Не хочу учиться, хочу диплом

Саратовская молодежь активно штурмует вузы. Высшее образование из «роскоши» уже давно стало «необходимостью». И совершенно неважно, каким оно будет. Главное - получить заветный диплом. Вузы чутко реагируют на перемены и предлагают специальности, не всегда

09:03, 15 июля 2010

Саратовская молодежь активно штурмует вузы. Высшее образование из «роскоши» уже давно стало «необходимостью». И совершенно неважно, каким оно будет. Главное - получить заветный диплом. Вузы чутко реагируют на перемены и предлагают специальности, не всегда нужные обществу, но очень «удобные» для студентов.

Большинство саратовских абитуриентов по-прежнему видят себя учащимися классического университета. На его бюджетное отделение уже подано более 8 тыс. заявлений (запланировано всего 1734 бесплатных места). В СГАУ поступило свыше 7 тыс. заявлений (план 1588 мест), в СГТУ -  более 3,5 тыс. (1218). Далее по убывающей идут СГАП, СГСЭУ и ПАГС. Количество бюджетных мест в вузах Саратова уменьшилось в среднем на 20%, что объясняется сокращением числа самих выпускников, а также переизбытком ряда специалистов. Речь идет, конечно же, о юристах и особенно экономистах.

Экономист
на экономисте сидит
и экономистом погоняет

Уже который год специалисты бьют тревогу: России нужны «технари». Дефицит людей с техническим образованием объясняется не столько подъемом промышленности, сколько уходом с предприятий старых кадров. В результате сегодня средний возраст работника на заводах приближается к пенсионному. Пытаясь изменить ситуацию, Правительство в рамках нацпроекта «Образование» оснащает вузы новой материально-технической базой, повышает зарплату инженерам. Но Россия еще долго будет ощущать нехватку «технарей». Тем более ждать помощи от вузов особенно не приходится.

- В экономике России произошли серьезные структурные изменения. А вот система высшего и среднего профессионального образования, несмотря на значительные подвижки, еще не адаптировалась к ним. Зачастую вузы работают на то, что востребовано личностью, а не работодателем, и такую практику надо менять, - заявил в интервью федеральный министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Проще говоря, вузы склонны подстраиваться под абитуриентов. Например, СГТУ на общей волне набирает в этом году будущих психологов и социологов (правда, выделяются всего по 5-15 мест, потому конкурс ожидается чудовищный). Самые популярные среди молодежи по-прежнему профессии экономиста, юриста, психолога, социолога, рекламщика и журналиста, а также сфер сервиса и туризма. Чем потом будут заниматься все эти специалисты, остается только гадать. Ведь рынку они попросту не нужны. Что наверняка может из них получиться, так это будущие преподаватели вузов. Такой вот замкнутый круг. Можно даже зажмуриться и на миг представить, что вузы намеренно открывают «левые» факультеты и специальности для молодых людей, которые так и не смогли определиться с выбором профессии, но кому «позарез» нужно высшее образование.

И что в результате получается: в прошлом году в Саратовской области число вузовских выпускников, состоящих на учете в службе занятости, почти в два раза превзошло уровень 2008-го.

Мы выбираем, нас выбирают…

Почему вузы выпускают большое количество «ненужных» специалистов, объяснить легко, но вот отчего сама молодежь продолжает идти в юристы и экономисты? Например, по словам начальника отдела информации СГАП им. П.А. Столыпина Елены Столяровой, в 2010-м число желающих учиться в академии почти в два раза превысило прошлогодний уровень.

- Сегодня множество учебных заведений, чтобы стать более привлекательными для абитуриентов, открывают юридические факультеты, - говорит Столярова, - юристов готовят и вузы, и сузы. Часто качество такого образования оставляет желать лучшего. Поэтому, когда говорят о перенасыщенности рынка юристами, об их ненужности, речь идет именно о таких специалистах.

Не так давно президент Дмитрий Медведев, а вслед за ним и другие представители власти подвергли резкой критике непрофильные образовательные учреждения, которые пытаются обучать юристов. Возможно, подействовала и эта кампания: люди начали осознавать, что запись «юрист» в дипломе  сама по себе не синоним словосочетаний  «престижная работа» и «большие деньги».

Выбор некоторых специальностей эксперты склонны объяснять с позиций психологии. Так, работа экономиста и, в частности, бухгалтера у людей ассоциируется с деньгами, юриста – с властью. Журналистика, PR и психология стали популярными во многом благодаря СМИ и кинематографу, которые рисуют жизнь представителей этих профессий в самом радужном свете. Государство не спешит поднимать авторитет «технарей». Российские инженеры и ученые в СМИ остаются «странными людьми» вроде Григория Перельмана или неудачниками (иначе бы уехали в США).     

Другие специальности выбирают из-за «красоты».

- Специальности у нас выбирают по принципу востребованности или если они удачно названы, - говорит ответственный секретарь приемной комиссии СГТУ Сергей Перегудов. - Например, у нас в вузе есть специальность «Промышленное и гражданское строительство», на нее во все времена был большой конкурс. А на другую специальность - «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», которая готовит по схожей программе, конкурс намного меньше.

Действительно, слова «менеджмент» или «реклама» звучат довольно красиво, и мало кто из абитуриентов знает, что за этой работой зачастую стоит обычный поиск клиентов и «висение» на телефоне.

Не думай о ЕГЭ свысока

 У ответственного секретаря центральной приемной комиссии СГАУ им. Н.И. Вавилова Сергея Давыдова другое, более простое объяснение, почему экономические специальности популярны как никогда:

- Дело в том, что в этом году дети должны были определиться, какой ЕГЭ они хотят сдавать до 1 марта. Большинство старшеклассников, почти 9 тыс. из 13 тыс. человек, выбрали обществознание. Таким образом, они сами ограничили свой выбор, ведь обществознание входит в перечень вступительных экзаменов именно на экономические факультеты. За четыре месяца дети могли 10 раз передумать и захотеть стать инженерами, но ЕГЭ не даст им сделать этого.

После того как на социологическом факультете СГУ им. Н.Г. Чернышевского в число экзаменов ввели обществознание, очередь желающих учиться на нем выросла в разы. Это лишь в идеале к старшим классам ребенок уже определяется с будущей профессией. На деле же школьник выбирает в качестве ЕГЭ тот предмет, что «попроще», и только потом понимает всю важность своего решения.  Общество еще не успело привыкнуть к новой форме поступления в вузы.  

Не нужно быть чиновником Минобразования, чтобы понять, какие специальности на самом деле будут необходимы государству через 5-10 лет. Естественно, это всевозможные «технари»: металлурги, строители, механики, работники в сфере добычи полезных ископаемых. Как никогда окажутся востребованы врачи (население стареет) и учителя (страна скоро пройдет демографическую яму). Ну и, конечно же, России по-прежнему будут нужны «настоящие» экономисты, «настоящие» юристы и «настоящие» менеджеры.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться