Коллекторы и рэкетиры: есть ли разница?
10:00, 31 августа 2015
Ночные телефонные звонки, настойчивый стук в дверь, грубый разговор на повышенных тонах с оскорблениями и угрозами и много других «приятных» способов общения - все это арсенал средств, так называемых, коллекторов. Тех, кто выбрал своей работой - выбивать долги с недобросовестных заемщиков или слишком забывчивых плательщиков услуг.
«Нет, это не грубое выбивание долгов с применением силы и угроз. Происходит все достаточно цивилизованно, но весьма серьезно и убедительно, - убеждают рекламные статьи коллекторских агентств. - Коллекторы - это не только выпускники юридических учебных заведений, но и профессиональные экономисты, финансисты, аналитики, охранники и, конечно, психологи».
Но мы знаем, что зачастую реклама не только не соответствует действительности, но несет заведомо ложную информацию. На деле все обстоит с точностью наоборот. Может быть, где-то и работают такие профи по выбиванию долгов, но саратовцы, как впрочем, и все российские граждане обычно сталкиваются с людьми принципиально иного менталитета. Главное для них в вышибании долгов - запугать, надавить, унизить. Словно в коллекторах произошла реинкарнация братков-рэкетиров из лихих 90-х. И знающие люди говорят, что таких в этой профессии на самом деле много.
Наверное, нет такой недели, чтобы в «Четвертую власть» читатели не сообщили, что где-то расписали подъезд с бранью и требованием возврата долгов жителя одной какой-то квартиры, где-то изрисовали машину. Причем «страдает» не только жилище или автомобиль должника. Под «раскраску» попадают все, кому не «повезло» проживать с ним поблизости. Чего они пытаются добиться такими действиями? Чтобы всем миром скинулись и погасили чужие долги, или пожурили неплательщика? Очень часто должник уже давно не проживает по адресу, и под «раздачу» попадают совершенно не причастные к чужим грехам люди.
Печально, что такими «наездами» на подъезды дело не ограничивается.
В ноябре в Ленинском районе была госпитализирована 65-летняя женщина, которая сообщила, что к ней пришли неизвестные, представились коллекторами от одного из банков. Злоумышленники избили пенсионерку, после чего она частично утратила слух.
Это уже не методы уговоров и убеждений, а самый настоящий разбой.
Понятно, что коллектором не станет трудиться человек с тонкой душевной организацией. Ну и, судя по методам работы, выбиванием долгов занимаются отнюдь не квалифицированные юристы и психологи.
Совсем недавний случай, ярко иллюстрирующий кадровую проблему в этой сфере. В редакцию «Четвертой власти» обратился житель Саратова Дмитрий Розенфельд. К нему пришли коллекторы, чтобы получить долг за коммунальные услуги. Не достучавшись в квартиру, неизвестные обрезали интернет-кабель. Мужчина вызвал наряд полиции, правоохранители нашли у одного из них пакетик с наркотиками. Оказалось, что ранее злоумышленник уже привлекался к уголовной ответственности.
У многих после общения складывается именно такое впечатление - у коллектора богатый опыт нахождения в местах не столь отдаленных.
***
«Четвертая власть» опросила политиков, общественников, представителей силовых структур, как действовать саратовцам в такой ситуации.
Николай Скворцов, юридической компании «Юрком», член Общественной палаты Саратовской области:
- В Уголовном Кодексе есть 167 статья - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества. Это касается случаев, когда они повреждают имущество - например, дорогостоящую дверь квартиры, автомобиль раскрасили или шину прокололи.
По этой статье срок до 2 лет лишения свободы. Если удастся создать такой прецедент и довести дело до суда, чтоб им неповадно было, было бы хорошо.
Об этом надо писать заявление в полицию. Надо не бросать это, а доводить до конца. Если в полиции попытаются закрыть дело, отказать в возбуждении, то надо обращаться в прокуратуру, жаловаться. Кроме того, если коллекторы «расписали» подъезд, то в полицию может написать заявление и руководитель ТСЖ, так как он управляет общедомовым имуществом.
Николай Скворцов пояснил, что в его юридической практике дел о привлечении к ответственности коллекторов за такие деяния, не было.
Леонид Писной, депутат областной думы.
- Такие действия - хулиганство, статья Уголовного Кодекса. Это надо отслеживать, пресекать, наказывать в соответствии с законом.
Они ведь не пишут: вот это мы, коллекторы, пришли бороться с неплательщиками и неплатежами, и потому испоганили подъезд. Могут ведь и дети испортить подъезд, и взрослый идиот, и коллекторы, поэтому должно быть одно наказание.
Мы проверяли неоднократно с прокуратурой соблюдение закона о персональных данных. Закон не дает права распространять персональные данные, но передать номер квартиры с задолженностью, они могут. Коллекторам передают данные, чтобы они в цивилизованном порядке взыскивали долги, а когда они губят подъезды, это чистой воды хулиганство.
Управляющие компании также могут подать такое же заявление, так как они уполномочены на защиту интересов собственников.
Владимир Моисеенко, пресс-секретарь регионального Управления федеральной службы судебных приставов.
- Коллекторы сегодня в 90% случаев занимаются взыскиванием долгов на этапе досудебных разбирательств. После вынесения судебных решений почти все взыскатели передают судебные листы нам.