Педагог-ветеран предлагает переводить директоров школ на контрактную систему
12:17, 9 октября 2015
Татьяна Пахомова, экс-директор школы №18 Саратова, отличник народного просвещения России, председатель Совета ветеранов педагогического труда, рассказала о необходимости введения контрактной системы работы с директорами школ.
«Мне довелось поработать, так скажем, во все времена - и в Советском Союзе, и во время перестройки, и в демократической России. О работе директора образовательного учреждения знаю не понаслышке - из 40 лет педагогического стажа 30 - проработала руководителем 18-й школы. В советские времена она была очень популярна. Порой, у нас насчитывалось более тысячи учеников. Нужно было много знать, уметь. Это был образ жизни - работа, мы жили школой. При этом старались трудиться так, что не было ни нареканий, ни возражений. Тех, кого сняли за проступки, можно по пальцам за все эти годы пересчитать.
Раньше к директору относились как к самому главному и лучшему учителю, его ценили и уважали за принципиальность, а сейчас люди смотрят на совсем другие вещи, например, как он одет, какой у него автомобиль, доход. Это очень печально, потому что акцент с образовательной функции сдвигается на материальную составляющую. Многие педагоги стремятся извлечь дополнительные доходы из своей работы, что категорически неприемлемо.
Сейчас многие стремятся занять эту должность. Она привлекает высокой заработной платой, большими полномочиями. За последние 15-20 лет у нас сильно изменилась система контроля. Если раньше контролирующие функции были у районных отделов образования, комитета по образованию, у учредителя учреждения, инспекторов, то сейчас проверяют многое, но непосредственно образовательную деятельность может контролировать только комитет по надзору и контролю при региональном министерстве по образованию и только один раз в пять лет. Поэтому многие считают, если стал директором, значит, всего добился, и на этом можно расслабиться и царить в свое удовольствие.
Конечно, то, что сейчас у учителей, директоров достойная зарплата - это хорошо. Но мы работали на окладах долгие десятилетия. И он зависел только от нашего стажа. Чем больше стаж, тем больше оклад. Было желание проработать дольше, чтобы научиться большему. Мы стремились к самообразованию, привнести что-то новое в свою школу. Это было дело чести, чтобы твоя школа постоянно чем-то удивляла. Главное для нас было не высокая заработная плата или доходы, не количество учеников в школе, а именно новые знания. Очень важно - мы не боялись критиковать. К сожалению, сейчас на семинарах или открытых уроках все больше хвалебных речей. А все потому, что для критики нужна база - ты должен знать свою работу, аргументировать свою точку зрения. Уровень же квалификации современных педагогов упал. Им не хватает навыков и умений, чтобы доказать свою позицию, свое мнение и апеллировать каким-то фактами.
Поменялось и отношение к ученику и его родителям - раньше директор школы был обязан только дать образование ребенку. Сейчас же от него зависит практически все - от приема в первый класс до награждения федеральными медалями. Конечно, если каждый день думать, на чем еще можно заработать, теряется весь смысл образования. В результате, страдают дети, их судьба.
Безусловно, в современных условиях директор должен быть менеджером, но при этом не забывать о своей ответственности. Поэтому необходимо контролировать его работу. Например, ввести контрактную систему работы с руководителями школ. Таким образом, директор может проработать и десять, и двадцать лет, но будет вынужден постоянно подтверждать свою квалификацию. Главное - не расслабляться», - считает Татьяна Пахомова.