Саратовские депутаты осложнили работу автоперевозчиков
16:36, 23 марта 2016
На состоявшемся сегодня заседании Саратовской областной думы депутаты приняли спорный законопроект «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Саратовской области». Активными антагонистами инициативы выступают члены некоммерческого партнерства перевозчиков «Продвижение», объединяющего более 80 транспортных компаний региона. Корреспондент «Четвертой власти» взял интервью у лидера партнерства Андрея Большакова.
- Саратовская областная Дума распространила информацию о том, что в результате работы рабочей группы перевозчики согласились, что новый Закон не противоречит федеральному законодательству и все острые вопросы сняты. Прокомментируйте, действительно ли это так?
- Нет, на самом деле это не так. Перед нами не стоял выбор - соглашаться или не соглашаться. Нам сразу на рабочей группе объявили, что никакие наши предложения не будут учитываться, закон будет принят в этой редакции, он прошел первое чтение, и изменить ничего нельзя, все доработки будут позднее, что прошло 20 рабочих групп, и нам нужно было думать раньше и участвовать в работе рабочих групп.
Лично мне и моим коллегам это показалось достаточно странным: во-первых - непонятно, для чего нас вообще пригласили, если все решено?
Во-вторых, мне казалось, что законы принимает Дума, а это коллегиальный орган, и почему рабочая группа одного комитета так уверенно решила, что именно этот текст будет принят и никакой другой? Я несколько раз видел, как депутаты на заседании вносили свои предложения, поправки, они ставились на голосование, обсуждались, принимались или отклонялись. В-третьих, проведение даже ста рабочих групп без заинтересованной стороны не может говорить об их эффективности.
Как я понял, с инициативой вышел депутат Мазепов, он не перевозчик, к транспортной отрасли отношения не имеет. Ни одного перевозчика к работе этой группы не пригласили.
То есть, по мнению депутата, мы откуда-то должны были узнать, что у депутата Мазепова появилась законодательная инициатива, прийти в думу и участвовать в группах? Мне казалось, что должно было быть наоборот - это депутату нужно было обратиться к избирателям, вот, дескать, я тут закон инициирую, дайте мне свои пожелания и комментарии, а я их буду отстаивать и продвигать. Тут же, возникла обратная ситуация: я придумал и инициировал все правильно, ваше мнение меня не интересует. Странно все это.
- Что вызвало наибольшие разногласия?
- У нас действительно есть ряд замечаний на проект закона, которые, на наш взгляд, свидетельствуют о противоречии его нормам федерального законодательства.
Например, в федеральном законе есть только одна статья, в которой упоминаются заказные перевозки. Федеральный законодатель разрешил областной власти устанавливать места высадки и посадки пассажиров при заказных перевозках, в исключительных случаях и при условии, что такие перевозки мешают регулярному маршруту. В проекте саратовского закона -эта норма звучит как обязательная, устанавливают - и всё, неважно мешают или нет, неважно есть регулярный маршрут по этому направлению или нет. На мой взгляд, это перебор и явное противоречие.
На рабочей группе нам пояснили, что в федеральном законе записано при каких случаях мы не выходим за федеральный. Мы, со своей стороны попросили, допишите фразу «в соответствии с федеральным законом». Нам говорят, что это и так понятно. Кому понятно? То есть появится областной Закон, его возьмет в руки исполнительная власть и будет исполнять, так как там написано. А перевозчику нет даже отсылки, что в данном случае он должен еще и федеральный закон посмотреть, чтобы отстоять свои права и не согласовывать свои заказные перевозки, если они никому не мешают и не создают препятствия. Сейчас для того чтобы с этим разобраться перевозчик из Екатериновки должен будет сто раз посетить Саратов, чтобы согласовать одну или две заказные перевозки. Или понять, что ему это не надо согласовывать.
Есть принципиальные нововведения в федеральном законе, которые затронут всех перевозчиков, без исключения.
Вводится новый вид перевозок - перевозки по регулярным маршрутам с нерегулируемыми тарифами. Я не хочу напоминать, что обеспечение транспортной доступности населения - обязанность власти. Что происходит с регулярными перевозками по регулируемым тарифам тоже всем известно, когда перевозчик везет льготника по тарифу 17 рублей, а возмещают ему, почему-то, только 8 рублей. С новым видом перевозок - несколько иначе. Власть говорит: «Нам нужен вот этот маршрут, но так, как тебе, перевозчик, невыгодно возить по установленному тарифу, вози по тому тарифу, который посчитан тобой лично и является для тебя экономически обоснованным по данному направлению.» И возникает новый вид компенсации -недополученные доходы за перевозку льготников. Я считаю, это основной, принципиальный вопрос в данном проекте. Федеральный закон вводит для таких перевозок новый документ - свидетельство, причем для регулируемых тарифов такое свидетельство не предусмотрено, в проекте областного закона, опять таки, это не оговорено и читается, что свидетельство будет для всех видов регулярных перевозок. На рабочей группе нам и на это сказали, «в федеральном написано, а в нашем необязательно». Хотя я так и не понял, почему нельзя написать, как в федеральном? Чувствуется какая-то подоплека: если не пишут, значит кому-то нужно, чтобы было записано именно так, а не иначе.
Вернусь к компенсации недополученных доходов. Во-первых, на что мы сразу обратили внимание, это на то, что к тексту проекта закона приложена пояснительная записка о том, что дополнительных средств бюджета не потребуется. Потом увидели в проекте закона норму, что, оказывается, согласовываться такая компенсация будет только уже после получения свидетельства на перевозку. Это как? Я сначала вижу объявленный конкурс, считаю свои расходы, устанавливаю свою цену на такую перевозку, участвую в конкурсе, приобретаю дополнительную технику, несу еще расходы, перевожу льготных пассажиров бесплатно, прихожу в уполномоченный орган и даю выкладку о своих недополученных доходах. А мне говорят: мы тебе компенсируем 10 процентов от того, что ты недополучил, или вообще ничего не компенсируем, потому что у нас в бюджете не заложено. И закон наш саратовский нам это позволяет сделать, так как порядок согласования компенсации мы устанавливаем после того, как ты уже получил свидетельство.
Мы предложили изменить эту норму и определить, что такой порядок должен быть установлен до победы в конкурсе и до получения свидетельства. На что нам сослались на статью в федеральном законе, которая говорит, на наш взгляд, совершенно о другом, а именно о том, что компенсация выплачивается после получения свидетельства, но о самом-то порядке ее определения там нет, когда она должна быть предложен перевозчику.
Вызвало у нас дискуссию и наделения уполномоченного органа правом устанавливать остановочные пункты на автовокзалах и автостанциях. В федеральном законе написано, что такие остановки на частных территориях определяются нормативным правовым актом субъекта РФ по конкретному межрегиональному маршруту. Рабочая группа считает, что рассматриваемого закона будет достаточно, чтобы передать эти полномочия в орган исполнительной власти. Мы видим для себя в этих случаях коррупционные риски. И считаем, что федеральный закон в этой части должен быть соблюден и такие остановки должны определяться отдельным нормативным актом, чтобы при его согласовании и прохождении соблюдались все требуемые законом условия.
- Андрей, какие дальнейшие действия Вы будете предпринимать?
- Выбора, как такового нам никто не предоставил, ультимативно сообщили, что закон будет принят в таком виде.
Посмотрим. Если его исполнение повлечет за собой нарушение наших прав и законных интересов, мы, конечно, обратимся в суд.