Галстук, крест и полумесяц
11:57, 1 июля 2010
В саратовских лагерях можно отдохнуть и помолиться
Детские лагеря Саратова в этом году как никогда полны. В некоторых пришлось ставить добавочные койки, ведь желающих отдохнуть и оздоровиться оказалось гораздо больше, чем ожидалось. Помимо традиционных веселых стартов, «Зарниц» и песен у костров, лагеря все чаще предлагают детям задуматься о Боге и найти свое место в жизни.
Сколько стоят наши детки
Летняя кампания-2010 стала во многом экспериментальной. Финансирование детских лагерей отобрали у Фонда социального страхования и передали муниципалитетам. Так, Саратов выделил на эти цели более 46 млн рублей. Таким образом, двери лагерей открылись для всех желающих, а не только для льготников и бюджетников. Чтобы отдать своего ребенка в руки вожатых, родителям достаточно было взять справку в школе. А затем на специальной ярмарке получить сертификат, который ровно в два раза снижает установленную стоимость путевки – 8757 рублей. 10 муниципальных лагерей Саратова вообще предлагали их за 4378 рублей, то есть с сертификатом дети могли отдохнуть там абсолютно бесплатно. Но это в теории, а на практике родители и чиновники оказались недостаточно подготовленными к переменам.
- Мы думали, что на ярмарки по выдаче сертификатов, которые проходили в саратовских школах, никто не придет, - рассказывает специалист комитета по образованию администрации Саратова Людмила Береснева. - Но довольно быстро все сертификаты оказались разобранными. И еще долго к нам в комитет приходили и звонили родители, приходилось объяснять им, почему мы не можем выдать сертификат.
Сами ярмарки отдыха в ряде школ превратились в настоящие «ходынки»: люди давились в очередях по несколько часов. Они услышали, что каждый ребенок сможет получить заветную бесплатную путевку. Потом саратовским чиновникам пришлось объяснять, что словосочетания «каждый ребенок» и «все дети» не синонимичны. Таким образом, не без скандалов выдали около 6 тыс. сертификатов. В других районах области стоимость путевки достигала 15 и даже 16 тыс. рублей.
Кроме того, родители могут отдавать детей в лагеря с дневным пребыванием на базе школ. Чиновники подсчитали, что этим способом отдыха воспользуются более 7 тыс. юных саратовцев. Еще 13 тыс. пойдут в лагеря с дневным пребыванием на базе клубов (там не предусмотрено питание).
Лагеря для избранных
Продолжают работу и лагеря «не для всех». Например, в «Олимпийце», расположенном на Сазанке, проходят учебно-тренировочные сборы областных команд по водному поло, прыжкам в воду и академической гребле. Лагерь «Сокол» принимает детей исключительно дошкольного возраста. Традиционно пройдут смены для одаренных ребят, юных математиков, краеведов и кадетов.
На балансе различных предприятий и организаций сегодня находятся семь лагерей. Среди них – лагеря учебно-технического оздоровительного центра, саратовского «ОРТПЦ» (филиал телевизионной и телерадиовещательной компании), «Газпром трансгаз Саратов». Два ДОЛа из разряда ведомственных в этом году перешли в муниципальные: «Дружба» (ТЦ «Поволжье») и «Лесная республика» (Центральный научно-исследовательский институт измерительной аппаратуры). «Дружба» вообще в 2009-м оказался единственным лагерем Саратова, не подготовленным к летней кампании. Главу торгового центра, депутата облдумы Зинаиду Самсонову тогда обвиняли, что она намеренно хочет развалить ДОЛ, чтобы построить на его земле какие-то здания. Парламентарий же ссылалась, что комитет по имуществу города так и не передал лагерь в безвозмездное пользование предприятию. В конце концов после ряда громких заявлений представителей местной политэлиты Самсонова вернула «Дружбу» Саратову.
Если раньше ведомственные лагеря жили исключительно за счет предприятий-балансодержателей и продажи путевок, в нынешнем году горадминистрация выделила средства и этим здравницам по программе помощи детям из малоимущих семей. Теперь в каждой за счет бюджета отдыхают по 50-100 ребятишек.
Другие дети
Есть среди ведомственных лагерей Саратова и такие, которые продолжают вызывать в обществе неоднозначную реакцию. Речь о тех, что имеют религиозную направленность. Пока власти не спешат выделять их из общей массы «частных» лагерей и относятся к ним достаточно легкомысленно. Между тем там отдыхает и обучается, возможно, наша будущая религиозная элита, которая однажды станет «пастырями» для десятков и сотен тысяч россиян.
Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» разрешает всем вероучениям (кроме официально запрещенных в России) проводить образовательную и воспитательную работу. Это же их право закреплено в уставах, которые утверждаются на местном и федеральном уровнях. Несколько поколений жителей страны воспитывались и жили в атеистическом обществе и практически утратили связь с религиозным наследием предков. И вот теперь конфессии через детей пытаются заново приобщить народ к вере.
Лагерь славный, православный
Казалось бы, гораздо проще действовать в этом направлении православной епархии: как-никак, основополагающая религия нации, власть оказывает ей всяческие знаки внимания, закон «О свободе совести...» признает «особую роль православия в истории России». Тем не менее собственный лагерь у Саратовской епархии появился всего лишь четыре года назад (к примеру, в соседней Самаре подобный действует уже больше 13 лет). В 2007-м муниципалитет передал лагерь «Солнечный» на 9-й Дачной Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование. Ежегодно там отдыхают более 300 детей. Внешним видом лагерь ничем не выдает своей религиозной сути, и этим, наверное, ставит в тупик многочисленных фотокорреспондентов. На территории стоят старые купеческие дома XIX века, вдоль дорожек - плакаты со сказочными героями, из динамиков доносятся детские советские песенки. Единственное, что бросается в глаза и контрастирует с общей картиной, – вожатые в длинных одеяниях: подрясниках.
- Наш лагерь и распорядком не сильно отличается от других, - рассказывает отец Александр (Чеботарев), священник храма Серафима Саровского и директор «Солнечного». - За исключением того, что у нас есть утренние и вечерние молитвы, уроки церковнославянского языка, нет дискотек. Нашим детям также запрещено пользоваться мобильными телефонами, чтобы они не отвлекали их от лагерного быта. Кроме того, по субботам и воскресеньям мы проводим богослужения.
Собственной церковью лагерь также пока не обзавелся. Вместо этого в столовой (которая тут именуется трапезной) развернули полевой храм имени святого князя Александра Невского. В лагере отдыхают воспитанники воскресных школ при саратовских храмах. В этом году по итогам конкурса город оплачивает пребывание в «Солнечном» 50 детей в каждую смену. В качестве вожатых здесь выступают учащиеся и выпускники Саратовской семинарии, а отрядными воспитателями работают педагоги воскресных школ. Одним из таких вожатых всего два года назад был и отец Александр.
- Наш лагерь – это продолжение воспитательного момента, - говорит он. - Ребенок летом находится здесь, при нас, вместо того чтобы слоняться по улице и приобщаться ко всякой грязи: наркотикам, алкоголю, дискотекам.
- Что же, у вас совсем запрещены танцы? А как дети развлекаются?
- Как говорил апостол Павел, «все мне дозволено, но не все полезно». Поверьте, дети в лагере живут настолько насыщенной жизнью, что им не нужны дискотеки.
Воспитанники регулярно плавают по Волге с экскурсиями, посещают храмы Саратова и Энгельса, совершают пешие походы. Не забывает руководство «Солнечного» и о военно-патриотическом воспитании детей: их вывозят в Парк Победы, на Энгельсскую авиабазу и в Таманскую ракетную дивизию в поселок Светлый.
Отец Александр выразил надежду, что некоторые из этих ребят в будущем станут священнослужителями. Его мысль поддержал и отдыхающий в лагере второй год школьник Алексей. Он вместе с мамой раз в неделю ходит в храм во имя Cвятых Царственных Страстотерпцев при СГУ. Раньше мальчик ездил в обычные летние лагеря, но они ему не нравились:
- Там дети ругались матом, курили, вожатые за ними не следили, ночью всех будили, зубной пастой мазали. В этом лагере такого нет, мы все – друзья.
В будущем Алексей хочет поступить в семинарию и стать священником. Кстати, выглядел мальчик довольно необычно: на шее - красный галстук, а чуть ниже на цепочке висит крестик. Он объяснил, что цвет галстука повторяет цвет флага его отряда (в лагере отряды называются «уделами» и носят имена святых, например, «2-й удел равноапостольных царя Константина и матери его Елены»).
Православному лагерю Саратова пока не хватает как материально-технической базы, методических разработок, так и помещений для проживания детей. Но у него хотя бы есть своя территория, а значит, какая-то стабильность.
