Борьба и обновление элит в Саратове

Монархическая аристократия билась за честь и Отечество, материальная награда за это для них была второстепенна. Нынешний «цвет нации» ставит целью своих завоеваний кормушку власти, а беды государства подождут. Но кормушка, из которой хлебает элита, не безд

09:00, 23 июня 2010

Часть I
 

Знать, она сильна,
когда идет кругом война


Королем правит свита, а государство двигает элита. На региональном уровне элита предопределяет политический курс губернии. Так что же собой представляет местная элита, какими интересами движима и куда плывет? Сегодня саратовская элита, как, впрочем, и российская, являет собой, с нравственной точки зрения, убогое сборище. Ждать от новорусской знати любви к Родине и заботы о простых смертных не приходится. Ее устремления, увы, направлены не на государственную стезю, а на власть денег. Монархическая аристократия билась за честь и Отечество, материальная награда за это для них была второстепенна. Нынешний «цвет нации» ставит целью своих завоеваний кормушку власти, а беды государства подождут. Но кормушка, из которой хлебает элита, не бездонная. Всех не накормишь. Поэтому вместо консолидации во имя процветания страны и отдельно взятой губернии «сливки нашего общества» грызутся между собой за трон и стол.

Саратовская элита разделилась на несколько блоков.
Сама по себе стоит каста региональных федералов. Основу их составляют правоохранители: ГУВД, УФСБ, прокуратура, следственное управление СКП и т.д., а также судьи. Этот элитарный корпус губернии ни от кого из местных политиков не зависит, ориентирован на федеральный центр власти. Но и мало сегодня влияет на экономические и политические процессы в области. Правоохранители даже не в силах повлиять на самое важное для них направление в политической сфере – обуздать коррупцию. Причины слабости понятны. Все дело в настоящих установках, которые они получают от властей предержащих.
Как во всяком разбойном царстве, правоохранцы должны, прежде всего, защищать режим, беречь элиту и обогащаться сами. А для борьбы с коррупцией сгодятся медсестры, учителя, в крайнем случае - директора социальных учреждений и депутаты поселковых советов, попадающиеся на нескольких тысячах рублей. И иногда случайно залетные или специально слитые высокие чины, как, например, председатель комитета по управлению имуществом Саратова Афонин (единственное резонансное дело за год при огромной армии фискалов, контролеров и надзирателей).
Здесь произошло распределение сфер влияния. Силовики в губернии сейчас больше заняты своими интересами и не играют весомой роли в политических делах, как это наблюдалось при бывшем прокуроре области Анатолии Бондаре. Иногда происходит взаимовыгодное сотрудничество. Например, один судья в пользу одного генерального человека вынесет решение о взыскании с обидчика неразумной суммы, а другому вышестоящему судье другой нижестоящий генеральный подгонит многомиллионную квартиру. Взаимопомощь и взаимовыручка непременны в элите. Она скрепляет бастион власти. Правда, по старинке некоторые еще думают, что такая сплоченность элит должна быть для защиты государства. Но это уже анахронизм: традиции взаимовыручки остались, но играют они зачастую на прямо противоположные цели. Такова ныне психологическая особенность элит.     
Элита себя хранит и бережет. Идет профанация борьбы с коррупцией, в которой киснут сливки общества. Символом профанации борьбы с коррупцией стала декларация госчиновниками, судьями, правоохранителями и депутатами своих доходов. Что еще лучше можно придумать, чтобы задурманить несведущим людям мозги и попытаться показать, что вся высшая знать губернии чиста, скромна и небогата… На самом деле эти декларанты выставили себя и президента, который наивно думал, что российская элита станет честна и открыта, на посмешище, так как только дураки не понимают: официальные декларации о доходах и имуществе - это легитимное вранье и отбеливание себя. Произошла массовая имитация чистоты портфелей и мундиров. Это показывает, насколько коррупция живуча и неистребима. И насколько она может быть лукавой. Это как фокус: зритель видит в руке иллюзиониста деньги, но понимает, что это зрительный обман – их нет. Только здесь наоборот – государственные «фокусники» показывают, что у них «левых» денег нет, но все знают: их у «копперфильдов» от власти навалом. Так элита при помощи державного правителя спасает себя.
* * *
Доминирующий элитарный корпус – партия власти, состоящая из единороссов, ориентированных на Володина и условно состоящих в его клане. Сюда входят партийные функционеры, члены регионального политсовета, депутаты областной и городской дум. Это ректоры почти всех самых крупных саратовских вузов. Далее идут депутаты районных советов, администрации муниципалитетов. В целом они в основном творят все губернское законодательство, орудуют бюджетными деньгами и ворочают муниципальное хозяйство. Они добились своего статуса, выслуживаясь по партийной линии, и аристократией в привычном понимании этого слова быть не могут.
Хотя в формирование едроэлиты привнесены монархические традиции — она создается с клановым подходом и по принципу верности лидеру. Только при этом от самодержавия забыли взять главные аспекты – честь и интеллект. Кремлевские правители тоже выстраивают элиту себя по клановому принципу, с них и берут пример регионы. Только вот вокруг Кремля создана сплоченность и иерархия правящего класса, у нас же в Саратовской области попытка всех выстроить по линейке и по лестнице приводит, напротив, к разобщенности и раздробленности элит.
