Печка Энгельса
11:51, 10 июня 2010
В городе-спутнике Саратова строят завод по сжиганию медицинского мусора?
В редакцию «Резонанса» обратилась группа саратовцев и покровчан. Они сообщили удивительную новость: по их сведениям, в черте Энгельса строится завод по утилизации опасных и особо опасных медицинских отходов. Он стал бы неплохим дополнением к Балаковской АЭС, предприятию по переработке химоружия в поселке Горном и пункту для хранения радиоактивных отходов «Радон». Но разве возможно построить подобный завод втихаря, втайне от экологов и простых граждан? Обратившиеся к нам люди утверждают: да. У советских людей была лампочка Ильича, а у покровчан будет «печка Энгельса».
Однажды энгельсским утром…
В Энгельсе за продовольственным рынком «Лидер» расположена промышленная зона, когда-то - территория предприятия «Химволокно». Неподалеку - хлебокомбинат, типография, административные здания, спортивный клуб, строится новый медицинский центр. В общем, земля потихоньку обживается. Как-то майским утром в округе появились незнакомцы. Они с важным видом ходили вокруг заброшенной котельной. На вопрос местных жителей: «Что вы здесь делаете?» ответили: собираются строить «печку для сжигания трупов животных». Люди мало что поняли, но испугались и попросили позвать начальника.
И вот 6 мая состоялась первая и последняя встреча жителей и сотрудников местных фирм с руководителем ООО «Эко Плюс» Олегом Березиным. Он сообщил, что на базе котельной создадут завод по утилизации медицинских отходов. Люди испугались еще больше, мысль о соседстве со столь опасным объектом совсем не радовала. Разрядить обстановку попытался присутствовавший на встрече инспектор областного Роспотребнадзора Александр Ахрамеев. Он пояснил, что завод возведут безопасный, куда безопаснее, например, Саратовской табачной фабрики. Все необходимые документы директор будущей «печки» обещал показать при следующей встрече. На второе свидание он так и не пришел. А через несколько дней участникам встречи позвонили и сообщили: строительство прекращено. Очень оперативное решение!
Люди не поверили такой новости, организовали инициативную группу и начали наводить справки. И выяснилось удивительное: никто, абсолютно никто из ответственных лиц ничего не знает об этом заводе! Ни власти Энгельса, ни Роспотребнадзор, ни Ростехнадзор, ни местные экологические организации. Дальше - интереснее: в списке учредителей «печки» инициативная группа нашла некоего Николая Степановича Романова. Человека, похожего на бывшего сити-менеджера Саратова, видели на стройке.
Еще один учредитель – немецкая фирма T&Z GmbH (она занимается продажей мусоросжигательного оборудования). В учредительном документе также упоминаются немецкий Commerzbank AG и Сбербанк России. Компания T&Z готова нести ответственность только в рамках гарантии (срок ее действия - 24 месяца). То есть в случае какого-либо ЧП на заводе возмещать ущерб будет ООО «Эко Плюс». А уставной капитал этого общества, согласно бумагам, всего 10 тыс. рублей. Не маловато ли для фирмы, которая собирается построить в черте города потенциально опасное предприятие? Мы попытались разобраться в ситуации.
«Печки», диоксины и фураны
По данным Роспотребнадзора, от всех ТБО в стране медицинские отходы составляют 2%: около миллиона тонн в год. Сюда относятся бинты, шприцы, просроченные лекарства, пеленки, ртутьсодержащее оборудование, останки животных. Все эти тряпки, стекла и трупы могут быть заражены, и потому их утилизируют отдельно от прочих отходов. Самый простой способ избавиться от медицинского мусора – закопать в землю и забыть место. Более дорогостоящие варианты – утилизация при помощи химической или термической обработки. При химической утилизации отходы обрабатывают специальными обеззараживающими составами, после чего отправляют на обычную свалку. Этот метод не слишком эффективен и не пользуется большой популярностью. Термическая утилизация – сжигание в специальных СВЧ-установках или комплексах. В Европе и США такими печами оборудованы все больницы. Есть несколько и в саратовских медучреждениях. Считается, что при высокой температуре вся «дрянь» сгорает. Экологи уверены: это не так. При сжигании мусора образуются диоксины и фураны, входящие в список самых опасных для здоровья веществ. Они накапливаются в организме и продуктах, приводят к онкологическим заболеваниям, влияют на иммунную, эндокринную и репродуктивную системы человека. Но если маленькая «печка» в больнице - маленькая проблема, то большой агрегат, размером с завод - уже настоящая головная боль для всего города.
Создавать мусоросжигающие предприятия, в принципе, запрещено Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, к которой Россия присоединилась в 2002 году. Саратовский эколог Ольга Пицунова рассказала нам: борьба с подобными объектами идет по всему миру и в ряде стран «зеленые» сумели остановить строительство «печек». Понятно, что заводы по утилизации отходов нужны, с каждым годом мусора в стране становится все больше. Но так ли уж необходимо строить их в черте города? Особенно если речь идет о медицинских отходах. В 2005 году в Улан-Удэ на подобном заводе прогорела печка и в атмосферу незаметно выбрасывались опасные вещества. Тогда это едва не привело к техногенной катастрофе.
