Резкая и дерзкая
15:43, 29 июля 2015
Интересно понаблюдать иногда за взаимоотношениями начальников и подчиненных, губернатора и министров. Как по-разному и очень неоднозначно они складываются. Старые, как мир, истории про фаворитов и фавориток на саратовской почве кажутся какими-то уродливыми отражениями куртуазных эпох. И все же. Почему одни чиновники правительства Саратовской области, как огня, боятся Валерия Радаева и твердят заученные фразы: «Вы правы, Валерий Васильевич», «Все сделаем, как вы скажете, Валерий Васильевич», а с портфелями время от времени расстаются, должностей лишаются? А другие тому же самому Валерию Васильевичу на каждое замечание сто возражений в ответ - и никаких последствий. Даже напротив - почет и уважение.
Яркий пример - история министра культуры Светланы Краснощековой. Перефразируя классика, про нее можно смело сказать: «За словом в карман не полезет, и шефа куда-то пошлет». В знаменитом стихотворении Николая Некрасова есть еще одна фраза: «… в горящую избу войдет». Только на примере нашей героини все получается наоборот: «В какую избу ни войдет, та жарким огнем возгорится».
Как известно, «горящих» следов на поприще культурного министра немало - филармония, ТЮЗ, недавно добавились склады Рейнике. Чуть было не заполыхал музей трудовой славы еще на стадии строительства. Это словно не министр, а магиня - повелительница огня.
Теперь все это пытаются восстанавливать. А на самых важных объектах планерки проводит губернатор Валерий Радаев и даже смеет высказывать свое недовольство. Как будто не знает, почему объекты так дорого стоят и долго ремонтируются, да и для чего, собственно, они так внезапно возгорались.
Вспомним совсем еще недавнюю эпопею с восстановлением сгоревшей филармонии, которой в тот несчастный год руководила нынешний министр. Срок сдачи объекта переносился неоднократно, все это раздражало Валерия Васильевича. Своих эмоций он особенно не сдерживал.
Во время одного из его визитов на объект долгостроя Светлана Краснощекова начала говорить о переносе срока сдачи филармонии и одновременно рассказывала про запланированный международный конкурс в ее стенах. Но глава региона обрушился на министра: «Я всё понимаю. Но это вы рассказываете, как запустить космический корабль, после того как Циолковский запустил его! Не надо это рассказывать, понимаете? Все должно быть в сроки. Месяц, два... ребята, вы уже все критерии переборщили. Напишите график по каждому дню. Убедите, что надо два месяца, послушаем вас. Не убедите - …ничего личного. Если к вам не наведываться и не пинать, вы еще год будете строить». Так он охарактеризовал тогда, переводя на литературный язык, слабую организационную работу министерства. «Ваше отношение к работе меня не устраивает, сдача объекта затягивается, и это говорит о низком уровне организации процесса, - возмущался он. - Объективных причин оттягивать сроки не вижу. Это вольности, вы тут дурака валяете. Такого быть не должно. Будем проводить планерки каждый день. Мы уложимся в сроки, о которых вы не мечтали. Там и будете рассказывать сказки, а я не могу с вами быть почти Андерсеном». Да, Радаев - не сказочник, он мужик с берданкой. Тогда казалось, что губернатор-охотник вот-вот и расстанется с дерзкой руководительницей губернской культуры, у которой мало того, что все пламенем пылает, так еще и вечно отодвигаются сроки сдачи объекта. Но губернаторский выстрел оказался холостым.
Новый сгоревший объект - старое здание ТЮЗа - восстанавливают такими ударно-черепашьими темпами, что на улицу Вольскую опять зачастил губернатор. На прошлой неделе он узнал, что плохо налажено взаимодействие между ведомствами, которые занимаются реконструкцией театра. Жаловался зампред правительства Валерий Сараев, что министр Краснощекова на объект не часто заглядывает, а ее подчиненные не всегда адекватно оценивают ситуацию - то окна не те согласуют, то кровлю не такую закажут.
«Это корпоратив. Корпоратив должен быть такой - взаимодействие. Иначе вы ни к чему не придете», - заметил губернатор. Тут же во время обхода здания Валерий Радаев вновь вступил в полемику с госпожой министершей. На этот раз из-за реставрации фресок, выполненных палехскими мастерами. И тоже получился любопытный диалог.
Министр культуры пообещала, что ее восстановят, насколько это возможно.
«А полностью отреставрировать мы не можем?» - возмутился Радаев.
«У нас столько денег нет», - вздохнула Краснощекова.
«А вы обращались к нашему областному колледжу искусств? Может они смогут? Там такие таланты, они вам все за два дня сделают», - указывал губернатор-искусствовед.
«Нет, не смогут. Там нет таких специалистов», - отрицала министр.
«Вы чего со мной спорите-то? Все там есть. Недооцениваете вы таланты, надо потенциал Саратовской области продвигать. У нас городу, между прочим, тысяча лет!» - воскликнул возмущенный Валерий Васильевич.
После осмотра остальных помещений и детального изучения планов по их реконструкции губернатор вновь обратился с небольшой критикой к минкульту.
«Ну, я думаю, после сегодняшнего мероприятия министерство культуры у нас будет номер 1 здесь», - заявил он.
«А мы и так всегда здесь», - снобливо ответила Светлана Краснощекова.
«Но вы же не просто должны быть здесь. Вы должны исторический сохранить облик», - напутствовал Радаев.
«Ну, вы же знаете, в филармонии все было хорошо, так как нужно. Никаких вопросов не возникало», - реагировала министр.
«А здесь расслабились», - в шутку заметил глава региона, забыв, как он отчитывал минкульт за ту самую филармонию.
***
Вызывает подозрение, почему губернатор всякий раз прощает провалы Светланы Владимировны и грозные представления прокуратуры о том, что минкульт под руководством Краснощековой оказывает административное давление на бизнес, выдавая незаконные предписания о приостановке строительных работ. Радаев снисходителен к ее дерзостям в свой адрес, публичным пререканиям с ним, что, безусловно, подрывает его авторитет как руководителя области.
Может быть, наш губернатор просто галантный мужчина, которому трудно распекать женщину-подчиненную или того хуже - уволить ее за провалы в работе? Но история с Наилей Бриленок как-то не совсем вписывается в такую линию поведения. Достаточно вспомнить, как Валерий Радаев прилюдно на стадионе «Сокол» допускал уничижительные высказывания в адрес спортивного министра. Он заметил, как министр транспорта и дорожного хозяйства Николай Чуриков помогает Наиле Булатовне спуститься по бетонному основанию трибуны. «Министр спорта сама спуститься не может, что ли? Развалилась вся?» - бросил фразу губернатор. Так что в куртуазных манерах и врожденном любезном отношении к женщинам главу региона трудно заподозрить. На своем поприще у госпожи Бриленок тоже было немало недостатков, но не больше, чем у Светланы Краснощековой. Только первую уволили как бы по собственному желанию, а вторая - чувствует себя прекрасно и никуда уходить не собирается.
Все сходит с рук любимице губернатора. В чем секрет непотопляемости министра культуры? Может быть, в том, что у них с Валерием Васильевичем особо теплые отношения? Кажется, что ей остался шаг к тому, чтобы стать эдакой мадам Помпадур саратовского образца. А что, Краснощекова легко под каблук загонит слабохарактерного губернатора и жестко сможет править областью из-за кулис.