Видимо, потому, что персон, которые считают себя элитой, в Саратове чересчур много стало, а ячеек в домике власти на всех не хватает. К тому же клановый принцип устроения власти на местах непременно приводит к сопротивлению и борьбе с таким подходом других кланов, которые хотят своей доли. Но, получив власть, поведут себя абсолютно так же – это коллективная психология людей. Посмотрите, как сейчас формируется администрация Саратова: на наших глазах создается новая городская элита, по удельно-княжескому образцу заточенная на одного суверена. В этой обойме не место чужакам, даже людям из вышестоящего клана, хотя местный хозяин, как вассал, принимает власть своего покровителя. Такой чистки городского класса управляющих не было, с тех пор как из мэрии выдворили Юрия Аксененко. И что бы вы ни думали о деловых и моральных качествах новых «пришельцев» в мэрию, глава Саратова вас убедит, что с его благословения в администрацию пришли компетентные, трудолюбивые и честные граждане, не чета изгнанным. Собственно, примерно так и заявил Олег Грищенко в своем последнем интервью: «Тех, кто пришел со мной, людей своей команды по всем критериям могу оценить на пять баллов» («Газета недели в Саратове», № от 08.06.2010). Сразу видно, что с такой самоуверенностью человек полетит далеко. Куда долетит, узнаем через 10 месяцев.
* * *
На то, что происходит в партии власти, в областном правительстве, саратовской мэрии, со злобной завистью смотрят антагонисты местной элиты – лидеры и функционеры оппозиционных партий, затравленные бизнесмены, оставшиеся не удел или затертые некогда блистательные единороссы. Они либо активно борются за свою долю, либо ждут своего часа. Они самонадеянны и потому раздроблены. Например, возьмем региональное отделение «Справедливой России». Оно состоит из кучки независимых друг от друга лидеров. Пожаров и Полещиков, Тюхтин и Самсонова, Марков и Лукьянова. Это произвольные пары. На самом деле у саратовских эсеров нет ни пар, ни хоровода, они как на хаотичной кислотной дискотеке – тащатся сами с собой. Они не способны договориться друг с другом, хотя на людях показывают мнимое согласие. Их внутренний раздрай мы увидим, когда начнут делить партийный список и округа в гордуму. Уже сейчас доносятся голоса, что не все у них ладно.
Более-менее командные принципы, и то скорее в силу своей консервативности и коллективной опасности извне, показывают коммунисты. Но их в местной элите столь мало, что они не могут на что-то всерьез влиять и рассчитывать.
Прочие партийные образования в Саратовской области до того незначительны, что и говорить о них не стоит.
* * *
Но самая интересная и интригующая борьба ожидается в самой «Единой России». Ее везде так много, она столько в себя партийных единиц вобрала, что создать им всем привилегии не в состоянии. Клановый принцип, заложенный в основание партийного строительства, давно раздражает как ипатовских, так и самостоятельных членов партии, которые чувствуют в себе потенциал для великих дел. И они будут теснить володинских и использовать любой подходящий случай, чтобы взять инициативу на себя. Тем более подходящий момент настает.
Во-первых, нынешняя партийная элита большей частью консервативна, безынициативна и неповоротлива. Во-вторых, саратовская «Единая Россия», склепанная из бюрократов и партфункционеров, явно испытывает дефицит в продвинутых, харизматичных и финансово устойчивых кадрах.
Соответственно, новая подрастающая элита, которая сама добилась всего, не довольна, что депутатами становятся, по их мнению, случайные и никчемные карьеристы-приспособленцы, а их потенциал не востребован.
Самое время пытаться взять партию в свои руки. Самый оптимальный способ сделать это - через выборы в гордуму. Тут, уверен, есть свой жизненно важный интерес у Олега Грищенко. Ему могут помочь и другие самостоятельные единороссы. Переформатировав под свое видение гордуму, Грищенко и поддерживающим его комбинаторам можно будет забрасывать своих людей в региональный политсовет как агентов влияния и последующей вербовки падких на подачки и неуверенных в своем будущем политсоветчиков. Денег на это хватит, если учесть, что многие члены политсовета  - люди не состоятельные и кормятся на тех должностях, которые помог им обрести вождь. Но не вечно же быть благодарными вождю? Это не в политических правилах. Конъюнктура – это возможность выгодно продать, в данном случае себя, драгоценного. Чувство верности и благодарности испарится тотчас же, как только положение лидера пошатнется. Так произошло с Аяцковым, когда многие из его окружения переметнулись к Володину. Такой момент наступает и сейчас. Здесь важно извернуться и рыбку поймать, чтобы она не ускользнула. Впрочем, власть славного единоросса по-прежнему велика. Но делиться ею все-таки придется. Он уже существенно поделился с Грищенко, отдав ему и город, и фракцию. Но человек разумный – хищник. Получив кусок и насытившись, он не удовлетворяется, ему нужно получить все. С другой стороны, ему порукой стая, которая, почуяв слабину вожака, раздерет и за своего кормильца.
Внутрипартийная борьба назрела и по всем политическим законам должна произойти. Но это, уверен, понимает и сам Володин, и потому он сумеет оседлать процесс и замотивировать самых сильных и нетерпеливых,  вновь попытавшись сделать так, чтобы все ему были обязаны.
Именно кадровая перетряска и обновление внутри партии вырастит новую правящую силу губернии и выдвинет из ее среды потенциального губернатора.

(Окончание следует)

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться