Клинический случай саратовских поликлиник
10:00, 17 ноября 2015
Корреспонденты «Четвертой власти» побывали в саратовских поликлиниках в качестве «тайных пациентов», чтобы оценить качество оказания услуг горожанам и выяснить основные проблемы в работе учреждений. Именно такую форму проверки избрала на днях министр здравоохранения Саратовской области Жанна Никулина. Тогда глава минздрава дала по итогам комментарий, согласно которому особых проблем у пациентов медучреждений нет.
Журналисты посетили 4 поликлиники Саратова и 1 травмпункт. По легенде «пациент» зарегистрирован по другому адресу и хочет закрепиться именно за этой поликлиникой, чтобы получить медицинскую помощь. Такая форма предусмотрена действующим законом «О медицинском страховании», согласно которому гражданин, имеющий страховой медполис, вправе выбрать самостоятельно организацию независимо от прописки.
Филиал поликлиники №6 на 4-й Нагорной улице, Заводской район Саратова
Неприметное снаружи здание приятно удивило журналиста буквально с порога. У входа был аккуратно расстелен коврик, а вокруг была идеальная чистота. В регистратуру оказалась небольшая очередь из четырех человек, но сотрудника на месте не было. Как пояснили ее коллеги: главврач срочно вызвал к себе.
Спустя 15 минут регистратор все же появилась и достаточно быстро разобралась с очередью. На просьбу корреспондента закрепить его в этой поликлинике отказа не последовало. Женщина дала два бланка заявления и записала на прием к терапевту, предложив наиболее удобное время. При этом сотрудница поликлиники заверила, что, кроме заявлений для получения помощи не по месту прописки, больше ничего не надо. На общение с регистратором с учетом всех уточняющих вопросов от оказавшегося впервые пациента ушло не более 5 минут.
При уточнении, сколько придется простоять в очереди к терапевту, собеседница затруднилась дать однозначный ответ, но отметила, что как правило записавшиеся на прием пациенты ждут не более 1 часа, больших очередей у них практически нет.
Пройдясь по коридорам, журналист убедился, что регистратор сказала правду - они оказались практически пустыми: то ли люди перестали болеть, то ли предварительная запись дает свои плоды. Самая большая очередь в количестве четырех человек наблюдалась у кабинета физиопроцедур. Ожидающие в ней женщины пояснили, что им всем назначена магнитотерапия, а аппаратов на всех желающих не хватает. Пенсионерки также пришли по записи, причем две из них просто приехали раньше назначенного время, поэтому приходится ждать.
Стоит отметить, что внутри поликлиника выглядела ухоженной и, очевидно, недавно ее помещения были отремонтированы. Об этом свидетельствовали новые двери в кабинетах и между коридорами, аккуратно заштукатуренные стены и новенькие скамейки у кабинетов. Складывалось впечатление, что это коммерческая клиника с внушительным прейскурантом.
Соответствовала образу и стоимость одной пары бахил, которые продавал аппарат на входе. Она составила 10 рублей (в аптеке в среднем 2-3 рубля). Для пенсионеров, которые чаще всего и посещают поликлиники, такая цена вполне ощутима.
Филиал поликлиники №2 на улице Московская (бывшая поликлиника №1), Кировский район Саратова
Поликлиника в самом центре города оказалась оживленной, в узеньких коридорах ютились десятки саратовцев. Большой оказалась очередь и в регистратуру. Время ожидания также увеличилось, поскольку на общение с одним пациентом у регистратора уходило от 5 до 15 минут. Соседи по очереди сетовали, что такое происходит каждый раз.
На вопрос, можно ли закрепиться за этой поликлиникой при регистрации в другом городе, работники дали положительный ответ и направили в приемную главврача. Там выяснилось, что время, когда принимают такие заявления, строго ограничено двумя периодами с 9.00 до 11.00 и с 14.00 до 15.00. На стенде рядом с кабинетом был вывешен перечень необходимых для этого документов. Гражданин должен принести с собой по два экземпляра ксерокопии паспорта и медполиса. Беременные женщины должны еще иметь ксерокопию СНИЛСа.
