Вопрос-ответ
09:32, 24 июня 2010
Дорогие читатели! В редакцию «Резонанса» продолжает поступать много вопросов. В этом номере мы отвечаем на самые популярные и актуальные из них.
«Во всем доме отключили горячую воду. Председатель управляющей компании сказал, что ее не включат, до тех пор пока жильцы не погасят свои долги. Насколько это правомерно и что делать тем жильцам, которые исправно платят?»
Андрей Савицкий, заместитель министра строительства и ЖКХ области:
«Управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг, вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения (уведомления), в связи с тем что у потребителя имеется задолженность по оплате хотя бы одной из коммунальных услуг в размере, превышающем шесть ежемесячных размеров платы. Но в многоквартирном доме ограничить или прекратить подачу коммунальных услуг технически сложно: потребуется установление каких-то специальных устройств, ограничивающих поступление ресурсов именно в квартиру должника. Реально возможно только ограничение подачи электрической энергии.
Если же оплата не произведена и в течение месяца после введения режима ограничения, потребителю следует отключать горячую воду и газ до погашения им задолженности. При этом необходимо знать, что не могут быть ограничены или прекращены подача холодной воды, отопление помещений, водоотведение.
В соответствии с пунктом 86 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не должны приводить:
а) к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме;
б) к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
При этом пунктом 85 указанных правил установлено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускаются.
Министерство регионального развития РФ в письме от 29 ноября 2007 года № 21492-СК/07 также исходит из неправомерности приостановления (прекращения) энергоснабжения исполнителя коммунальных услуг (управляющей компании) при условии добросовестного исполнения конечными потребителями (физическими лицами) своих обязательств по оплате оказанных им коммунальных услуг.
Аналогичной позиции придерживается Верховный суд РФ (определение от 23 марта 2005 года по делу № 10-Впр04-15).
Таким образом, управляющая организация не имеет права приостановить или прекратить подачу горячей воды в многоквартирный дом, если граждане в таком доме имеют задолженность по оплате тепловой энергии.
Управляющая организация обязана принять меры по повышению собираемости платежей граждан.
К лицам, постоянно задерживающим жилищно-коммунальные платежи, необходимо принимать меры в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищным законодательством РФ предусмотрены две меры воздействия на граждан, которые имеют задолженность за жилищно-коммунальные услуги.
Просрочка жилищно-коммунальных платежей либо их неполное внесение влекут для должника начисление пеней. В настоящее время пени устанавливаются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Жилищным кодексом РФ также предусмотрено выселение нанимателя и членов его семьи, которые без уважительных причин в течение шести месяцев не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако выселение является исключительной мерой ответственности.
Управляющей организации в целях исполнения возложенных на нее договором управления обязанностей необходимо разработать мероприятия по работе с должниками».
«ТСЖ-3 продолжает рассылать жильцам корректировки. Так, одному пенсионеру пришла корректировка на сумму 1116 рублей за прошлый месяц, другой пенсионерке, которая является инвалидом, - на сумму 1100 рублей. Правомерно ли это? И куда обращаться жильцам, если они не согласны с корректировками?»
Андрей Савицкий:
«В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №307, исполнитель коммунальных услуг вправе по итогам квартала производить корректировку платежей населения за горячее, холодное водоснабжение и водоотведение, электроснабжение исходя из фактически сложившегося потребления и по итогам года - корректировку за отопление.
Если многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета, согласно пункту 3 приложения № 2 к правилам, в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение определяется в соответствии с нормативами потребления, а в помещениях, оборудованных приборами учета, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение определяется по показаниям прибора учета с использованием коэффициента, учитывающего технически неизбежные, обоснованные потери холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Остальная разница распределяется на жилые помещения, не оборудованные приборами учета, пропорционально доле их площади в общей площади всех помещений дома.
Кроме того, на выставленную корректировку не производится начисление пени и долг за корректировку не является основанием для отключения в доме горячего и холодного водоснабжения, если текущие платежи за предоставленные коммунальные услуги погашаются в полном объеме.
По вопросу несогласия с размером выставленных корректировок гражданам следует обращаться в прокуратуру».
«Мой ребенок в этом году идет в школу. На лето я его собиралась оставить в детском саду, однако заведующая отказала, мотивировав это тем, что группы переполнены. В то же время она соглашается оставить ребенка в детсаду за деньги – около 3 тысяч рублей. Правомерно ли это и как поступать в такой ситуации?»
Пресс-служба министерства образования области:
«Заведующая детским садом вправе отказать в воспитании ребенка в период летних каникул, если группы переполнены. Согласие оставить ребенка за деньги неправомерно. Министерство образования рекомендует родителям в таких случаях обращаться в правоохранительные органы».
Вопросы можете задавать по телефону 73-57-31 или присылать по электронной почте rezonsar@mail.ru