«Мы муслимы,
мы защитники ислама…»
Мусульманские лагеря появились в нашем регионе раньше, чем в остальной России. Еще 17 лет назад у нас заработала первая такая смена. С тех пор в области их регулярно действует по несколько, однако о собственном лагере мусульмане могут только мечтать. Такие лагеря – это «островки» исламской культуры посреди мира христиан.
Немусульман туда пускают неохотно. Журналистов приглашают в основном на официальные показные мероприятия вроде фестивалей, церемоний открытия и закрытия. Мне, например, так и не удалось попасть в лагерь «Заря» в Усть-Курдюме, где на той неделе завершилась исламская смена. В Духовном управлении мусульман Поволжья (ДУМП) будто намеренно не отвечали на мою просьбу показать лагерь и даже отказывались о нем рассказать. Это наводило на подозрительные мысли: чем таким занимаются дети, что к ним не пускают журналистов? И только после закрытия смены мне ответили. Дескать, людям непосвященным некоторые мусульманские обычаи могут показаться странными и даже жестокими. Например, побудка детей в три часа утра на молитву.
И все же после долгих увещеваний руководитель пресс-службы ДУМП Ахмед Махмедов согласился рассказать о работе мусульманских лагерей. В «Заре» отдохнули 150 саратовских детей, а также гости из Пензенской области. В прошлые годы к нам съезжались юные приверженцы ислама со всего Поволжья. Вообще же своим устройством лагерь похож на православный. Там отдыхают дети из мусульманских общин, преподавателями работают учителя из медресе, студенты и выпускники исламских университетов различных стран. При этом мусульмане оставляют местный лагерный костяк физруков, руководителей творческих секций. Впрочем, различий между лагерями гораздо больше.
- У мусульман есть система разрешений и запретов: халял и харам, - говорит Махмедов. - Они касаются питания, раздельного пребывания в одном месте юношей и девушек и самого досуга.
Смена в «Заре», которая называлась «Муслим» («Мусульманин»), была мужской. Проводятся и смешанные, но и тогда мальчики и девочки живут в разных помещениях. Детей действительно будят в три утра для совершения намаза, хотя не всех, а только достигших 13 лет. В качестве мест для молитвы последователи ислама используют столовые, клубы (дискотеки у них тоже не в чести). А вообще же мусульманин может молиться везде, кроме ванной и туалета.
В лагерь специально завозят мясо – последователям ислама можно есть только животных, забитых особым способом. Проще говоря, их должны забить с именем Всевышнего на устах. Есть и специфические ограничения в одежде: девочки должны носить хиджаб, мальчикам желательно не оголять ноги выше колен во время молитвы.
- Самая главная цель лагеря, чтобы у детей появилось понятие, что такое ислам, кто такие мусульмане, что такое мусульманское братство, что такое молитва и какое она занимает место в жизни человека, - продолжает руководитель пресс-службы ДУМП. - Немногие родители могут дать сегодня своим детям религиозные знания.
Программа, по которой обучаются воспитанники лагеря, в свое время разработана саратовским медресе «Шейх-Саид». Его директор, он же руководитель «Муслима» Расим-хазрат Кузяхметов, также прошел через мусульманские смены. Детей обучают нравственности, рассказывают о Коране и пророке Мухаммеде, преподают основы арабского языка. Из светских предметов особый упор делают на физическую подготовку мальчиков – в исламе приветствуется здоровый образ жизни.
- Учите ли вы детей в лагере терпимости к другим религиям и нациям? – спросил я Ахмеда Махмедова.
- У нас нет на это времени, да и необходимости тоже – в исламе все эти моменты оговорены. В Коране написано: «Я создал вас людьми, разделил на мужчин и женщин и создал племена и народы, чтобы вы познавали друг друга, чтобы вам было интересно жить».
Между собой религиозные лагеря Саратова никак не взаимодействуют, редки и контакты епархии с Духовным управлением мусульман. Однако совместная работа по воспитанию детей вполне возможна. Например, на Кавказе действуют общие лагеря для христиан и мусульман, в Пермском крае в этом году пройдет первый молодежный волонтерский лагерь для представителей обеих конфессий.
В конце концов, цели и христианских, и исламских, и обычных детских лагерей совпадают: задача-минимум – отправить летом детей с улиц на свежий воздух, задача-максимум - за короткий срок постараться привить им любовь к знаниям и спорту. Важно, чтобы на это работали не только родители, но и власти, хотя бы не мешая, а лучше помогая тем, кто за них готов нести такое бремя.