Пообщавшись с посетителями, журналист выяснил, что это далеко не единственный недостаток в работе поликлиники. По словам пациентов, в учреждении достаточно долго приходится ждать очередь к терапевту несмотря на то, что все они предварительно записались и получили талон на конкретное время. Несколько женщин пожаловались также и на длительность самого приема. При этом оговорились, что причиной, по их мнению, является отнюдь не плохая работа специалиста.
«Тут поликлиника не причем. Их заставляют очень много писать. Отчеты и туда, и туда. Это в любой поликлинике так у терапевта. Они пишут очень много и в карточке, и на компьютере чего-то делают», - посетовала одна из пациенток.
«Лучше вообще не болеть. Если финансы позволяют, то в платную проще пойти. Так быстрее будет», - резюмировала вторая.
Самая большая очередь наблюдалась у кабинетов рентгенографии и физиопрофилактики, там она выстраивается не по талонам, а «вживую». По словам людей, рентген одному пациенту делают в среднем 15 минут, время приема с 9.00 до 13.00. В целом жалоб у присутствовавших на работу врачей не было, но одна из женщин заметила, что рентгенолог приняла двух человек вне очереди, что очень ее возмутило.
Относительно физиопроцедур пациенты заверили, что очередь наблюдается только с утра, потому что приходят в основном пенсионеры, вечером же получить услуги можно без проблем.
Основным недостатком в поликлинике, по заверениям ее посетителей, является работа регистратуры. Горожане выражали беспокойство, что их амбулаторные карты зачастую невозможно найти: либо их не передали вовремя от врача после приема, либо они попросту затерялись не в той стопке.
Корреспондент «4В» стал свидетелем описанных выше ситуаций. За время простаивания в очереди (около 20 минут) к регистратору обратились пять человек. Трижды сотруднику приходилось объясняться по этому поводу с пациентами. В первом случае карточка мужчины, находящегося на больничном, оказалась у врача. Во втором случае документ не удалось найти, поскольку он не был передан после слияния поликлиник №1 и 2. Обратившейся по этому поводу гражданке посоветовали пойти в другое здание (на улице Железнодорожная) и попробовать найти там карточку.
В третий раз пациентка утверждала, что ей выдали совсем не ту карту, хоть и на ее имя. По словам женщины, ее амбулаторная карточка была гораздо толще, поскольку в нее были вклеены результаты многих анализов, а ей предложили что-то на двух листах. Пенсионерка беспокоилась, что в таком виде бумаги не примут в травмпункте, но работнику поликлиники удалось в итоге убедить ее в обратном. В регистратуре ей также пообещали все-таки найти ту самую карту и вернуть на место.
Еще одной немаловажной проблемой для пациентов, по их заверениям, является прохождение УЗИ в поликлинике №2. Одна из собеседниц рассказала корреспонденту, что на процедуру необходимо записываться не ранее чем за месяц.
Поликлиника №16, на улице Вишневой, Ленинский район Саратова
Снаружи учреждение выглядит аккуратно. Есть пандус, на дверях - кнопка вызова персонала и поясняющие наклейки.
В регистратуре не оказалось утренней очереди, у стойки за талонами стояли всего четыре человека. На входе также находился администратор, который помогал людям сориентироваться в больнице.
На вопрос «тайного пациента», как попасть к врачу, если ты прописан в другом районе города, последовал подробный и вежливый ответ. Женщина из регистратуры рассказала, что нужно всего лишь написать заявление о прикреплении. После этого в поликлинике заведут карточку, и можно будет прийти на прием.
«Хорошая здесь поликлиника, особенно хирург. Очереди не очень большие. У нас есть предварительная запись тут. Записываюсь как мне удобно по времени и прихожу, беру талон. Иногда приходиться подождать немного, но это не страшно», - рассказала корреспонденту одна из пациентов, ожидавшая своей очереди возле одного из кабинетов.
