Саратовские выборы не избавятся от «каруселей»
10:00, 7 октября 2015
В Киргизии практически не было нарушений на выборах в парламент страны. Такое мнение высказали наблюдатели, следившие за ходом голосования на избирательных участках в республике. Интерес к выборам был обусловлен еще и тем, что в Киргизии голосование проходило с использованием новых технологий. В частности, избиратели перед выборами сдавали отпечатки пальцев. Избирательные участки были оснащены электронными урнами для голосования, которые «узнавали» пришедшего для волеизъявления именно по отпечаткам пальцев.
Наблюдатели считают, что именно внедрение этих технологий позволило избежать так называемых «каруселей», вбросов и других технологий. «Четвертая власть» спросила у представителей различных политических партий и областного избиркома о перспективах внедрения современных технологий голосования, которые помогут избежать фальсификаций на выборах. Настрой политиков в отношении их эффективности и скорейшего внедрения оказался пессимистичным.
Дмитрий Коннычев, председатель Саратовского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «Яблоко»:
«Использовать такие технологии можно. Правда, я не уверен, что их можно использовать отдельно на территории Саратовской области, так как это требует изменения федерального законодательства. Но этими технологиями, я не уверен, что будут решены вопросы с честными и прозрачными выборами. Они всю проблему не закрывают. Может создаться ложное впечатление, что с их внедрением выборы станут честными. Сам процесс выборов нуждается в изменениях, голосование лишь финал.
С отпечатками - мера хорошая, но наш народ, наверное, будет в шоке, что у них снимают отпечатки. Так как это мало что решает при голосовании, то я не большой фанат введения таких штук. От «каруселей» он может застраховать, но от переписывания протоколов, неправильного подсчета - не думаю. А вот, если систему в целом поменять, ввести уголовное преследование тех людей, которые участвуют в фальсификации выборов, то эти меры, принятые одномоментно, сделали бы выборы намного честнее».
Александр Ванцов, депутат Саратовской городской думы («Единая Россия»):
«Я впервые услышал, что там выдавали бюллетени по отпечаткам пальцев. Я прочитал, что на выборах присутствовало около 4 тысяч международных наблюдателей и что выборы прошли без особых нарушений. Удивился, как это киргизы до такой нанотехнологии додумались! Если это на самом деле так, если заранее со всех избирателей сняли отпечатки пальцев, потом они пришли на выборы, куда-то пальцы приложили - и все, можно голосовать. Это просто супер.
Теперь о том, будут ли у нас применять такие технологии. В Москве после выборов 13 сентября было заявлено, чтобы при проведении выборных кампаний оппозицию не шельмовали, было сказано, что оппозиционные партии - это нормальное явление. Это те люди, которые не безразличны к тем проблемам, которые существуют и так далее. Кроме того, призвал тех, кто обладает административным ресурсом, чтобы они «не хулиганили». Где-то через неделю Чуров, главный в избиркоме, предложил в Саратовской области провести занятия, потому что в Саратовской области надо что-то как бы подкорректировать. Это я своими словами говорю. У нас на территории Саратовской области, к сожалению, нарушения избирательного права были и есть. И на это обращают товарищи самого высшего звена. Так вот будут у нас такие аппараты, как в Киргизии? К сожалению, наверное, нет, хотя бы в ближайшее время. Потому что у нас нет денег, с учетом того, что мы в долгах как в шелках, то эти аппараты нам не по карману. Хотя я лично - за, чтобы не было никаких кривотолков - почему одна партия набрала 60%, а другая… Чтобы не было такого, новые технологии надо внедрять, но мы далеки от этого, к сожалению.
Этот аппарат будет сотни тысяч стоить. А сколько нужно таких аппаратов на территории Саратова и Саратовской области? На ближайшую перспективу у нас таких денег не будет».
Ольга Алимова, депутат Госдумы (КПРФ):
«Я другой такой страны не знаю, где идет тотальная фальсификация выборов. На первом месте стоят республики, а на втором Саратовская область. До уровня Киргизии мы, наверное, никогда не дойдем. Я всегда за то, чтобы принять все те методы, которые помогут нам сделать выборы хоть чуть-чуть честнее. Ну, можно было бы принять это в нашем законодательстве, например, для Саратовской области персонально. Везде могут быть любые урны, но в Саратовской области только прозрачные. Но не идут на это. Даже если написано, что урны должны быть просматриваемые, все регионы понимают, что это должны быть прозрачные урны, а в Саратовской области понимают, что это должны быть фанерные или такие, чтобы просмотреть хоть что-либо было невозможно.
Например, считается, что если на досрочных выборах проголосовали более 1% - это аномалия. Но в области голосуют досрочно более 20 с лишним процентов. Это не просто аномалия, а узаконенная фальсификация. Но никто за это не спрашивает. Будут ли брать отпечатки пальцев, будут ли еще какие-то нововведения. Во-первых, в Саратовской области еще ни разу не использовали электронную систему голосования. Вернее, урны стоят, потом внезапно вырубается свет, потом 6 часов ничего не работает, потом вручную посчитали. И на этом вся эта «электронка» заканчивается. Поэтому для Саратова все эти методы для честных выборов использоваться не будут или будут использоваться частично. Для отчетности - да, для подведения итогов - нет.
Использование отпечатков пальцев помогло бы избавиться от «каруселей», но у нас на такое не пойдут. Если использовать прозрачную урну, то сразу будет заметно пачка вброшенных в нее бюллетеней.
Саратовская область - полигон для извращенных выборов. Если нововведения будут внесены в федеральный закон, то они будут обязательны и для Саратовской области. Но у нас что могут придумать - сделают отпечаток большого пальца, этот же «карусельщик» может снять отпечаток второго большого пальца, потом среднего пальца. А никто ведь потом не даст проверить - те ли это отпечатки. Даже с отпечатками пальцев, фотографией сетчатки глаза, анализами кала на яйца глист, никто все равно не даст потом проверить достоверность этого. Я в отношении выборов в Саратовской области абсолютный пессимист».
Павел Точилкин, председатель областной избирательной комиссии, отказался общаться на эту тему. «Его там не было, и он не берется ничего на эту тему говорить», - передал Точилкин корреспонденту через пресс-секретаря ОИК Татьяну Комольцеву.