Нужна ли контрпропаганда партии власти?
11:00, 8 октября 2015
На днях в ходе пресс-конференции депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова обнародовала попавший ей в руки документ: задание, которое региональный исполком «Единой России» рассылал по районным отделениям партии. Этим заявлением коммунистка фактически запустила начало предвыборной борьбы за места в Госдуме на территории Саратовской области.
Согласно техзаданию единороссам на местах предлагалось написать контрагитационную листовку на случай приезда к ним оппозиционеров. Им, в частности, предлагалось собрать компромат на политического противника. Вот лишь две цитаты: «Листовка может содержать как реальные, так и выдуманные факты, однако содержание которых не должно противоречить здравому смыслу». Одна из целей листовки «вызвать внутреннее отвращение у местных жителей» к оппозиционеру. Отметим, что в «Единой России» не стали подтверждать или отрицать подлинность документа, в партии лишь отметили, что «контрпропаганда - это обычная системная работа любой политической партии».
«Четвертая власть» решила опросить политологов, достойно ли для партии власти заниматься подобной контрагитацией, использовать «серые» и «черные» политические технологии? Или же единороссам нужно поддерживать здоровую политическую конкуренцию, к чему всех призывает Кремль в лице первого заместителя руководителя администрации президента Вячеслава Володина, постоянно проводящего разъяснительные лекции?
Дмитрий Коннычев, председатель Саратовского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Яблоко»:
«Я бы разделил понятия. Контрагитация - это законный политический механизм, если в листовке, во-первых, указываются верные факты, у нас разрешена как агитация «за», так и агитация «против», это базовое правило демократии. А никакие «черные» и «серые» технологии ни для кого не приемлемы, для партии власти - в первую очередь. Это уже никакая не контрагитация, предусмотренная законом. «Черные» технологии уровень доверия населения к выборам совершенно не повышают, а, наоборот, разрушают его. Я отрицательно отношусь к этому.
Видимо, единороссы чувствуют себя неуверенно, что связано с событиями в стране, в первую очередь в социально-экономической сфере, опросы также не всегда показывают реальную картину того, что люди думают, они могут скрывать свою позицию или обманывать. Я думаю, что единороссы могут все это ощущать».
Дмитрий Митрошин, политический обозреватель:
«Это обычное дело, думаю, что не только в «Единой России» этим занимаются, такие же шпаргалки рассылаются по другим партиям. Здесь же, как я понимаю, не было прямого указания, что конкретно в черном цвете преподносить. Другое дело, что было бы интересно посмотреть, как это в разных районах выполнили, что нарыли и накопали, потому что в исполнении этих мер можно дойти до полного абсурда. Про разных кандидатов в депутаты в разные годы, что только не писали, бред был такой, что и человеку несведущему сразу было ясно, что это поклеп и клевета. При всем моем отношении к «Единой России» в данном случае я ничего страшного не вижу, в политической борьбе это не самое страшное, что может быть. Политика - грязное дело, но готовить свои местные отделения к тому, чтобы давать отпор соперникам на выборах - это нормально.
Партия власти показывает пример, как удержаться у этой власти. Задача любой политической партии, собственно, в том, чтобы захватить власть, а в дальнейшем удерживаться у кормила.
Дмитрий Олейник, политолог:
«Ничего нового в «техническом задании» я не обнаружил, просто набор стандартных контрпропагандистских мер, которые используются в работе всеми политическими силами в течение долгого времени. Коммунисты не исключение, по сравнению с теми ассами контрпропаганды, которые в свое время работали на них, нынешние - просто дети малые. Сомнения у меня вызвало первое предложение о том, что они якобы часто посещают районы области. Что-то я такой активности не отмечал. Да, такие встречи проходят иногда и порой служат основой для местных анекдотов, но их число совсем невелико по сравнению с активностью депутатов от ЕР. Для нашей оппозиции гораздо ближе формат пресс-конференции, так как журналисты, в отличие от жителей, на эти мероприятия еще ходят. Достаточно вспомнить недавнюю встречу со сторонниками, которую уважаемая Ольга Николаевна провела 3 октября у Крытого рынка. Несмотря на выходной день ей удалось собрать лишь несколько десятков заинтересованных слушателей, и это со всего Саратова, чего уж говорить о небольших городах и селах, где на такие встречи приходят, видимо, лишь активисты-однопартийцы и наблюдатели от конкурирующих партий. Так что задача снижения явки на встречи тоже надумана и скорее льстит тем, против кого якобы ведется такая активная работа. Последнее, что у меня вызывает сомнения, - это конкретное указание фамилий тех, против кого должны быть направлены эти мероприятия. На самом деле они должны планироваться в отношении всех представителей конкурирующих партий, и это всем известно. Например, та же товарищ Алимова не упускает случая напомнить обо всех неприятных и тем более криминальных событиях, к которым могут иметь отношения любые члены ЕР, а не только её потенциальные конкуренты в округе. Такое конкретное указание цели контрпропаганды, по законам жанра скорее указывает на «самострел», когда кандидат, желая привлечь к себе внимание и вызвать сочувствие у избирателей, рассказывает о травле и угрозах в свой адрес, а иногда может даже инициировать «нападение» на себя или свой штаб. Таких случаев множество».