Другой пациентке не нравятся услуги местного терапевта, впрочем, как и клиники в целом. «Я хожу сюда, потому что выбора нет. Если бы мы выбирать могли врачей или поликлиники. Врачи здесь возрастные, им уже на пенсию давно пора. Вот моя дочь с мужем и ребенком сюда не ходят, не доверяют, предпочитают платные клиники», - сообщила она.
«У нас часть здесь врачей, часть на Саперной, часть на Международной. Это очень неудобно. Вот мне хирург нужен, а он на Международной. А я сейчас на Вишневой», - пожаловалась журналисту еще одна женщина, пенсионерка.
Следом возмутилась пациентка, проходившая диспансеризацию для работы: «Я набрала кучу талонов, но эти врачи все в разное время принимают. У нас другие сотрудники за один день все прошли. А у вас так нельзя. Из-за вас мне приходиться отпрашиваться с работы. Я буду жаловаться главврачу», - выразила недовольство она.
Поликлиника №19, на Тархова, Ленинский район Саратова
С первого взгляда большое четырехэтажное здание произвело положительное впечатление. Однако уже на первом этаже обнаружился недостаток конструкции здания поликлиники - небольшой холл. В нем корреспондент увидел столпотворение - большая очередь образовалась в три окна регистратуры, также в помещении работали гардероб и стойка справочной информации. Правда, сотрудники поликлиники работали быстро и подолгу никто не стоял.
На просьбу «тайного пациента» о закреплении в данном медучреждении ответили согласием. Процедура оказалась несложной: нужно заполнить заявление и далее заводится карточка. Однако бланков в регистратуре не оказалось, поэтому работники регистратуры предложили прийти на следующий день.
Изнутри поликлиника встречала мрачными коридорами с синими (где-то зелеными, бледно-желтыми) бетонными стенами и серым потолком. Местами краска и вовсе осыпалась. Очереди были и на каждом из этажей. Однако они не мешали пациентам хорошо отзываться о поликлинике и ее специалистах.
«Врачи здесь тактичные и грамотные. А очереди - это все из-за огромной территории, которую врачи обслуживают, сколько здесь участков, новых домов еще столько. Тут терапевтов только человек 20», - рассказала девушка, ожидавшая у двери одного из кабинетов.
Примерно также считает и другой пациент. «Мне все нравится здесь. А очереди, потому что у нас окружность какая, нигде поликлиники нет поблизости, кроме этой, врачи все не успевают», - рассказал мужчина.
Недовольной осталась пенсионерка, которая не смогла записаться на прием к врачу. «Врачи тут хорошие, только не запишешься ни к кому. Я не могла записаться к хирургу и к онкологу на ноябрь. Все занято. Запись идет только на декабрь. Это безобразие», - возмутилась женщина.
Травмпункт на 4-й Дачной, на улице Зои Космодемьянской
Фасад здания обветшал и явно требует хотя бы косметического ремонта.
Внутри учреждение оказалось очень маленьким и тесным. Очереди на рентген ожидало человек 20, но сидячих мест хватало не всем. Людям с переломами ног, приходилось стоять, облокотившись на стену или костыли.
По словам одного из мужчин, он ждал уже 1,5 часа. Однако отношение пациентов к такому положению дел было спокойным. «Очередь тут не всегда. День на день не приходится. А сейчас так долго, потому что пока рентген сделают, пока снимок готов будет. Там же еще сидишь и снимок свой ждешь», - пояснил постоянный посетитель травмпункта.
Хорошие отзывы от пациентов получили и врачи, и само учреждение. «Врачи нормально себя ведут, мне никто не грубил. Меня все устраивает. Просто сегодня народу полно. Пожелание только одно - второй рентген-кабинет», - рассказал еще один мужчина.