение задания так и кануло в Лету. Вскоре после комиссии Андрей Куликов уволился с должности…
- Я считаю, нужно, чтобы органы МСУ контролировали работу управляющих организаций, - такого мнения придерживается городской депутат Олег Комаров. – А если говорить о дне сегодняшнем, то с позиции федерального законодательства сделать это невозможно. Причем данная проблема актуальна не только для Саратова, но и для всей страны.
К сожалению, говорить о прямом контроле местного самоуправления за работой УК или уж тем более ТСЖ не приходится. Грядущие изменения в законодательстве предполагают разве что наказывать эти организации рублем за непредставление сведений и подачу заведомо ложных. Причем будет непосредственная административная ответственность руководства ТСЖ и ЖСК за эти нарушения. Управляющие организации также станут штрафовать за невыполнение своих обязательств. Однако наказанию могут подвергнуться и органы МСУ: за нарушение порядка проведения конкурса по отбору УК, правил признания дома аварийным и подлежащим сносу, правил перевода жилого помещения в нежилое.
- Муниципалитет, различные органы власти в любом случае контролируют деятельность управляющих организаций, - сообщил председатель НС ТСЖ «Елшанка» Владимир Узембло. - У меня едва ли не половина сотрудников офиса занимаются тем, что постоянно представляют различные отчеты в разные структуры – в городской комитет по ЖКХ, Ленинскую районную администрацию, прокуратуру, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и в прочие «надзоры».
Кстати, эксперты сегодня говорят: введение крупных штрафов на УК и ТСЖ не повысит эффективность работы таких организаций. По сути, подобные санкции лягут бременем на самих жителей. Это по аналогии со штрафами Госжилинспекции. Если она штрафует то или иное ТСЖ, откуда берутся деньги? Правильно, из платежей населения. Поэтому такой контроль бумерангом ударит по собственникам помещений. Не зря аналитики заговорили, что некоторые изменения в законе могут привести к резкому повышению квартплаты и тарифов на ресурсы в системе ЖКХ.
Прямой расчет
И еще один очень важный момент в грядущих изменениях в Жилищный кодекс. Поправки разрешают собственникам напрямую вносить платежи ресурсоснабжающим организациям при управлении домами ТСЖ или УК.
Это не менее животрепещущий вопрос, чем муниципальный контроль. Ведь для чего такой контроль нужен? В первую очередь, чтобы избавить население от долгов перед поставщиками энергоресурсов. Соответствующие взносы обычно аккумулируются на счетах управляющих организаций. Именно из-за этого происходят споры как в недрах власти, так и в обществе. Миллиардные долги сложились перед Волжской ТГК, почти 300 млн рублей задолжали УК и ТСЖ «Саратовводоканалу».
- Если бы поставщики собирали деньги напрямую, у основной массы управляющих организаций никаких вопросов бы не возникало, - считает Узембло. - А сегодня что происходит? Управляющие организации вынуждены за сбор средств для поставщиков платить деньги из строки «содержание жилья»! И об этом мало кто говорит. Хотя должно быть как раз наоборот. В свое время мы даже пытались отсудить себе такое право: собирать только свои деньги, а остальные чтобы собирал поставщик ресурсов. Сейчас, например, мы судимся как раз «на эту тему» с заводом ЗЖБИ № 509 при Спецстрое России, который поставляет тепло и горячую воду в несколько десятков наших домов. Кроме того, мы добились, что деньги, собранные по статье «ГВС», поступают Волжской ТГК напрямую, минуя счета управляющей организации. Если же прямые расчеты будут закреплены законодательно, это будет воспринято нами только на ура.
Как тут не вспомнить ситуацию с СПЭГС? В новом жилом фонде этот поставщик электричества почему-то заключает договоры с управляющими организациями и ТСЖ, в старом каждый собственник имеет абонентские книжки и напрямую оплачивает счета предприятию. В первом случае образуются огромные задолженности, а во втором долги бывают в основном только при оплате электроэнергии мест общего пользования.
Это далеко не полный перечень поправок в законодательстве. Наряду с некоторыми положительными изменениями нас ожидают такие «подводные камни», о которых мы с вами и подумать раньше не могли. Особенно по части теплоснабжения и условий установки приборов учета. Об этом мы и расскажем в следующий раз.