Инициативной группе удалось узнать, что энгельсский завод будет использовать технологию низкотемпературного сжигания отходов (печка разогревается до 850 градусов). Между тем во всем мире активно применяется более эффективное высокотемпературное сжигание (до 1100 градусов). Кроме того, в процессе работы «печки» неизбежны отходы в виде токсичной золы и использованных грязных фильтров. Отвозить их, скорее всего, будут на обычные свалки. Так что вопросов к учредителям завода скопилось много.
Было или не было
Закапываясь все глубже, инициативная группа выяснила, что будущий завод все-таки получил документы. Нам показали заключение от ООО «Центр гигиенического обучения и экспертизы». В этой любопытной бумаге, например, написано: ближайшая к предприятию жилая зона расположена на расстоянии тысячи метров. Вот только эксперты забыли упомянуть (или не заметили), что в
Мы попытались собственными силами провести небольшое расследование. Первым на нашем пути оказался «директор» будущего завода, глава «Эко Плюс» Олег Березин. В телефонном разговоре он заявил:
- Ничего в Энгельсе не строится, я не являюсь директором никаких заводов. Я не знаю, что эта инициативная группа вам наговорила.
В региональном Ростехнадзоре сказали, что не давали разрешений на строительство в Энгельсе подобных объектов. Роспотребнадзор воздержался от комментариев, пояснив: получили обращение от инициативной группы и теперь разбираются. Руководитель исполкома Энгельсского отделения «Единой России» Василий Лепехин не смог вспомнить, чтобы местные депутаты когда-либо рассматривали проект такого завода. Кроме того, подобная тема обязательно выносилась бы на публичные слушания, а они не проводились. Так, может быть, завод – только миф и вся эта история не больше чем провокация, местные финансовые разборки? Ведь в составе инициативной группы много руководителей энгельсских предприятий. Возможно, что-то они там у себя не поделили?
Мы приехали на место предполагаемого строительства. Вся территория – одно небольшое здание бывшей котельной и примыкающая к ней труба. По округе ходили рабочие. Они сообщили нам, что трудятся на похоронном предприятии (каком именно, не стали уточнять) и намерены «просто» построить забор.
- А вы не слышали, что тут будет? - поинтересовались мы.
- Раньше вроде хотели построить печку, - ответил один, - а потом, кажется, запретили. Не знаю, что будет.
Так, значит, завод все же хотели построить. А потом «кажется, запретили». И как минимум один человек – Олег Березин – ввел нас в заблуждение. Похожую версию событий рассказала и эколог Ольга Пицунова, которая узнала о строительстве опасного предприятия только после обращения к ней инициативной группы.
- По моим данным, этот завод на самом деле хотели построить, у него есть все разрешительные документы, он прошел экологическую экспертизу, – сообщила она. - Единственная причина, почему его еще не построили, – это якобы запрет Энгельсского совета депутатов. Дело в том, что по закону объект, который имеет санитарно-защитную зону свыше
- Каким же тогда образом «Эко Плюс» смог получить разрешительные документы, например, от Роспотребнадзора? - спросили мы.
- Роспотребнадзор сегодня на многое дает разрешения. Недавно я была на полигоне «Экороса» в Елшанке, в Ленинском районе. Там творятся жуткие вещи: наш НПЗ вывозит туда нефтяные отходы, они сливаются в огромные болота. А совсем рядом расположена система прудов, которая связана с речкой Елшанкой. Почему были даны разрешения на эти безобразия?
Директор Центра содействия экологическим экспертизам Алексей Пинчук рассказал: разговоры о строительстве таких заводов в регионе идут постоянно. В докризисное время «печка» даже была предусмотрена в программе экологического оздоровления. В 2007 году создать завод по утилизации в Саратове предложила Пензенская экологическая компания. В 2004-м другая, ульяновская фирма хотела построить в Саратовском районе мусоросжигательное предприятие. Однако эти проекты, как и многие другие, так и не были реализованы. И не по экологическим, а исключительно по экономическим причинам.
Все остальные наши попытки разузнать что-либо о строительстве в Энгельсе завода по утилизации медицинских отходов ни к чему не привели. Собственные расследования начали и местные экологические организации. Так что, видимо, вскоре в этом деле появятся новые интересные подробности.
Экоборьба
Инициативная группа ведет серьезную кампанию против нового строительства, напоминающую хорошо продуманную PR-акцию. Создан сайт Zavodu-net.ru, на котором даже предлагаются футболки со слоганом «За чистый воздух в Энгельсе и Саратове» и схожие плакаты. Добровольцы уже собрали несколько тысяч подписей под требованием «перенести строительство подобных заводов на расстояние не менее
Люди верят, что, подняв шум, смогут переломить ситуацию. В свое время жители города Пущево Московской области остановили строительство мусороперерабатывающего завода, всем памятны массовые выступления в Химках против прокладки дороги через лес. В нашей области в 1993 году люди на референдуме проголосовали против расширения Балаковской АЭС. Так что хоть небольшой, но положительный опыт экологической борьбы есть. Россияне традиционно пассивны в отстаивании своих прав. Но, быть может, печка по сжиганию опасных отходов, построенная у них под боком, заставит их стать более деятельными?
P.S. Между тем члены инициативной группы сообщили нам: на месте возможного строительства «печки» продолжаются работы, сейчас ремонтируется труба. Так что, жители Энгельса, ждите сюрприза.